Какие темы можно затрагивать в линейном эфире?

Какие темы можно затрагивать в линейном эфире?

Говорить можно всё, главное – делать это искренне. Начнём с простого, перейдём к более сложным вещам.

1.Пересменка: расскажите своему коллеге в эфире анекдот, спросите его, куда он направится после работы, сделайте ему комплимент, пошутите вместе на злободневную тему...

2. Выход–настроение: расскажите слушателям, как вы добрались до работы , что видели необычного, как проснулись, с каким настроением пришли на работу, что решили надеть…

3. Актуально-оперативные выходы: без них никуда, особенно для эфиров мегаполисов:

  • погода ( смотрите на официальном сайте гидрометцентра своей страны)
  • пробки ( тут без вариантов – yandex - пробки )
  • праздники, знаковые события дня, именинники (www.calend.ru)

4. Музыкальные новости (billboard.com, lenta.ru/music) Важно: ни в коем разе не скатывайтесь до банального озвучивания новости, это ниша новостника, вы обязаны говорить о новостях так, словно вы рассказываете их своему лучшему другу. С той же степенью задора и увлечённости. Если нет интереса у вас, откуда он возникнет у слушателя, который включает радиоприёмник?

5. Выход-наблюдение: материал для этих подводок целиком и полностью находится в вашем эфирном блокноте.

6. Анонсы: Ди-джей – личность, но не личность автономная от станции, на которой он работает, поэтому не забываем анонсировать игры, крупные акции, вечерние проекты и музыкальные треки, которые появятся в ближайшие 15 минут. Если делаете анонс песен, называйте не больше 3 композиций, причём, в обратной последовательности их появления в эфире.

7. Выход – зацепка. Очень опасны такие выходы, на самом деле, можно скатиться до банальности или совсем уж улететь в философские размышления. История проста: слышите последнюю фразу песни - начинаете на этот счёт что-то говорить. К сожалению, тексты русских песен позорно нелепы, поэтому и выходы зачастую получаются ни о чём.

8. Лайф. Я называю это шуршанием оберток конфет в микрофон («День радио»). То есть. Пьёте чай? Скажите об этом в эфире и постучите ложкой по кружке. В эфирной находится гитара? Поиграйте на ней, я помню, особенно хорошо это получилось однажды у «Бригады У». Будьте органичны, делитесь тем, что происходит с вами в данную минуту времени, реалити-шоу всегда имели высокие рейтинги!

9.Пиар станции. Сейчас большинство радиостанций имеют он-лайн трансляции на сайте, пиарьте возможность слушать ваши замечательные волны в любой точке мира. Не говорите напрямую, что вы лучшие, не добивайтесь этого от слушателей, просто давайте им изредка понять, что у тех, кто сейчас настроился на такую-то частоту, идеальный вкус :-)

За краткостью никогда не должна теряться ясность, поэтому уясним 2 момента:

  • Подводка- выход ди-джея
  • Подложка- музыкальный фон, на котором произносят вот ту самую многострадальную подводку.

Зачастую выходы ди-джеев действительно бывают многострадальными, и всё по одной причине: Многие RDJ не умеют лаконично выражать свои мысли: строят словесные пирамиды Хеопса и не понимают, что для слушателя это сущий ад. Наверняка, вам тоже приходилось слышать ди-джеев придумывающих свою речь на ходу, путающихся в мыслях, повторяющих несколько раз сказанное и вспоминающих все синонимы мира, чтобы хоть немного отвоевать у эфира время для того, чтобы подумать над тем, что же сказать дальше или ещё хуже - как из всего этого словесного винегрета выйти на коду. Так вот. Самый верный помощник ди-джея на радио – КРАТКОСТЬ.

Хронометраж подводок линейного эфира.

Учёный подсчитали, что в среднем человек может держать внимание к новой поступающей информации не более 45 секунд. Если ему будет не интересна эта информация, он либо отключится, либо расстанется с этим источником информации навсегда. Вывод: говорим мало, но информативно и эмоционально.

Что даёт прописывание подводки?

  1. Вы всегда знаете, с чего начать, к чему прийти и, главное, КАК это сделать.
  2. Вы не разбавляете суть водой. Написав выход на 45 секунд, вы всегда можете причесать его до 30, а то и 20 секунд.

Важно

Если у вас наступает творческий кризис, и кажется, что просто нечего сказать слушателям, вы просто обленились и перестали наблюдать за жизнью. Есть такое важное изобретение программных, которое называется эфирный блокнот. Сознательные RDJ носят его с собой всегда и записывают абсолютно все эмоции, которые получают от жизненных ситуаций. Вы ехали в такси, в котором водитель слушает вашу радиостанцию? Почему не рассказывали об этом в эфире? Вам бывало плохо от того, что любимый человек не звонит слишком долго? Весь секрет в том, что в эфире надо быть человеком, а не звездой. Солнце светит одинаково всем, перестаньте говорить о возвышенном и далёком, говорите о том, что волнует всю страну, отдельно взятого человека, конкретно вас!

Список того, как можно говорить о ПЕСНЕ.

Прием «А были времена»

Вот самые употребляемые фразы этого приема: «Как сейчас помню», « а помните, были времена», «поколение постарше, наверное, помнит, как». Дальше идут ностальгические воспоминания, как…

  • дома папа воспитывал ваш вкус на виниловой пластинке югославского производства с голубоватой этикеткой и надписью The Police.
  • как улица, на которой вы жили в 89, была вся исписана фразой “Alphaville forever”
  • как все засматривались картиной Бум и потом закручивали до дыр хит «Reality»
  • как вырезали из киноленты кадры фильма про Beatles, а потом делали фотокарточки и продавали их за большие деньги в СССР.

Прием «Навеянная цитата»

Вы вслушиваетесь в текст, понимаете содержание, а потом вспоминаете цитату или афоризм, которым можно было бы заменить рефлексию. Главное привязывать цитату к песне так, чтобы слушатель не подумал, что вы там у микрофона заразились философской лихорадкой и словно банкомат выдаете цитату за цитатой. Важно не переборщить и делать все талантливо, иначе можно превратиться в голосовой буклет с мудрыми мыслями.

Прием «Фактоид»

Тут в помощь идут, конечно, 2 самых крутых интернет–ресурса - songfacts.com (на английском, но там есть всеееее песни) и music-facts.ru с коротким списком композиций. Тем не менее, и там, и там собраны уникальные факты про хиты, которых в Википедии уж точно не найти.

Прием «Клип»

К видеоряду музыканты подходят также трепетно, как и к песням. Оживить в памяти слушателей шедевры клипмейкерского искусства иногда бывает очень здорово.

Помните видео на песню Beloved «Sweet Harmony»? Там еще все были обнажены, и клип показывали только на нескольких музыкальных каналах, MTV,понятно, в их число не входило… так вот, сейчас этот клип можно преспокойно посмотреть на YouTube, без всяких возрастных ограничений и пометок с плюсами. Знакомьтесь, 2013-ый год) Дальше - творчество Рианны, будьте с нами.

Прием «Day of music»

Самый мощный помощник этого приема –The music history calendar - http://calendar.songfacts.com/ и русский усеченый Хронограф (http://music.com.ua/chronograph/).

Я заранее знакомлюсь со всеми важными событиями грядущего дня – Дни рождения, свадьбы музыкантов, попадания на верхушки чартов, выходки, дебюты, релизы - и когда вижу в плей –листе имя, о котором читала в музыкальном календаре, смотрю, сколько лет назад это было и сообщаю, что исполнитель у нас не просто так звучит, это, знаете ли, претензия на концептуальность в эфире, ибо) оказывается, ровно 43 года назад в этот день Пол Маккартни заявил о распаде Битлз, например…

Прием «Интервью»


Тут в помощь - музыкальный журнал, главным образом, Rolling Stone. Например, если на станцию я прихожу со свежим номер этого издания, в курсе этого не только мой программный и ди-джеи, которые видят увеличивающуюся подшивку глянца, но и слушатели. Показывая, что держу руку на пульсе событий, я говорю:

В последнем журнале Rolling Stone Эрик Клептон признался, что связь с действительностью ему помогает поддерживать прачечная. Видимо, когда столько лет отбеливаешь умы людей блюзом, прачечная и впрямь, как дом родной! Это был хит My father’s eyes, впереди Deep Purple.

Прием «Cover»

Мой любимый сайт для этого приема - http://www.coversproject.com. Это просто сокровищница! Кажется, там есть все песни и артисты. Стоит только указать исполнителя, и сразу выпадает огромный список песен, которые он перепевал и какие его хиты переделывали другие артисты.

Ресурс можно использовать как для авторских программ, так и для обычного линейного эфира, вспомнив, например, что Knockin' on Heaven's Door исполняла даже Аврил Лавин, но вам больше всего нравится версия Guns N' Roses, потому что именно эти ребята сумели достучаться до клочка небес, который отвечают за вашу душу. Впереди не менее красивая Sister moon.

Прием «Чужие воспоминания»

Ищите книги в сети, которые имеют название, а-ля, «Битлз в воспоминаниях. Вот, например, память) Стинга:

"В первый раз я услышал The Beatles, когда учился в последнем классе начальной школы. Дело было в раздевалке бассейна. Мистер Лоу только что провел с нашим классом очередное беспорядочное и очень шумное купание в бассейне - "провел", в сущности, означает проследил, чтобы никто не утонул. В раздевалке царила суета. Вытираясь и обсыхая, мы, по своему обыкновению, хлыстали друг друга полотенцами по гениталиям. Именно в этот момент из транзисторного приемника, висевшего в углу, послышались первые такты "Love Me Do". Эффект был поразительный. В этом разреженном, скупом звуке было что-то, что немедленно положило конец нашим грубым играм. Одинокая губная гармошка Джона, бас-гитара Пола, игравшая "на два такта", их голосоведение шло параллельными квинтами до третьей пониженной ступени, сменяясь одноголосием во время припева. Конечно, в те времена я не смог бы описать это так, как сейчас, но интуитивно почувствовал нечто значительное, даже революционное в этом лаконичном, экономном обращении со звуком, и, что интересно, то же самое ощутили остальные".

Какие темы можно затрагивать в линейном эфире?

Говорить можно всё, главное – делать это искренне. Начнём с простого, перейдём к более сложным вещам.

1.Пересменка: расскажите своему коллеге в эфире анекдот, спросите его, куда он направится после работы, сделайте ему комплимент, пошутите вместе на злободневную тему...

2. Выход–настроение: расскажите слушателям, как вы добрались до работы , что видели необычного, как проснулись, с каким настроением пришли на работу, что решили надеть…

3. Актуально-оперативные выходы: без них никуда, особенно для эфиров мегаполисов:

  • погода ( смотрите на официальном сайте гидрометцентра своей страны)
  • пробки ( тут без вариантов – yandex - пробки )
  • праздники, знаковые события дня, именинники (www.calend.ru)

4. Музыкальные новости (billboard.com, lenta.ru/music) Важно: ни в коем разе не скатывайтесь до банального озвучивания новости, это ниша новостника, вы обязаны говорить о новостях так, словно вы рассказываете их своему лучшему другу. С той же степенью задора и увлечённости. Если нет интереса у вас, откуда он возникнет у слушателя, который включает радиоприёмник?

5. Выход-наблюдение: материал для этих подводок целиком и полностью находится в вашем эфирном блокноте.

6. Анонсы: Ди-джей – личность, но не личность автономная от станции, на которой он работает, поэтому не забываем анонсировать игры, крупные акции, вечерние проекты и музыкальные треки, которые появятся в ближайшие 15 минут. Если делаете анонс песен, называйте не больше 3 композиций, причём, в обратной последовательности их появления в эфире.

7. Выход – зацепка. Очень опасны такие выходы, на самом деле, можно скатиться до банальности или совсем уж улететь в философские размышления. История проста: слышите последнюю фразу песни - начинаете на этот счёт что-то говорить. К сожалению, тексты русских песен позорно нелепы, поэтому и выходы зачастую получаются ни о чём.

8. Лайф. Я называю это шуршанием оберток конфет в микрофон («День радио»). То есть. Пьёте чай? Скажите об этом в эфире и постучите ложкой по кружке. В эфирной находится гитара? Поиграйте на ней, я помню, особенно хорошо это получилось однажды у «Бригады У». Будьте органичны, делитесь тем, что происходит с вами в данную минуту времени, реалити-шоу всегда имели высокие рейтинги!

9.Пиар станции. Сейчас большинство радиостанций имеют он-лайн трансляции на сайте, пиарьте возможность слушать ваши замечательные волны в любой точке мира. Не говорите напрямую, что вы лучшие, не добивайтесь этого от слушателей, просто давайте им изредка понять, что у тех, кто сейчас настроился на такую-то частоту, идеальный вкус :-)

За краткостью никогда не должна теряться ясность, поэтому уясним 2 момента:

  • Подводка- выход ди-джея
  • Подложка- музыкальный фон, на котором произносят вот ту самую многострадальную подводку.

Зачастую выходы ди-джеев действительно бывают многострадальными, и всё по одной причине: Многие RDJ не умеют лаконично выражать свои мысли: строят словесные пирамиды Хеопса и не понимают, что для слушателя это сущий ад. Наверняка, вам тоже приходилось слышать ди-джеев придумывающих свою речь на ходу, путающихся в мыслях, повторяющих несколько раз сказанное и вспоминающих все синонимы мира, чтобы хоть немного отвоевать у эфира время для того, чтобы подумать над тем, что же сказать дальше или ещё хуже - как из всего этого словесного винегрета выйти на коду. Так вот. Самый верный помощник ди-джея на радио – КРАТКОСТЬ.

Наши рекомендации