Рабочая программа педагога внеурочной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Калачевой Екатерины Вячеславовны
учителя музыки (специалист)
«ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
Возраст обучающихся: 6-9 лет
Срок реализации: 2 года
РАССМОТРЕНА
на МО учителей
художественно-эстетического цикла
Протокол №_____от «___»___________2016г.
Симферополь 2016 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса”; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей»
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Направленность программы внеурочной деятельности «Веселые нотки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
-принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
-принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи внеурочной деятельности:
1.Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
2.Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
4.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
5.Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
6.Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
7.Развивать творческие способности младших школьников.
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Тема «Разбудим голосок»
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
Тема «Развитие голоса»
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев.
Тема «Музыка»
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» Разучивание песни «Теперь мы первоклашки». Пение детских песен | 2,75 | 0.25 | ||
Тема: «Разбудим голосок». Вокальная гимнастика. Работа над репертуаром к празднику «День учителя» Разучивание песни «Наступила осень» Повторение разученных песен. Разучивание песни «Улыбка» Знакомство с игрой «Музыкальный платочек». | - | |||
Тема: Развитие голоса» Разучивание песни «Давайте играть» Разучивание песни «Зимушка». Разучивание движений танца снежинок. Исполнение новогодних песен. Разучивание песни «Первый снег». Повторение разученных песен. Знакомство с игрой «Весёлые музыканты». Разучивание песни «Ёлочка» А. Кудряшова | - | |||
Тема: «Музыка» Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» Игра «На чём играем?» Тиличеева. Разучивание песни «Мой подарок маме» Разучивание песни «Весеннее настроение» М. Матвеева. Разучивание песни «Губки бантиком». «Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах Разучивание песни «9 мая». Разучивание песен про школу (Подготовка к последнему звонку) Повторение разученных песен | - | |||
Итого | 32.75 | 0.25 |
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | план | факт |
Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» | 06.09 | |||
Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» | ||||
Разучивание песни «Теперь мы первоклашки». Игра на различение ритма «Кулачки и ладошки» Е.Тиличеева. | 13.09 | |||
Пение детских песен | 20.09 | |||
Тема: «Разбудим голосок». | 27.09 | |||
Вокальная гимнастика. Работа над репертуаром к празднику “День учителя” | ||||
Работа над репертуаром к празднику “День учителя” | 04.10 | |||
Разучивание песни «Наступила осень» | 11.10 | |||
Работа над песней “Наступила осень” | 18.10 | |||
Повторение разученных песен. | 25.10 | |||
Разучивание песни «Улыбка» | 08.11 | |||
Работа над песней “Улыбка” Знакомство с игрой «Музыкальный платочек». | 15.11 | |||
Тема: Развитие голоса» | 22.11 | |||
Разучивание песни «Давайте играть» | ||||
Работа над песней «Давайте играть» | 29.11 | |||
Разучивание песни «Зимушка». Разучивание движений танца снежинок. | 06.12 | |||
Работа над песней «Зимушка». Исполнение новогодних песен. | 13.12 | |||
Разучивание песни «Первый снег». Исполнение новогодних песен. | 20.12 | |||
Повторение разученных песен. | 17.01 | |||
Знакомство с игрой «Весёлые музыканты». | ||||
Разучивание песни «Ёлочка» А. Кудряшова | 24.01 | |||
Работа над песней «Ёлочка» А. Кудряшова | 31.01 | |||
Тема: «Музыка» | 07.02 | |||
Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | ||||
Игра «На чём играем?» Тиличеева. | 14.02 | |||
Разучивание песни «Мой подарок маме» | 28.02 | |||
Разучивание песни «Мой подарок маме» | 07.03 | |||
Разучивание песни «Весеннее настроение» М. Матвеева. | 14.03 | |||
Работа над песней «Весеннее настроение» М. Матвеева. | 21.03 | |||
Разучивание песни «Губки бантиком». | 04.04 | |||
Работа над песней “Губки бантиком” | 11.04 | |||
«Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах | 18.04 | |||
Разучивание песни «9 мая». | 25.04 | |||
Разучивание песни «9 мая». | ||||
Разучивание песен про школу (Подготовка к последнему звонку) | 16.05 | |||
Разучивание песен про школу (Подготовка к последнему звонку) | 23.05 | |||
Повторение разученных песен | ||||
Итого |
Содержание программы 2 года обучения
1. Тема «Развитие голоса»
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев.
2. Музыкально-теоретические дисциплины
Знакомство с нотной грамотой, музыкальными знаками. У детей формируется умение слушать и анализировать музыку, различать настроение и давать основную характеристику музыкальным произведениям.
3. Тема: “Музыка”
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, знакомство учащихся с музыкальными инструментами и возможность самим участвовать в создании музыки.
Творчество
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Тема: «Радуга талантов»
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Учебно-тематический план
Второго обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
Тема: Развитие голоса Введение. Разучивание и пение простейших попевок. Формирование певческих навыков. Роль распевки. Пение детских песен. Типы голосов. Типы дыхания. Вокальная гимнастика. Работа над репертуаром к празднику “День учителя”. Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. Работа над песней «У моей России». | ||||
Тема: Музыкально-теоретические дисциплины Нотная грамота (название нот, скрипичный и басовый ключ) Нотная грамота (длительность, такт) Музыкальная азбука. Урок слушания и анализа | ||||
Тема: “Музыка” Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. Исполнение новогодних песен. Повторение разученных песен. Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. Музыкальные инструменты (народные инструменты) Музыкальные инструменты (инструменты симфонического оркестра). Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | ||||
Тема: Творчество Пение детских песен - караоке Разучивание песен к празднику 8 марта. «Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах Разучивание песни “Музыкант-турист. Разучивание песни «9 мая». Работа над выразительностью песни, образом. Разучивание песен про школу | - | |||
Тема: «Радуга талантов» Повторение разученных песен | - | |||
Итого |
Календарно – тематическое планирование
Второго года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1.Тема: Развитие голоса Введение. Разучивание и пение простейших попевок. | 06.09 | |||
Формирование певческих навыков. Роль распевки Пение детских песен | 13.09 | |||
Типы голосов. Типы дыхания. | 20.09 | |||
Вокальная гимнастика. Работа над репертуаром к празднику “День учителя” | 27.09 | |||
Работа над репертуаром к празднику “День учителя” | 04.10 | |||
Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. | 11.10 | |||
Разучивание песни «У моей России» | 18.10 | |||
Работа над песней «У моей России». | 25.10 | |||
2.Тема: Музыкально-теоретические дисциплины | ||||
Нотная грамота (название нот, скрипичный и басовый ключ) | 08.11 | |||
Нотная грамота (длительность, такт) | 15.11 | |||
Музыкальная азбука | 22.11 | |||
Урок слушания и анализа | 29.11 | |||
3.Тема: “Музыка” | ||||
Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. | 06.12 | |||
Исполнение новогодних песен. | 13.12 | |||
Исполнение новогодних песен. | 20.12 | |||
Повторение разученных песен. | 17.01 17.01 | |||
Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. | ||||
Музыкальные инструменты (народные инструменты) | 24.01 | |||
Музыкальные инструменты (инструменты симфонического оркестра) | 31.01 | |||
Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | 07.02 | |||
4.Тема:Творчество | ||||
Пение детских песен- караоке | 14.02 | |||
Разучивание песен к празднику 8 марта | 21.02 | |||
Разучивание песен к празднику 8 марта | 28.02 | |||
«Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах | 07.03 | |||
«Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах | 14.03 | |||
Разучивание песни “Музыкант-турист” | 21.03 | |||
Работа над песней “Музыкант-турист” | 04.04 | |||
Разучивание песни «9 мая». | 11.04 | |||
Работа над песней «9 мая». | 18.04 | |||
Работа над выразительностью песни, образом | 25.04 | |||
Разучивание песен про школу (Подготовка к последнему звонку) | ||||
Разучивание песен про школу (Подготовка к последнему звонку) | 16.05 | |||
5.Тема: «Радуга талантов» | ||||
Повторение разученных песен | 23.05 | |||
Повторение разученных песен | ||||
Итого |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ