Расширяющих рамки предметного поля

«Основным субъектом реализации ФГОС школьного образования выступает педагог, от него требуется проектирование и организация образовательного процесса в школе на основе системно-деятельностного подхода, направленность на получение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, реализация интегративного подхода к урочной и внеурочной деятельности, решение задач воспитания и социализации образовательными средствами»[13].

Реализация системно-деятельностного подхода может осуществляться, в частности, через предъявление заданий учащимся, расширяющих рамки предметного поля. Ниже приводится пример творческого задания для учащихся, задача которого состоит в «перекодировании», т.е. воплощении образов, созданных произведением одного вида искусств в образы, воплощаемые другим видом искусства. В качестве компонента для расширения поля музыкальных произведений, которые могут быть включены в работу учащимися, использован сетевой плеер настроений.

Творческое задание.

Вам предстоит создать звуковой коллаж «Галерея образов персонажей литературного произведения». Для подбора музыкальных произведений, характеризующих разных героев, предлагаем вам воспользоваться плеером настроений Интернет-ресурса musicovery.com. Сам коллаж может быть выполнен в одном из аудиоредакторов (в рамках данного модуля таким редактором является программа Audacity).

1. Выберите хорошо знакомое вам литературное произведение.

2. Вспомните основных героев данного произведения, их манеру поведения, эмоционально-образное состояние, отношение к ним автора.

3. На основе проведенного анализа постарайтесь подобрать музыкальные фрагменты, наиболее точно отражающие образы выбранных вами героев.Для этого воспользуйтесь плеером настроений на сайте musicovery.com, который позволяет осуществить подбор музыкальных произведений по настроению.

4. Используя поисковые сервисы, найдите и сохраните на свой компьютер, выбранные вами произведения.

5. Создайте звуковой коллаж в программе Audacity.

6. Работа с плеером настроения:

· На главной странице сайта http://musicovery.com/ представлена база музыкальных произведений (раздел Playyourmood), позиционированных в системе координат эмоционального состояния человека: негативное – позитивное (горизонтальная ось) и энергичное – спокойное (вертикальная ось).

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

· Ниже координатной плоскости расположена область выбора музыкальных стилей. Вы можете добавлять в предлагаемый список произведения того или иного стиля или исключать их.для чего достаточно выполнить щелчок левой кнопкой мыши на названии соответствующего музыкального направления (каждое из которых отмечено отдельным цветом). Кнопки Allgenres (все стили) и Cleargenres (очистить стили) позволяют быстро выбрать все стили, или убрать выделение соответственно.После выбора стиля (стилей) и точки в системе координат плеера для вас будет сформирован плей-лист.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru Воспроизведение
расширяющих рамки предметного поля - student2.ru Пауза
расширяющих рамки предметного поля - student2.ru Следующее произведение
расширяющих рамки предметного поля - student2.ru Пометить как любимое
расширяющих рамки предметного поля - student2.ru Не показывать в следующем плей-листе
расширяющих рамки предметного поля - student2.ru Удалить из списка
расширяющих рамки предметного поля - student2.ru Добавить в список
Пользователь может управлять воспроизведением, а также добавлять треки, создавая собственную радиостанцию. Плеер позволяет не только выбирать эмоционально-образную сферу произведения, стилистические особенности, но и ограничивать плей-листы временными рамками (например, произведения, созданные в 70-е годы) Разработчики предоставляют несколько вариантов аккаунта. Free (бесплатный) – с некоторыми ограничениями и Premium – позволяющий воспользоваться всеми возможностями ресурса.

Ниже приведена сравнительная таблица учетных записей.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

Несомненным плюсом ресурса является наличие версии для мобильных устройств с разными операционными системами (iOS и Android).

Итак, выбор сделан. Произведения найдены и сохранены на компьютере. Можно приступать к непосредственному созданию коллажа.

Восприятие музыкального произведения– один из важнейших видов деятельности на уроках музыки, так как соприкосновение с музыкальным наследием способствует формированию диалектического мышления школьников, что сообразно логике и требованиям развивающего обучения.

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия, предлагаемый В. И. Петрушиным, подразумевает размышление и поиск ответов на поставленные вопросы, что уже обеспечивает личностную направленность в работе:

1. выявление главного настроения;

2. определение средств музыкальной выразительности;

3. рассмотрение особенностей развития музыкального образа;

4. выявление главной идеи произведения;

5. осмысление позиции автора;

6. нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Интересен подход к этому виду деятельности у авторского коллектива УМК «Музыка. К вершинам музыкального искусства» М.С. Красильниковой, О.Н. Яшмолкиной и О.И. Нехаевой. Суть их метода, названного палмофония и палмография, заключается в переводе слушания в исполнительскую деятельность, когда учащиеся имеют возможность сначала анализировать музыкальный материал в развитии через графическую запись звуковысотности мелодического движения, а затем воспроизводить в рисунке движения рук. При этом подключается эмоциональное проживание музыки, выражающееся в характере жестов. Ценность данного метода заключается в активизации внимания учащихся не только к структуре музыкальных построений, что довольно сложно для восприятия в силу развертывания музыкального материала во времени, но и к самому процессу развития музыкальных тем.

Аналогичный подход представлен у В. Коен – это методика «Зеркал». Однако здесь педагог уже предлагает набор жестов, в то время как вышеупомянутые авторы предоставляют детям возможность самостоятельно придумать жесты, подходящие для фиксации данной музыкальной интонации, фразы, фрагмента.

При организации слушания музыки большое значение необходимо придавать принципам отбора музыкальных произведений. Каждое сочинение, звучащее в классе должно отвечать следующим требованиям:

1. быть художественно ценным;

2. педагогически целесообразным;

3. выполнять определенную воспитательную роль;

Одним из ведущих критериев отбора музыкальных произведений является психолого-педагогический критерий, различающий:

· произведения, содержание которых созвучно жизненному музыкальному опыту школьников;

· произведения более сложные по отношению к жизненному (и музыкальному) опыту детей, но преемственно связанные с ним;

· произведения, контрастирующие по отношению к жизненному и музыкальному опыту школьников, которые определяют перспективу их развития;

· произведения доступные для исполнения и восприятия;

· произведения, отвечающие тематическому содержанию программы;

· произведения дидактически целесообразные[14].

В организации работы с одаренными детьми наибольшее значение приобретают второй и третий пункты. Важно также не просто произвести анализ музыкального произведения, но и предложить учащимся творческие задания по осмыслению как отдельного произведения, так и творчества композитора в целом, обеспечить возможность «наблюдения» за произведением искусства. В качестве примера приведем одно из заданий дистанционной олимпиады по искусству «Арт-олимп. XXI век» 2010 года.

«Если бы … вел интернет-дневник…». Участникам было предложено создать блог от имени творческой личности (в данном случае выбранной самостоятельно). Задание предусматривало возможность ведения дневника третьим лицом, а также нахождения и иного решения. Доминантными становились интересная подача материала, нестандартное решение вопроса. В результате выполнения данного задания в сети Интернет появились блоги, посвященные творчеству знаменитых композиторов. Некоторые из «дневников» велись от «имени» пера Моцарта, или лягушонка Эдварда Грига. Интересное решение было найдено школьницами гимназии № 397 Кировского района (учитель музыки Сачкова С.К.), представившими материалы дневника Роберта Шумана в трактовке публикации материалов в социальных сетях.

Согласно требованиям современной педагогической действительности, эффективный образовательный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий. В контексте личностно-ориентированного подхода они обеспечивают быструю обратную связь, стимулируя мотивацию, в том числе и за счет привлечения средств геймификации - переноса игровых техник в неигровые ситуации (в данном случае в образование), предоставляют индивидуальный темп освоения учебного материала. При использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75% (Г. Кримайер).

В качестве примера приведем одно из заданий дистанционной олимпиады «Арт-олимп. XXI век» – игру «Чимборасо»[15], основанную на поиске музыкальных произведений и их анализа с использованием сетевого ресурса Musipedia.org. Оригинал игры, которая была впоследствии адаптирована организаторами проекта, придумал американский художник и писатель Джон Ривз. После того, как в одной из статей Википедии он наткнулся на странное и непонятное слово «Чимборасо», Ривз из энциклопедии решил узнать, что скрывается за этим сочетанием букв. Выяснив, что это гора в Эквадоре, потухший вулкан, он вновь в пояснении нашел не менее странные слова – «тропик Рака» и «тропик Козерога», поэтому опять обратился к энциклопедиям и справочникам. Так от слова к слову он двигался все дальше, пока не нашел точку соприкосновения с темами и терминами ему хорошо известными.

В контексте темы проекта («Наука и искусство») игра должна была привести участников от неизвестного научного термина (анаглиф, мажоранта, сонар) к конкретному музыкальному произведению. Ответ должен был представлять собой цепочку музыкальных произведений, включающую не менее пяти звеньев. Школьникам был предложен следующий алгоритм для выполнения задания:

1. Найдите определение понятия, данного в лабиринте. Зафиксируйте его в текстовом документе как первое звено вашей поисковой цепочки.

2. Выберите из предложенных музыкальных произведений то, которое, по вашему мнению, наиболее тесно связано с данным понятием. Запишите в ответе название этого произведения, поясните свой выбор – это второе звено вашей поисковой цепочки. Музыкальные произведения для выбора:

5-6 классы 7-8 классы 9-11 классы
Э. Григ «Утро» Н.А. Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» М. Равель «Игра воды» Э. Григ «В пещере горного короля» Б. Барток «Микрокосмос». Канон в нижнюю квинту И.С. Бах-Ш. Гуно «Ave, Maria» Э. Григ «Песня Сольвейг» В. Моцарт «RondoAllaTurca» Ф. Лист Прелюдия и фуга на тему BACH

3. Воспользуйтесь ссылками и прослушайте выбранное вами музыкальное произведение. Выберите наиболее понравившийся фрагмент, который станет основой для дальнейшей игры.

4. Зайдите на сайт musipedia.org. Используя предлагаемые в данном ресурсе алгоритмы поиска (см. приложение), найдите музыкальные произведения, которые поисковая система определит как сходные по отношению к музыкальному фрагменту, отобранному вами для игры.

5. Проанализируйте список найденных произведений. Выберите то, которое покажется вам наиболее неожиданным, странным. Используя технологию поиска в сети Интернет, найдите информацию об этом произведении (композиторе). Зафиксируйте эту информацию как третье звено поисковой цепочки в текстовом документе. Поясните свой выбор.

6. Повторите процедуру поиска, используя в качестве основы для поиска фрагмент найденного вами произведения. Результатом вашего поиска должны стать четвертое звено цепочки.

7. Продолжайте поиск до тех пор, пока не найдете то произведение, с которым вы хотели бы поработать во втором туре Олимпиады при создании творческого проекта.

Участникам также был предоставлен справочный материал по работе с поисковыми системами музыкальных произведений, основанных на акцентуации поиска по разным средствам музыкальной выразительности сайта musipedia.org.

а) KeyboardSearch– позволяет наиграть мелодию на Java-клавиатуре или на клавишах компьютерной клавиатуры.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

б) FlashPiano – технология поиска музыкального произведения, аналогичная предыдущему варианту, но для ввода используется флеш-фортепиано.

в) KontourSearch – поиск осуществляется на основе анализа контура мелодии (без учета интервального соотношения звуков). Просто необходимо фиксировать движение мелодии относительно предыдущего звука (первая нота отмечена *) вверх (u – up), вниз (d – down) или его повторение (r – repeat). Можно ограничить результаты поиска, указав ключевое слово, или фразу, а также выбрав стиль или жанр произведения, получаемого в результате поиска.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

г) ByMicrophone – разработчики сервиса предусмотрели возможность поиска музыкального фрагмента с помощью его насвистывания (напевания) в микрофон, подключенный к компьютеру.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

д) RhytmSearch–еще одна возможность – просто отстучать ритм музыкального фрагмента, касаясь любой клавиши клавиатуры компьютера. Просто нажмите кнопку StartTapping для начала ввода ритма и эту же кнопку для завершения.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

Приведенное в качестве примера вышеизложенное задание позволяет расширить содержательное поле предметного материала, осваиваемого школьниками, а также формировать навыки поисково-аналитической деятельности.

В условиях информационного взрыва Майкл Гриндер ставит успех школьного образования в зависимость от их визуальных способностей. «Поскольку одна из характеристик визуальной памяти – скорость, то с возрастанием объема материала возрастает необходимость в визуализации». Визуализация как способ фиксирования потока информации также может активизировать творческое мышление учащихся. Рассмотрим способы визуализации:

· визуализация данных, включающая стандартное количественное представление информации в схематической форме (круговая диаграмма, диаграмма с областями или линейчатая диаграмма);

· информационная визуализация, такая как семантическая сеть или древовидная структура; данные трансформированы в изображение, которое может быть изменено пользователем в процессе работы с ним;

· концептуальная визуализация, аналогичная концептуальной карте или диаграмме Ганнта. Метод детально разработанного представления концепции, идеи, плана и т.п.;

· метафорическая визуализация или визуальная метафора,которая дуальна по своей функциональности: во-первых, она графически структурирует и организует информацию; с другой стороны, она представляет информацию через ключевые характеристики метафоры, в которой эта информация представлена (примером может служить схема метро);

· стратегическая визуализациясистематическое использование дополнительных визуальных представлений для улучшения анализа, разработки, формулировки связи и осуществления стратегий в организациях;

· комбинированная визуализациявключает несколько типов визуализации, поименованных выше: это может быть комплексная карта знаний, содержащая диаграммы и метафорические элементы и т.п.

Постараемся привести примеры, которые могут быть непосредственно использованы в процессе преподавания музыки.

В первую очередь, хочется обратить внимание читателя на музыкальную анимационную машину, композитора и программиста Стефана Малиновски[16]. Программа представляет собой плеер midi-файлов, генерирующий разнообразные виды (всего 12) графического представления данных. Режим «отпечатков клавиш» позволяет провести анализ звуковысотной и метроритмической структуры музыкального произведения, а также его фактуры и голосоведения. В настройках плеера предусмотрена возможность выбора и редактирования цветовой схемы отображения информации, что позволяет проследить партию каждого инструмента (как «персонифицировано», так и в контексте партитуры). На рис.2 приведен пример визуализации Токкаты и фуги ре минор И.С. Баха. При выборе других видов графического представления данных анализ может акцентировать интервальную структуру, динамику, тональный план.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

Рис. 2. Пример визуализации программы MAMplayer

Несомненным плюсом использования данного инструмента визуализации является возможность проигрывания плеером любого файла формата *.mid. А в условиях, существования большого числа архивов[17] с файлами данного формата, становится очевидным возможность работы непосредственно с музыкальными произведениями любой из существующих программ для общеобразовательной школы. Единственным критерием отбора музыкального материала для подобного анализа должна стать его «педагогическая целесообразность».

В последнее время большое внимание уделяется разработке образовательных приложений для мобильных устройств, на основе которых может быть создана индивидуальная музыкально-образовательная среда учащегося.

Одним из примеров может служить приложение Recorder компании JoyTunes, представляющее собой систему начального обучения игре на блокфлейте. Существует также сетевая версия игры.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru расширяющих рамки предметного поля - student2.ru

Одно из первых заданий предлагает освоить аппликатуру звука «си» (необходимо вовремя начать играть и прервать исполнение конкретного звука), управляя самолетиком. По мере прохождения игры, ребенок осваивает аппликатуру музыкального инструмента.

расширяющих рамки предметного поля - student2.ru Поставить собственный классический или современный (в стиле hip-hop) танец поможет приложение Qdancer. Выбирая движения и организуя их последовательность на шкале времени (в приложении их более 50), учащиеся осваивают профессиональную терминологию (название каждого «па»). При создании танца обращается внимание на декорации и освещение сцены. В процессе создания танца или после его завершения можно просмотреть его сценическое воплощение.

А далее, например, можно в процессе анализа сопоставить движения, выбранные учащимися в игре, с фигурами танца в видеофрагментах балета.

Таким образом, включение подобных видов деятельности в образовательный процесс помогает педагогу не только формировать предметные компетенции на уроке, но и, поддерживая мотивацию к обучению, преодолеть противоречие между насыщенной информационной средой учащегося за стенами школы и средой, в которую школьник попадает в стенах образовательного учреждения.

Вместо заключения

«ФГОС – это шанс построения новой развивающей и развивающейся школы. Этот шанс может быть реализован при условии принятия педагогами, сообществами, общественностью идеологии и инновационного содержания стандарта на основе совершенствования научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования»[18].

[1] Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О., Пивчук Е.А. Управление введением ФГОС основного общего образования / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А. Пивчук. – СПб.: КАРО, 2014.

[2] Музыка: 5-7 классы: программа / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М.: Вентана-Граф, 2013. С.4.

[3] Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

[4] Там же.

[5] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

[6]Музыка: программа: 1-4 классы / [В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 64 с.

[7]Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС.URLhttp://meta-music.ru/page/gosudarstvennye-standarty (дата обращения 12.05.2014)

[8] Евтух Е.В., Коробкова Е.Н. Дистанционная олимпиада «Арт-олимп. XXI век»: инновационная модель взаимодействия субъектов образовательного процесса. Методическое пособие. – Санкт-Петербург, 2013. – 99 с.

[9]Евтух Е.В. Организация учебной деятельности школьников на основе ресурсов web 2.0 / Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции (12-13 апреля 2011 года) / Ред.-сост. Б. С. Рачина. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. С. 33-38.

[10] Материалы подготовлены на основе результатов работы учителя музыки ГБОУ Гимназии № 505 Красносельского района Санкт-Петербурга Соболевой Нины Георгиевны.

[11]Кабанова Т.А. Тестирование в современном образовании. Учеб.пособие для вузов/Т.А. Кабанова, В.А. Новиков. – М.: Высш. шк., 2010. – 381 с.: ил. С.43

[12]Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях // Школьные технологии. – 2007. № 3. С.146-163.

[13] Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О., Пивчук Е.А. Управление введением ФГОС основного общего образования / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А.Пивчук. – СПб.: КАРО, 2014.С. 56.

[14] Методические рекомендации по теме: «Анализ музыкальных произведений как условие подготовки учителя к уроку музыки и внеклассным занятиям в младших классах школы». Сост. Барышева Т.А. – ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1983.

[15] http://www.ted.com/talks/lang/ru/rives_reinventing_the_encyclopedia_game.html

[16]URL: http://www.musanim.com.

[17]Автор статьи в своей работе пользуется архивом классической музыки сайтаclassicalarchives.com (URL: http:// classicalarchives.com).

[18] Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О., Пивчук Е.А. Управление введением ФГОС основного общего образования / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А. Пивчук. – СПб.: КАРО, 2014. С.56.

Наши рекомендации