На уроках музыки в контексте ФГОС
Оценивание является важной и необходимой составной частью образовательного процесса, т.к. выполняет функцию обратной связи, выявляющей не только уровень освоения программы учащимися, но и степень эффективности педагогического инструментария и выступает в роли регулирующего элемента, способствующего поддержанию единства всей системы образования.
В процессе оценивания должно происходить соотнесение достигнутых результатов учащихся с изначально поставленными целями по заранее определенным критериям оценивания. В настоящее время критерии оценивания не имеют единого стандарта, поэтому проблема оценивания на уроке музыки сохраняет свою актуальность.
В соответствии с требованиями ФГОС целью музыкального воспитания в школе выступает формирование музыкальной культуры школьников, как части их духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников являет собой тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений учащихся после освоения программы предмета «Музыка».
Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета[6].
Личностные результаты:
1. Сформированность художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
2. Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
3. Умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
4. Сформированность основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
5. Сформированность основ национальных ценностей российского общества;
6. Становление целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
7. Сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов;
8. Наличие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
9. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
10. Развитость навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
11. Развитость этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии (понимания и сопереживания чувствам других людей);
12. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3. Умение воспринимать и эмоционально проживать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4. Умение описывать явления музыкальной культуры, используя специальную терминологию, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей , представленных в музыкальных произведениях;
5. Умение различать особенности и условность музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
6. Способность различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
7. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
10. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; умение составлять тексты в устной и письменной формах;
11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
13. Способность определения общей цели и путей ее достижения; способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
17. Умение работать в материальной и информационной среде.
Уровень достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся[7]:
· восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;
· хоровое, ансамблевое и сольное пение;
· элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;
· музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
· проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
· применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
· перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Под указанные виды музыкально-практической деятельности и следует разрабатывать критерии оценивания, сообразуясь с возрастными особенностями, природными возможностями учащихся и заданными во ФГОС личностными, предметными и метапредметными результатами. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве чисто музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.
Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы:
1. Что оценивается? Какие результаты?
2. Как оценивается? Какими методами?
3. Зачем, с какой целью оценивается? В чем смысл оценивания?
4. Когда оценивается? В какой момент учебного процесса?
Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:
1. Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
2. Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.
3. Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
4. Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный или итоговый характер.
Среди современных методов оценивания такому подходу наиболее полно соответствуют рейтинговая накопительная система (РНС), которая предоставляет возможность осуществлять объективное комплексное оценивание на всех этапах образовательного процесса, в совокупности с методом портфолио.
РНС характеризуется эмоционально-положительной направленностью, так как способствует стимулированию интереса учащихся к музыкальным занятиям, воспитывает волю к самоорганизации учебной деятельности и предоставляет возможность выстраивания собственных образовательных стратегий по принципу избыточности.
Рейтинговая накопительная система оценивания позволяет:
· обеспечить всесторонний характер оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, охватывая разные виды музыкальной деятельности;
· учитывать индивидуальные способности школьников;
· выдерживать объективный характер;
· фиксировать успехи в индивидуальном развитии;
· учитывать результаты фронтальных, индивидуальных и групповых форм.
Система оценивания по методике РНС включает инвариантную и вариативную части заданий, запланированных для учащихся на зачетный период – четверть, триместр, год и т.д. Инвариантная часть является обязательной для всех. Только полное выполнение этой части заданий дает право на повышение результативности обучения посредством выполнения заданий вариативной части.
Обязательная часть должна формироваться в виде заданий, где оцениванию подлежит степень овладения знаниями и предметными компетенциями:
· решение тестовых заданий;
· написание викторин;
· написание эссе;
· исполнение песен;
· работа в тетрадях.
Вариативная часть является накопительной, влияющей на промежуточный результат при оценивании, так как суммарно добавляет баллы, способствуя повышению оценки, и может включать широкий спектр творческих заданий, стимулирующих познавательные потребности школьников и внутреннюю мотивацию к процессу обучения. Такими заданиями могут выступать:
· составление кроссвордов;
· подготовка презентаций;
· написание рефератов;
· участие в аукционе театральных билетов (посещение концертов, музыкальных спектаклей, музеев);
· исследовательская проектная деятельность;
· выполнение заданий с использованием ресурсов web 2.0 (редактируемый интернет)[8],[9]:
Ø ведение музыкальной страницы на сайте класса;
Ø создание подкастов;
Ø подготовка мультимедийных проектов;
Ø веб-квесты;
Ø подготовка он-лайн концерта;
Ø создание блогов от имени композиторов, исполнителей;
Ø создание главы в коллективном учебном пособии по определенной теме;
Ø работа с Google-картой;
Ø работа в программе Learning Apps.org;
Ø работа с «лентой времени»;
Ø создание фильмов stop-motionи т.д.
Результаты выполненных заданий фиксируются в технологической карте РНС (образец приведен)[10]:
Технологическая карта РНС оценки образовательных результатов
ученика(цы) ГБОУ СОШ №______
· Ф.И. ученика (цы)_____________________________________________
· Класс _____
· Учебная дисциплина – «Музыка»
· Преподаватель _______________
· Период обучения – 3 четверть
№ | Дата | Виды деятельности | Максимальное количество баллов | Фактическое количество баллов | Примечания |
Тема «……………………………………..» | |||||
1. | 11.01. | Обязательная часть Викторина Песня | |||
2. | 18.01. | Обязательная часть Тест-опрос | |||
Накопительная часть Составить кроссворд | |||||
3. | 25.01. | Обязательная часть Эссе Пение по нотам | |||
4. | 01.02. | Обязательная часть Работа в тетрадях Пение по нотам | |||
Накопительная часть Подготовить презентацию | |||||
5. | 08.02. | Обязательная часть Викторина Эссе | |||
6. | 15.02. | Обязательная часть Тест-опрос Песня | |||
7. | 22.02. | Обязательная часть Работа в тетрадях Пение по нотам | |||
Накопительная часть Задание с использованием ресурсовweb 2.0 (на выбор) | |||||
8. | 29.02. | Обязательная часть Викторина | |||
9. | 07.03. | Обязательная часть Тест-опрос Песня | |||
10. | 14.03. | Обязательная часть Викторина | |||
Накопительная часть Создание кроссворда | |||||
11. | 21.03. | Обязательная часть Эссе | |||
Накопительная часть | |||||
Посещение концерта в филармонии |
· Более 85 баллов - «5»
· 70-85 балла - «4»
· 55-70 балла - «3»
По каждому виду задания разрабатываются свои критерии оценивания. Рассмотрим каждый вид задания из инвариантной части.
Решение тестовых заданий
«Педагогическое тестирование – форма диагностики учебных достижений испытуемых, осуществляемая с помощью предъявления им тестов. Может проводиться с целью контроля, прогнозирования, обучения и самоконтроля»[11].
«Задания в тестовой форме… представляют собой не систему, а совокупность заданий определенного направления, что позволяет выстраивать их по тематическому или иному принципу»[12].
Актуальность применения тестовых форм контроля в современном образовании объясняется рядом их преимуществ перед традиционными формами проверки знаний:
· эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль знаний значительного количества испытуемых за короткое время с минимальными затратами;
· высокая содержательность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста;
· единство требований ко всем испытуемым;
· объективность тестового контроля;
· индивидуальный характер контроля каждого учащегося;
· возможность регулярного систематического проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, как средства стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке;
· совмещение обучающей и контролирующей функции теста;
· технологичность при применении современных компьютерных средств тестирования.
В соответствии со спецификой предмета «Музыка» выстраиваются и задания в тестовой форме, которые могут включать:
· вопросы на выявление знаний теоретического блока по предмету в рамках программных требований;
· практические задания на определение степени развитости музыкального мышления (слушание музыкальных произведений с целью анализа их музыкальных форм, средств выразительности в контексте выявления содержания и художественного образа произведения);
· контрольные видеоматериалы на решение определенных ситуативных задач;
· музыкальные викторины на выявление знаний программного музыкального материала;
· задания творческого характера со свободно конструируемым ответом и т.д.
По итогам выполнения заданий в тестовой форме происходит комплексная проверка компетенций учащихся в различных видах музыкальной деятельности – информационно-познавательной, практической, творческой, которая обеспечивает учителю возможность всесторонней объективной оценки музыкальных учебных достижений школьников.
Формы тестов могут быть представлены двумя видами:
Задания закрытой формы– задания с представленными на выбор ответами, и задания открытой формы– задания, предполагающие самостоятельный поиск ответа.
Задания закрытой формы классифицируются как:
· задания с выбором ответа (задания с выбором одного правильного ответа;задания с выбором множества правильных ответов);
· задания на установление соответствия;
· задания на установление правильной последовательности.
Задания закрытой формы подразумевают конкретные ответы, поэтому каждый правильный ответ дает 1 балл, и, соответственно, по количеству заданий определяется максимально возможное количество баллов.
Задания открытой формы также могут подразделяться в виде:
· заданий на дополнение с ограничениями на ответ;
· заданий со свободно конструируемым ответом.
В таких заданиях критериями оценивания должны быть:
Ø логическая выстроенность рассуждений;
Ø содержательность ответа по количеству озвученных позиций;
Ø аргументированность ответа.
При этом каждый из указанных критериев может иметь стоимость в виде «вилки» от одного до нескольких баллов в зависимости от сложности задания и оригинальности ответа.
Написание викторин
По форме данный тип задания напоминает тестирование на предмет знания музыкальных произведений и их авторов, выявления способности ориентироваться на слух в музыкальных тембрах инструментов. Викторина может быть организована по типу как закрытой, так и открытой формы. Оценивание осуществляется по тем же параметрам – правильность и полнота ответа. Каждая позиция ответа оценивается заранее определенным количеством баллов.
Написание эссе
Этот тип задания направлен на развитие мыслительной деятельности учащихся. Умение думать, размышлять - один из важнейших метапредметных результатов школьного образования. На уроках музыки этот вид деятельности может выстраиваться на художественном анализе прослушанных музыкальных произведений, на выражении своего отношения к творчеству композитора, на сопоставлении произведении разных видов искусств и раскрытии замысла этих произведений и т.д.
Оценивание эссе сопровождается определенными затруднениями: какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни. Очень трудно определить с точки зрения оценки как ребенок чувствует музыку. Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов.
В этой связи наиболее уместными критериями оценивания эссе представляются критерии, применяемые к тестовым заданиям со свободно конструируемым ответом, которые были приведены выше.
Исполнение песен
Данный вид музыкально-практической деятельности способствует формированию вокально-хоровых навыков и опыта эмоционального переживания в процессе создания художественного образа песни. Соответственно, при оценивании должны учитываться техническая и художественная стороны исполнения произведения.
Техническая сторона включает:
· уверенное знание текста песни;
· четкое артикуляционное произношение;
· правильное звукообразование;
· владение разными видами дыхания (опорное, цепное);
· чистота интонирования (чувство строя и ансамбля);
· ритмическая точность исполнения;
· соблюдение исполнительских штрихов;
· соблюдение динамических нюансов;
· умение включаться в работу по дирижерскому жесту.
Художественная сторона включает эмоциональность исполнения в соответствии с характером произведения, умение артистично подать образ.
Учитывая разные музыкальные способности учащихся, следует провести предварительное выявление музыкальных данных каждого школьника, чтобы в дальнейшем объективно подходить к оцениванию вокальных возможностей детей. В данном виде деятельности целесообразно оценивать старание, активную позицию ребенка в работе над произведением, умение слышать и выполнять требования учителя.
Исходя из такого подхода в оценивании, можно выделить следующие позиции, которые не зависят от наличия музыкальных способностей у учащихся и которые могут быть отнесены к оцениванию детей с затруднениями в интонировании:
· знание текста;
· артикуляция;
· четкое исполнение поставленных задач в передаче образа;
· четкое следование дирижерскому жесту;
· выразительность исполнения.
Для детей с выраженными музыкальными способностями оценивание должно включать все позиции, предъявляемые к исполнению.
Фиксировать результаты оценивания можно с помощью таблицы, в которой по вертикали (с левой стороны) обозначаются предъявляемые требования к исполнению, а по горизонтали вводятся критерии от 0 до 3 баллов с пояснениями:
· 0 баллов – требование не выполняется;
· 1 балл – требование выполняется частично, нет осознанного отношения к выполнению требования;
· 2 балла – присутствует осознанное отношение к работе, но требование выполняется частично;
· 3 балла – осознанное включение в работу, требование выполняется.
Далее приводится соотнесение оценки с количеством полученных баллов.
Работа в тетрадях
Этот вид деятельности подразумевает выполнение заданий на закрепление изученного материала или на активизацию мыслительно-творческой деятельности учащихся. Предметом оценивания здесь выступают:
· правильность выполнения;
· исполнительность;
· творческая инициатива;
· аккуратность ведения тетради.
Данные позиции также оцениваются определенным количеством баллов, которые на выходе влияют на оценку. При этом каждое задание может оцениваться разным количеством баллов с учетом его сложности или умножаться на заранее заданный коэффициент сложности.
Оценивание заданий вариативной части
Оценивание заданий вариативной части так же должно происходить по заранее отработанным критериям. Так, например, кроссворд может оцениваться по количеству включенных в него позиций, по корректности формулировок и по оригинальности формы.
Презентации могут оцениваться по уровню сложности выбранной программы, по емкости и краткости содержания, по качеству иллюстрирования, по оригинальности подачи материала.
Рефераты оцениваются по следующим критериям: грамотность оформления текста, актуальность выбранной темы, логическая выстроенность материала, широта охвата изученной литературы, грамотность работы с первоисточниками в тексте реферата, глубина и самостоятельность сделанных выводов в работе.
Исследовательская проектная деятельность оценивается по соответствию выполненной работы жанру исследовательского проекта, по оригинальности выполнения и представления, по убедительности представленных аргументов исследования, по социальной значимости исследования, по соответствию поставленных цели и задач достигнутым результатам.
Аукцион театральных билетов – форма работы, направленная на повышение мотивации школьников к посещению концертов, оперных представлений, балетов и т.д. Оценивание такого участия школьника должно происходить на максимально высоких баллах, так как подобная включенность в мир искусства оказывает максимальное эмоциональное воздействие, вводит в атмосферу произведения. Критерием оценивания могут выступать количество посещений и эмоциональный отклик учащегося, оформленный в виде устного сообщения по итогам просмотра и прослушивания произведений. Форма аукциона призвана придать игровой характер состязательности между его участниками.
Выполнение заданий с использованием ресурсов web 2.0 представлены в широком разнообразии, соответственно и критерии оценивания также могут быть достаточно многочисленны. Самые очевидные критерии – это оригинальность воплощения, актуальность содержания с позиции соответствия теме урока, сложность выполнения. Остальные критерии будут носить частный характер, учитывая специфику задания (качество звучания, соответствие содержания и формы и т.д.).
Оценивание домашнего задания
Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся, поэтому необходимо сохранить определённый ритм его оценивания. Важность самостоятельного самообразования можно подчеркнуть анализом, дискуссиями, самооценкой домашнего задания на уроке. В реализацию домашнего задания можно вовлечь опыт родителей, бабушек и дедушек.
Оценивание домашнего задания должно учитывать сложность, объем и качество выполненной работы. Сложность подразумевает трудоемкость выполнения задания, объем – масштаб задания, а качество – содержательность и правильность выполнения. Сложность при оценивании можно учитывать как коэффициент, который заранее можно задать. При этом каждому критерию следует установить оценочный балл. Суммируя показатели, проявляется картина результативности.
Оценка является необходимым инструментом в образовательном процессе. Она дает представления и ученику, и учителю о сильных и слабых сторонах их деятельности. Формы оценки могут быть очень разными – от устной оценки до отметки в журнале. При каких условиях педагогическая оценка будет иметь действительно воспитательное значение? Надо иметь в виду, что систематическое применение только отрицательных или положительных оценок одинаково плохо. Дети, которые систематически плохо успевают, теряют веру в свои силы. У ребят, которые всегда получают положительные оценки, появляется чувство превосходства над другими, более слабыми учениками. В контексте выше изложенного напрашивается вывод о компромиссном подходе в оценивании: тем ученикам, которые пока не в состоянии проявлять свои музыкальные способности, лучше в устной форме давать свою оценку. А если качество музыкальной деятельности заметно улучшается, этот факт надо зафиксировать оценкой. При этом учитель должен всегда объяснять свою оценку. Давая развернутую или краткую характеристику ответа ученика, мы разъясняем ошибку, исправляем их, одобряем его мнение или соглашаемся с ним, помогаем ориентироваться в выборе художественно ценного в музыке.