Кафедра духовых и ударных инструментов
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ)
ИМЕНИ А.К.ГЛАЗУНОВА
«Согласовано» Утверждено на заседании
Проректор по учебной и Ученого совета,
воспитательной работе Протокол № 1,
Портной В. С. от « ____» ________2014 г.
«____» ___________ 2014г. Ректор ______________Соловьев В. А.
КАФЕДРА ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Рабочая программа по дисциплине
" История исполнительского искусства на
Духовых и ударных инструментах»
Основная образовательная программа
073201 (53.05.01)«Искусство концертного исполнительства "
Квалификация (степень) выпускника - Специалист
форма обучения -очная
Утверждено на заседании Согласовано:
кафедры: Декан факультета
Протокол № 7
14 марта 2014 г. «___» ________20____г.
Зав. кафедрой ____________ __________________
Петрозаводск 2014 г.
Автор - составитель:Фартушный В.П. - профессор
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины «История исполнительского искусства»
По направлению подготовки 073201 «Искусство концертного исполнительства»
Профиль подготовки «Концертные духовые и ударные инструменты»
Квалификация (степень) выпускника - Специалист
Форма обучения - Очная
Структура рабочей учебной программы
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре ООП (основной образовательой программы).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины(компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины; знания, умения, навыки).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4.1. Общий объем распределяемых часов по видам учебной работы
4.2.Объем распределяемых часов по темам
5. Содержание дисциплины.
5.1. Тематика разделов дисциплины
5.2. Тематический план семинаров.
Тема 2. Духовые и ударные инструменты, исполнительство на них в культуре древних цивилизаций.
Значение духовых и ударных в жизни общества – участие в ритуалах, повседневной деятельности человека: в быту и в работе, в праздниках, ритуалах,военных действиях.
Инструменты Древней Индии и Древнего Китая, Древнего Египта.
Исполнительское искусство игры на духовых инструментах как часть музыкальной культуры, его роль в общественной жизни Древней Греции и Рима - творческие коллективы, персоналии, учебные заведения, инструментарий, первые исполнительские конкурсы.
Тема 3. Исполнительское искусство в эпоху средневековья и Возрождения.
Распространение христианства и исключение духовых инструментов из церковной службы как инструментов «бесовских» (до IV века н.э.)
Рыцарское искусство (трубадуры, труверы, миннезингеры), искусство скоморохов, называемых в Европе жонглерами, шпильманами и менестрелями. Взаимосвязь вокального и духового исполнительства. Создание музыкальных цеховых объединений, «башенная» духовая музыка (VIII в., Германия). Деревянные духовые в домашнем музицировании. Придворные капеллы, их инструментальный состав. Инструментальное искусство Италии XIV века..
Духовые ансамбли в творчестве А.Габриэли (1510 – 1586), многочисленные медные ансамбли в творчестве Дж. Габриэли (1557 – 1612). Поиск новых средств выразительности, разнообразия тембровых красок у духовых.
Изобретение тромбона и фагота (А. Альбонезе ?), внедрение этих инструментов в концертную практику
Первые попытки создания партий духовых инструментов в соответствии с их техническими и выразительными возможностями. Церковный оркестр, внедрение новых инструментов в его состав.
Тема 9. Духовые в творчестве композиторов- импрессионистов.
Стилистические особенности – новые выразительные возможности, связанные с колоритом, тембровыми красками. Новые колористические приемы в «Ноктюрнах», «Послеполуденном отдыхе фавна».
Значение новых приемов выразительности сольных и камерных произведениях К. Дебюсси – Рапсодия для кларнета с оркестром; Рапсодия для саксофона с оркестром; Пьеса для флейты соло «Сиринкс»; Соната для флейты, альта и арфы.
Духовые в оркестре М.Равеля – «Болеро», балете «Дафнис и Хлоя».
«Болеро» как учебник инструментовки, или книга рецептов по «приготовлению» тембров (Э. Вийермоз).
МИНИСТЕСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
(АКАДЕМИЯ)
ИМЕНИ А.К. ГЛАЗУНОВА
Методические указания для студентов
по дисциплине" История исполнительского искусства на
духовых и ударных инструментах»
Основная образовательная программа
073201 (53.05.01) «Искусство концертного исполнительства "
Квалификация (степень) выпускника - Специалист
форма обучения -очная
Утверждено на заседании Согласовано:
кафедры: Декан факультета
Протокол №
«___» _______20 г. «___» ________20____г.
Зав. кафедрой ____________ __________________
Петрозаводск 2014 г
Автор –составитель -Фартушный В.П., профессор
Методические указания призваны помочь студентам в организации самостоятельной работы по дисциплине "История исполнительского искусства". Он способствует решению таких задач, как :
- расширение и обогащение музыкального кругозора студентов;
- приобретение опыта самостоятельной работы со специальной литературой;
- умение отбирать и систематизировать прочитанный материал;
Учебная программа дисциплины "История исполнительского искусства на духовых инструментах" соответствует учебному плану, определенному федеральным государственным стандартом образования высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Учебно-методические материалы касаются подготовки к семинарам, написанию реферата и овладению самостоятельной работой, а также могут быть использованы в ходе аудиторных занятий.
Цели и задачи реферата
Реферат (от лат. Refere – делаю) – одна из форм самостоятельной работы студента, учитываемая преподавателем в ходе итогового контроля его успеваемости. Реферат – это сокращенный пересказ основных идей предлагаемой преподавателем литературы по проблеме, самостоятельный поиск дополнительных источников научной информации, их анализ и изложение собственных мыслей по рассматриваемой проблеме. Предлагаемые преподавателем темы рефератов являются в науке по «История исполнительского искусства на духовых инструментах» дискуссионными.
При выборе темы студенту необходимо руководствоваться следующими обстоятельствами:
- расширением общего профессионального кругозора;
- углублением практических и теоретических знаний в области исполнительства на конкретном музыкальном инструменте;
- пополнением индивидуального портфолио;
- повышением уровня собственной бально-рейтинговой оценки по курсу.
В процессе изучение литературы студенту рекомендуется делать выписки и классифицировать отобранный материал по тематике.
Реферат обязательно включает в себя план работы, который должен раскрывать ее содержание. План работы обязательно содержит вступление, где студент кратко обосновывает актуальность темы реферата и делает краткий обзор имеющейся по проблеме научной литературы и информационных источников. Во вступлении реферата описывается теоретическая и практическая значимость избранной темы.
В заключении студент должен подвести итоги по изученной проблеме и указать пути ее решения, а также сформулировать выводы и оценки изложенной проблематики. В центральных разделах реферата студенту необходимо четко изложить концептуальные позиции автора или авторов по данной проблеме, собственные цель и задачи. Необходимыми являются включение в реферат разделов «Использованная литература», «Использованная дискография» (аудио- и видеозаписи) и другие необходимые материалы. Предлагаемый студенту объем реферата не должен превышать 20 страниц печатного текста (включая титульный лист).
Полный текст реферата предоставляется преподавателю на рецензию (предварительно). Полный текст реферата сдается студентом преподавателю.
Требования к подготовке реферата
При подготовке студента к занятиям по дисциплине «История исполнительского искусства» ему необходимо выделить в изучаемой теме:
- Историческую основу явления с анализом предшествующего ему историко-культурного контекста;
- Осмыслить суть нововведений;
- Оценить новое явление в истории исполнительского искусства с позиций современных наработок по проблеме на основе преемственности.
Требования к написанию реферата
Написание реферата студентами состоит из нескольких этапов:
- выбор темы, определение ее целей, задач, актуальность;
- определение структуры работы: наличие введения (обязательны обоснования мотивов выбора темы, ее актуальность, научная и практическая новизна и востребованность), разделение по проблематике на разделы и подразделы; наличие выводов;
- подбор и знакомство со специальной литературой и информацией на специализированных электронных сайтах;
- создание выписок и цитат из литературы по теме реферата;
- определение структуры реферата: составление плана работы, выделение вступления, основных идей (тезис и его доказательство) – частей реферата; заключение, подводящее итоги реферата, а также содержащее выводы, список использованной литературы и привлеченных сайтов, нотография, дискография и др.;
- грамотное и логичное изложение текста реферата;
- изложение материала не должно носить описательный характер. Необходим анализ с соответствующими выводами, который должен быть тесно взаимосвязан с текстом;
- все таблицы, диаграммы, график, схемы, приводимые в реферате, должны быть озаглавлены и пронумерованы;
- обязательным является наличие ссылок на источники с упоминанием номеров страниц, откуда было произведено цитирование текста;
Правильное, согласно требованиям ГОСТа, оформление реферата:
- оформление реферата на компьютере;
- формат листа А 4;
- шрифт Times New Roman 14; межстрочный интервал – полтора, параметры полей – нижнее и верхнее – 20 мм, левое – 30, правое 10 мм. отступ абзаца – 1,5 см. выравнивание текста должно производиться по ширине;
- оформление цитат в кавычках, далее – ссылка с порядковым номером из списка приводимой литературы и через точку с запятой номер страницы;
- оформление каждого нового раздела реферата начинается с новой страницы;
- правильное оформление ссылок;
- ссылки должны быть сквозными;
- правильное оформление титульного листа, списка литературы, списка электронных сайтов, списка аудиозаписей, использованных нотных источников и др.
- все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов сквозная и проставляется арабскими цифрами;
- нумерация листов начинается с третьего после содержание листа и заканчивается последним;
- объем реферата – 35 000 печатных знаков (20 страниц формата А 4).
Критерии оценки реферата
Преподаватель оценивает реферат по следующим параметрам:
№ п/п | Критерии оценки | Показатели оценки |
1. | - новизна и актуальность проблемы и темы; - самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. | 0-20 баллов |
2. | - степень раскрытия проблемы; - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания реферата теме и заявленному плану; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. | 0-30 баллов |
3. | - круг и полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по заявленной проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.) | 0-20 баллов |
4. | - правильное оформление ссылок на использованную литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев. | 0-20 баллов |
5. | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. | 0-10 баллов |
Таким образом, в соответствии с бально-рейтинговой системой формирования оценок за реферат, набравший:
- 80-100 баллов – выставляется оценка «отлично»;
- 70-79 баллов – «хорошо»;
- 51-69 баллов – «удовлетворительно»;
- менее 51 балла – «неудовлетворительно».
Примерные темы рефератов
1. История инструмента (деревянные духовые и медные духовые, ударные инструменты).
2. Духовые (ударные) инструменты в творчестве композиторов (Вивальди, Баха, Шостаковича и др.).
3. История духовых классов (классов ударных ин-тов) СПб или Московской консерваторий (по каждому инструменту в отдельности)
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу, а также реализация методики формирования у них опыта самостоятельного мышления по проблемам дисциплины "История исполнительства на духовых инструментах".
Конспектирование источников может вестись в форме:
- развернутых и простых планов;
- выписок (тезисов);
- аннотаций;
- развернутых конспектов.
План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике; выписки – письменное цитирование важных мест из прорабатываемых источников или краткое изложение мыслей изучаемого автора;
аннотация – краткое обобщение содержания информационного источника (литературы основной, дополнительной, сайта);
в конспекте письменно и четко излагаются основные мысли автора источника информации, т.е. - развернутые тезисы информационного источника, которые содержат анализ проблемы семинарского вопроса и весомые доказательства позиции автора.
Для конспектирования существуют правила:
- обязательно указываются выходные данные информационного источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц;
- в тетради для конспекта обязательно оставлять широкие поля - место для возможных последующих уточнений и дополнений конспекта;
- конспектируются только главные мысли, излагаемые в информационном источнике;
- в конспекте следует избегать сокращений слов;
- конспект должен структурно подразделяться на составные части в соответствии со структурой информационного источника или планом семинара.
Студент может в конце каждого семестра предоставлять конспекты лекций и информационных источников, а также полные тексты подготовленных докладов, сообщений, информаций преподавателю в целях осуществления им оценки работы студента в рамках текущего контроля по дисциплине "История исполнительского искусства" для набора оценок в бально-рейтинговой системе, а также формирования собственного портфолио.
Семинары являются интерактивной формой аудиторных занятий, и могут проходить в различных формах: собеседования, творческих дискуссий, организации использования докладов.
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждения или дискуссии, которые опираются на подготовку всей группы по всем вопросам семинара. При этой форме работы преподаватель поручат отдельным студентам подготовку и выступление на семинаре с сообщениями по конкретному вопросу. Ставя перед студентами вопросы по упущенным ими аспектам темы, акцентируя внимание студентов комментариями по поставленной проблеме, давая оценку сообщению, докладу или информации студента, а также форме выступления, преподаватель направляет и руководит работой студенческой группы и направляет течение семинара по запланированному руслу - устных докладов с последующим их обсуждением. Сообщения и информации делаются студентами устно, развернуто; допускается обращение студента к конспекту во время выступления;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных преподавателем до семинара.
Выступление студента на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям:
- в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу темы;
- студентом дается анализ поставленной проблемы, подкрепленный фактами, примерами;
- устное выступление студента должно быть грамотным, логичным, аргументированным и полным.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к семинару должна начинаться:
- с ознакомления студента с планом занятия;
- с вопросами, выносимыми на обсуждение;
- со знакомства и изучения рекомендуемой литературы по теме семинара. Изучение материалов к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций, с приведения в систему основных положений темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции преподавателем. Затем следует внимательно прочитать соответствующую теме литературу.
Для более углубленного изучения вопросов семинара студенту необходимо законспектировать информацию по вопросам семинара из основной и дополнительной литературы, из электронных ресурсов;
Особое внимание студенту необходимо обратить на прослушивание аудио - записей произведений по теме семинара.
Организация самоконтроля студента
Организация самоконтроля студента в ходе написания реферата и подготовки к семинару включает следующие этапы и приемы работы:
- подбор необходимой литературы;
- знакомство с вопросами, план семинарского занятия;
- определение вопросов, по которым необходимо прочитать и законспектировать литературу;
- составление необходимых схем, таблиц на основе текста лекций и литературы.
Руководство к организации самостоятельной работы студентов
Специфика изучения курса ИДИ предполагает существенную активизацию самостоятельной работы студентов путем подготовки докладов, информаций, работой с литературой. Самостоятельная работа направлена на сбор нового материала, на расширение творческих навыков студентов, более глубокое и качественное усвоение материала курса. Студенты должны показать знание существенных этапов в ИДИ, правильно оценить вклад видных музыкантов в развитие инструментального исполнительства, знать ансамблевую и сольную литературу.
Данная форма учебной работы способствует решению таких задач, как :
- расширение и обогащение музыкального кругозора студентов;
- приобретение опыта самостоятельной работы со специальной литературой;
- умение отбирать и систематизировать прочитанный материал;
- умение выделять исполнительские особенности солистов и музыкальных коллективов.
В организации самостоятельной работы студентов можно широко использовать такие формы, как чтение и конспектирование статей и учебных пособий, рекомендованных преподавателем; подготовку сообщений, докладов по темам изучаемого предмета; посещение концертов и конкурсов исполнителей на духовых инструментах.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ)
ИМЕНИ А.К.ГЛАЗУНОВА
«Согласовано» Утверждено на заседании
Проректор по учебной и Ученого совета,
воспитательной работе Протокол № 1,
Портной В. С. от « ____» ________2014 г.
«____» ___________ 2014 г. Ректор ______________Соловьев В. А.
КАФЕДРА ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(ФОС)
МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ
по дисциплине" История исполнительского искусства на
духовых и ударных инструментах»
Основная образовательная программа
073201 (53.05.01)«Искусство концертного исполнительства "
Квалификация (степень) выпускника - Специалист
форма обучения -очная
Утверждено на заседании Согласовано:
кафедры: Декан факультета
Протокол №
«___» _______20 г. «___» ________20____г.
Зав. кафедрой ____________ __________________
Петрозаводск 2014 г
Автор - составитель:Фартушный В.П., профессор
Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.
Зачетно-экзаменационные требования.
В конце первого семестра проводится зачет; в конце второго – экзамен по всему курсу. Тестирование может быть проведено перед экзаменом, но может входить и в качестве составляющей самого экзамена, в зависимости от мобильности группы (уровня восприятия знаний). На зачет, как и на экзамен, может быть представлен конспект лекций. В случае, если тестирование производится перед экзаменом, экзамен состоит из устного ответа на 2 вопроса по билетам, и обсуждения реферата, написанного в течение года. В случае, если тестирование является составной частью экзамена, экзамен состоит из устного ответа на 1 вопрос по билетам, тестирования (2-3 вопроса), и обсуждения реферата, написанного в течение года. Решение по форме и содержанию экзамена принимает преподаватель, с утверждением на кафедре.
Перечень вопросов к экзамену по всему курсу:
1. История инструмента (флейты, гобоя, кларнета. Фагота, саксофона, валторны, трубы, тромбона, тубы в XVIII, XIX, XX вв.).
2. Духовые инструменты Древнего мира.
3. Духовые инструменты в эпоху Средневековья.
4. Духовое искусство Ренессанса.
5. Духовые инструменты в музыке XVII века.
6. Духовые инструменты в эпоху барокко.
7. Духовые инструменты в музыке Венской классической школы.
8. Духовые инструменты в творчестве композиторов-романтиков.
9. Духовые инструменты в творчестве композиторов конца XIX-начала XX вв.
10. Исполнительское искусство и педагогика в Западной Европе во второй половине XIX - начале XX вв.
11. Зарубежное исполнительство на духовых инструментах во второй половине XX в.
12. Духовые инструменты в творчестве зарубежных композиторов второй половины XX в.
13. Зарубежные современные духовые исполнительские школы и их крупнейшие представители.
14. Народные истоки русского исполнительства на духовых инструментах.
15. Духовое искусство в XVIII - первой половине XIX вв. в России.
16. Духовые инструменты в русской музыке первой половины XIX в. Роговой оркестр.
17.Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах.
18. Духовые инструменты в русской музыке второй половины XIX -начала XX вв.
19. классы духовых инструментов в Петербургской и Московской
консерваториях (1862 - 1917).
20. Становление современной отечественной школы игры на духовых инструментах.
21. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов.
22.Деятельность крупнейших отечественных педагогов-духовиков.
Перечень вопросов по тестированию (весь курс):
Зарубежное исполнительство
1. Духовой инструмент Древней Палестины?
- литуус
- букцина
- шофар
2. Искусство игры на авлосе в Древней Греции?
- авлетика
- авлодия
- авлетизм
3. В творчестве какого композитора эпохи Возрождения впервые применен принцип дифференциации инструментов, что явилось важным шагом на пути формирования оркестра?
- Джованни Габриэли
- Лука Маренцио
- Орландо Лассо
4. Какое дополнительное название носила группа корнетов в эпоху Возрождения?
- цинки
- крумгорны
- бомбарды
5. Сколько концертов для фагота с оркестром создал А.Вивальди?
- 26
- 15
- 38
6 . Основатель жанра сольного инструментального концерта для духовых инструментов в эпоху барокко?
- А. Скарлатти
- А.Вивальди
- А.Корелли
7. Создатель кларнета на рубеже 17 – 18 веков?
- Ян Стамиц
- Иоганн Деннер
- Антон Фильц
8. Что такое «стиль кларино», и какие инструменты использовались в этом стиле?
- исполнение на натуральных валторне или трубе в высокой тесситуре
- исполнение на флейте или гобое в высокой тесситуре
- исполнение на клапанных валторне и трубе в высокой тесситуре
9. Как используются тромбоны у И.С. Баха?
- для поддержки струнной басовой партии
- для усиления голосов хора
- для исполнения мелодии
10. Какой принцип оркестровки по отношению к духовым чаще всего используется И.С. Бахом и Г.Ф.Генделем в их ораториях и кантатах?
- дублирование в унисон со струнными
- аккомпанирующая функция
- самостоятельные мелодические фигурации
11. Какой состав оркестра используется в симфониях И.Гайдна?
- парный
- тройной
- четверной
12. В какой симфонии И.Гайдна литавры используются для создания специального эффекта?
- в симфонии № 45, «Прощальной»
- в симфонии № 94,«С ударом литавр»
- в симфонии № 15, «Королева»
13. Для какой трубы написаны концерты И.Гайдна и Я.В. Гуммеля?
- для натуральной
- для клапанной
- для трубы с вентилями
14. Известные исполнители 18 века – валторнисты, гобоисты, кларнетисты, трубачи. Кто есть кто?
- Франц Тауш (1762 – 1817), Фридрих Тауш (сын Фр. Тауша), Антон Штадлер, Иозеф Бер (1744 -1811)
- Карло Безоцци (1738 – 1792), Гаэтано Безоцци, Иоганн Фишер (1733- 1800), Иозеф Фиала
- Антон Вейдингер (1766 - 1852), Иоганн Г. Рейхе, И. Кларк, Д. Шор
- Карл Лау, Ян В. Штих-Пунто (1746 – 1803), Антон Гампель, Игнац Лейтгеб (1745 – 1811)
15. В каком оркестре, названном «капеллой генералов», работали флейтист И.Вендлинг, гобоист Ф.Рамм, фаготист Г.Риттер, валторнист Ф.Ланг?
- в Мангеймском
- в Дрезденском
- в Зальцбургском
16 . Какие из нижеперечисленных выразительных средств ввели в оркестровую практику Мангеймские симфонисты?
- крещендо – диминуэндо
- «мангеймские вздохи»
- динамический контраст «форте –пиано»
17. Иоганн Иоахим Кванц (1697 – 1773), выдающийся флейтист, ученый, - автор основательного трактата «Опыт наставления в игре на поперечной флейте». Эта работа представляет собой –
- пособие по игре на флейте
- пособие, касающееся игры на флейте, гобое фаготе, струнных инструментах
- пособие, касающееся игры на флейте, гобое, фаготе, струнных инструментах, и освещающее широкий спектр вопросов исполнительства и теории музыки
18. В каких симфониях В.А.Моцарта используются кларнеты ?
- в cимфонии № 38, «Пражской», ре мажор
- в симфонии № 39, ми бемоль мажор
- в симфонии № 40, соль минор
19. Для кого из названных исполнителей В.А.Моцарт написал свои четыре валторновых концерта?
- Антона Гампеля
- Игнаца Лейтгеба
- Яна Вацлава Штиха –Пунто
20. В каком произведении В.А. Моцарта используется солирующий тромбон?
- 41 симфония
- «Реквием» (Тuba Мirum)
- «Свадьба Фигаро»
21. Кому принадлежит идея применения «закрытых» звуков на натуральной валторне c целью достижения хроматизации?
- Антону Гампелю
- Игнацу Лейтгебу
- Яну Вацлаву Штиху –Пунто
22. Кто придумал инвенционную валторну?
- Антон Гампель
- Игнац Лейтгеб
- Ян Вацлав Штих –Пунто
23. В чем суть добавляемых к натуральной валторне кронов и инвенций?
- в изменении общего строя
- в расширении диапазона
- в расширении динамических градаций
24. У кого из Венских классиков литавры обрели решающую роль в драматургии художественных образов, - как аккомпанирующие и мелодические инструменты?
- В.А.Моцарта
- И.Гайдна
- Л.ван Бетховена
25. Какое сочинение написал Л.ван Бетховен для выдающегося виртуоза Яна Вацлава Штиха-Пунто?
- концерт для гобоя
- концерт для кларнета
- сонату для валторны
26. В чем суть инструментальной реформы Т.Бема?
- в совершенстве новых виртуозных возможностей флейты
- в достижении динамического разнообразия и тембровой ровности всех регистров инструмента
- в интонационной устойчивости указанных регистров
27. Какие из нижеперечисленных конструктивных решений принадлежат Теобальду Бему?
- сверление звуковых отверстий в соответствии с законами акустики
- сверление звуковых отверстий в соответствии с расположением пальцев
- применение клапанного механизма, независимого от строения пальцевого аппарата
- применение клапанного механизма, учитывающего строение пальцевого аппарата
- применение цилиндрического строения канала инструмента
- применение обратноконического строения канала флейты.
- применение на флейте параболической головки
- применение на флейте цилиндрической головки
28. Медный духовой инструмент с вентильным или помповым механизмом, Какие из нижеперечисленных исполнительских средств являются результатом его внедрения в музыкальную практику ХIХ века?
- наличие хроматического звукоряда
- разнообразная динамика
- надежность в звукоизвлечении
29. Выдающийся педагог, композитор, автор теоретических работ по музыкознанию Антонин Рейха (19 ст.) является создателем жанра деревянного духового квинтета, ставшего ныне классическим, и получившего самое широкое распространение во всем мире. Какой состав инструментов у этого квинтета?
- флейта, гобой, 2 кларнета, фагот, валторна
- флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна
- флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон-альт
30. Сколько концертов для кларнета написано К.М. фон Вебером в 1811 г., в какой тональности?
- 2 концерта .(фа минор и Ми бемоль мажор)
- 1 концерт (До мажор)
- 3 концерта (До мажор, фа мажор, ми минор)
31. С именами каких выдающихся кларнетистов связаны произведения К.М. фон Вебера, написанные для этого инструмента?
- Генрих Берман
- Иоганн Хермштедт
- Карл Берман
32. Для каких инструментов написал свои сольные произведения К.М. фон Вебер?
- (два концерта для кларнета с оркестром указаны выше)
- концерт для ………. с оркестром
- «Венгерская фантазия» (анданте и рондо) для ……… и фп.?
- два концертино для разных духовых инструментов …?
- вариации для …… и фп.?
- квинтет для …….. со струнными?
- большой концертный дуэт для ……. и фп.?
33. Впервые басовая туба с вентильным механизмом появилась в 1835 году, в Берлине, и первоначально входила в состав духового оркестра. Свое внедрение в симфонический оркестр она начала, благодаря конструктивным доработкам известного мастера из Парижа. Кто этот мастер?
- Адольф Сакс
- Франсуа Перинэ
- Антуан Куртуа
34. Для какого инструмента написано «Адажио и Аллегро» Р. Шумана?
- для валторны и фортепиано
- для гобоя и фортепиано
- для кларнета и фортепиано
35. Для какого ансамблевого состава медных духовых инструментов в сопровождении оркестра написан «Концертштюк» Р. Шумана?
- для 4 труб
- для 4 валторн
- для 4 тромбонов
36. Какое крупное произведение для флейты написал Ф. Шуберт?
- Интродукция и тема с вариациями
- Концерт
- Соната
37. Сколько сонат для кларнета написано И. Брамсом в 1894 г., и в какой тональности?
- 2 сонаты (фа минор и Ми бемоль мажор)
- 1 соната (До мажор)
- 3 сонаты (До мажор, фа мажор, ми минор)
38 . Какие духовые инструменты являются равноправными участниками двух «Трио» И. Брамса?
- трио Ми бемоль мажор (1865 г.) для фортепиано, скрипки и ………?
- трио ля минор (1891 г.) для ……….. , виолончели и фортепиано?
39. Г. Берлиоз – создатель программной симфонии, значительно расширил состав и тембровые возможности оркестра. Носителем какого образа в его «Фантастической симфонии» является кларнет –пикколо?
- вульгарного и пошлого образа ведьмы
- благородного образа возлюбленной
- трагической картины похорон
40. Какому медному инструменту поручено выразительное соло в «Надгробной речи» из «Траурно-триумфальной симфонии» Г. Берлиоза?
- офиклеиду
- тромбону
- трубе
41. Для каких солирующих духовых инструментов написал свои произведения Камиль Сен-Санс, и сколько их?
- 3 сонаты для гобоя, кларнета и фагота
- 4 сонаты для гобоя, кларнета, фагота и английского рожка
- квинтет си минор для ………. и струнных
- септет ми бемоль мажор для …………, струнного квинтета и фортепиано
- каприччио на две темы для ………, ………. , ………… и фортепиано
42. Какое самое востребованное ныне произведение написано Клодом Дебюсси для кларнета с оркестром?
- «Поэма»
- «Фантазия»
- «Рапсодия»
43. Сколько концертов для валторны с оркестром написано Р.Штраусом?
- 2 концерта (си бемоль мажор и ми бемоль мажор)
- 3 концерта (до мажор, си бемоль мажор, ми бемоль мажор)
- 1 концерт (фа мажор)
44. Какое произведение,- по жанру, - написано Р. Штраусом для гобоя?
- концерт
- соната
- концертино
45. Для каких инструментов написал свои сонаты Ф. Пуленк?
- для флейты, гобоя, кларнета
- для флейты , кларнета, фагота
- для гобоя, фагота, валторны
46. Медный духовой квинтет, иначе именуемый как «Брасс-квинтет», получил свое распространение в 20 веке. Какой наиболее употребительный состав инструментов у этого ансамбля?
- 2 трубы, валторна, тромбон и туба
- 2 трубы, валторна. тромбон, туба и малый барабан
- 2 трубы, 2 тромбона, туба
Российское исполнительство
1. В каких творческих организациях главным образом воспитывались российские оркестровые музыканты (вторая половина 18 ст. – первая половина 19 ст.)?
- в театральных школах
- в крепостных оркестрах
- в частных пансионах
2. Наиболее популярный инструмент в среде русской знати (средина 18 столетия)?
- кларнет
- флейта
- труба
3. Роговой оркестр в России создан в средине 18 века. Кто был его первым художественным руководителем и дирижером?
- Ян Мареш
- Антон Диль
- Иосиф Керцелли
4. По какому принципу функционировал роговой оркестр?
- один исполнитель – один рог – один звук
- один исполнитель – один рог – два звука
- один исполнитель – один рог – от двух до пяти звуков
5. Какие исполнительские задачи решали музыканты рогового оркестра?
- считали паузы
- извлекали звуки определенной силы, высоты и длительности в точно отведенное время
- играли по руке дирижера
6. Один из первых известных русских фаготистов в начале 19 ст., в руках которого фагот становился «каким –то особенным очаровательным инструментом»?
- Л.К. Костин
- И. Данилов
- А. Кашин
7. Кто из музыкантов – духовиков был первым исполнителем «Патетического трио» (1832 г.) М.И. Глинки?
- кларнетист Тасситро или кларнетист Каваллини
- фаготист Уччелини или фаготист Кантю
8. Какой состав оркестра у М.И. Глинки?
- парный