Рекомендованные репертуарные сборники издательства
«Композитор» СПб:
1. Сборник «Знаменный распев», 2012. Составитель Роганова И.В.:
2. Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей и юношества. Вып. 1, 2011.
3. Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей и юношества. Вып. 2, 2012.
4. Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей и юношества. Вып. 3, 2012.
5. Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей и юношества. Вып. 4, 2013.
6. Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей и юношества. Вып.5, 2014
7. Серия «В помощь хормейстеру». «Духовная музыка. Европа. Россия», 2013.
8. Серия «В помощь хормейстеру». «Младшим школьникам», 2013.
9. Серия «В помощь хормейстеру». «Рождество и Новый год», 2013.
10. «Песни доктора Лазарева. Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора СОНАТАЛ-педагогики», 2013.
11. «Песни современных композиторов для младшего школьного хора» Программа «Музыка. I–IV классы», 2014.
12. Серия «В помощь хормейстеру». «Популярная зарубежная музыка для детского хора». Вып. 1, 2012.
13. Серия «В помощь хормейстеру». «Популярная зарубежная музыка для детского хора». Вып. 2, 2012.
14. Серия «В помощь хормейстеру». «Популярная зарубежная музыка для детского хора». Вып. 3, 2013.
15. «Поем о войне и Победе». Том 1. Младший школьный хор, 2014.
16. «Поем о войне и Победе» Том 2. Старший школьный хор, 2014.
Приложение 1.
Песня В. Кистеня «Петь приятно и удобно», сл. В. Степанова
Приложение 2.
Пальчиковая гимнастика с чтением стихов.
Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, в письме. При этом разучивание забавных стихотворений, прибауток развивает детскую память и речь.
Во время пальчиковой гимнастики проводится работа над регистрами голоса.
Стихотворный текст | Содержание действия |
Повстречались два котенка: "Мяу" два щенка: "Ав-ав" два жеребенка: "И-го-го!" два тигренка: "Р-р-р" два быка: "Му-у" Смотри, какие рога! | На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начинать с мизинцев. На последнюю строчку показать рога. |
Вышла кошечка вперед К нам идет, хвостом играет. Ей на встречу из ворот Две собачки выбегают. | Пальцы изображают "кошечку". Пальцы изображают "собачку". |
Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки – Весь перецарапали. Лопнул шар, а две подружки Посмотрели, нет игрушки. Сели и заплакали. | Надуваем шар. |
Утром в саду у крыльца Проснулись четыре певца: Васька-кот мурлыкает, Свинка громко хрюкает, Лает весело щенок, Подпевает петушок. | четыре пальца обхватить ладонью |
Чтение стихов
Стихотворный материал необходим для интонационной тренировки. Этот вид работы происходит импровизационно под дирижирование педагога, а впоследствии и ученика.
Примеры используемых текстов для подготовительного отделения:
1. Что случилось у котят?
Почему они не спят?
Почему буфет открыли?
Чашку новую разбили?
Уронили барабан?
Поцарапали диван?
Почему их лапки
Влезли в чьи-то тапки?
С молоком разбили плошку?
Разбудили маму-кошку?
Почему порвали книжку?
Потому что ловят мышку!
(В. Степанов.)
2. Говорит медведь медведю:
Мы с тобой, медведь, соседи.
Приходи ко мне, медведь,
Будем вместе песни петь.
Воробей, что ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
Я давно заметил крошки,
а боюсь сердитой кошки!
3. Кисонька-мурысонька, где была?
На мельнице.
Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
Муку молола.
Кисонька-мурысонька.
Что из муки пекла,
Пряники.
Кисонька-мурысонька,
С кем пряники ела?
Одна.
Не ешь одна! Не ешь одна!
Стихи читаем разными голосами: "толстым", "тонким", ласковым, сердитым, радостным, печальным».
Приложение 3 Песни М.Л.Лазарева
Приложение 4. Таблица чередования гласных А.Свешникова
А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению, применял в зависимости от того, «что требуются звукам» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивание можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в ансамбле, когда каждое звено при пении охватывало все гласные.
Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука. Не следует путать это понятие с сомбрированием, то есть затемнением.
Таблица 1
А | е | и | о | у |
а – е – и – а а – е – о – а а – е – у – а | е – а – и – е е – а – о – е е – а – у – е | и – а – е – и и – а – о – и и – а – у - и | о – а – и – о о – а – е – о о – а – у – о | у – а – и – у у – а – е – у у – а – о – у |
а – и – е – а а – и – о – а а – и – у – а | е – а – а – е е – и – о – е е – и – у – е | и – а – а – и и – е – о – и и – е – у – и | о – е – а – о о – е – и – о о – е – у – о | у – е – а – у у – е – о – у у – е – и – у |
а – о – и – а а – о – е – а а – о – у – а | е – о – а – е е – о – и – е е – о – у – е | и – о – е – и и – о – а – и и – о – у – и | о – и – а – о о – и – е – о о – и – у – о | у – и – а – у у – и – е – у у – и – о – у |
а – у – и – а а – у – е – а а – у – о – а | е – у – а – е е – у – о – е е – у – и – е | и – у – е – и и – у – е – и и – у – о – и | о – у – а – о о – у – е – о о – у – и – о | у – о – а – у у – о – и – у у – о – е – у |
С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в вокальном ансамбле представляет определённую трудность.
Звуки «У, Ы» – формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей они звучат приблизительно одинаково.
Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправлении «пестроты» звучания. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также выравнивается звук тембрально. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания. Обязательное условие для певцов в такой ситуации – сохранения одинаковой установки артикуляционных органов, как при пении гласных «У и Ы».
Звук «у» требует высокого подсвязочного давления, естественной певческой установки гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком в хоре, важно для выработки певческого дыхания, ликвидация горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях с последовательным пением «У – А».
Гласная «Ы» является производной от «И», и если в речи «Ы» звучит мгновенно, в пение он фиксируется протяженностью звука.
Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.
Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А», поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев – «А» из глубины глотки, у англичан – глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно. А. Свешников начинал обучение с гласной «А», продолжая традицию педагога-вокалиста И.П. Пряникова: «У большинства певцов хороший звук легче всего образуется на гласной «А», потому что при нём части рта и языка находятся в натуральном положении». Так же А.В. Свешников считал эту букву одной из самых сложных, требующей округления (ближе к о): «Гласная «А» есть основа голоса, и главный подводный камень…основательное изучение её имеет особое влияние на все остальные гласные.
Звуки «И, Э» – стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношение округления звука.
Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).
Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «а».
Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу исполняются легче, чем чистые гласные.
Таким образом, работа над гласными звуками заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием, что определяет качество звучания.
Приложение 5.