Концертная практика и зачеты
В младшем хоре темп изучения учебного и концертного репертуара должен быть быстрым, смена репертуарных блоков – частой, примерно раз в месяц. Хорошо проводить творческие зачёты по освоенному репертуару в виде концертов - выступлений к праздничным датам, перед родителями, т.е. как можно чаще. Это стимулирует заинтересованность учащихся, повышает эффективность работы, качество освоения вокально-хоровых навыков, придаёт законченность проделанной работе. Целесообразно делать такие выступления 1 раз в месяц, в полтора. Освоенный репертуар будет иметь продолжительность звучания около 10 минут, это 5-8 небольших песен, ещё добавим попевки, ритмические задания. Репертуар учится блоками - по 5-10 песенок одновременно, степень трудности их не должна быть большой, сами песенки короткие, попевки могут состоять из 1 куплета, продолжительность звучания песен в концерте около 10 минут. Можно дополнить программу концерта стихами, литературными композициями, выступлениями детей с другими номерами и т.д.
На таких итоговых занятиях, творческих зачётах анализируется успешность обучения, результаты работы, намечаются пути преодолении недостатков, планы на будущее. Возможности найти поводы для концерта - зачёта многочисленны:
Концертные выступления по месяцам:
Сентябрь – Наши первые песенки - концерт для родителей
Первое воскресенье октября – Концерт к дню учителя
Ноябрь – концерт к Дню Народного Единства, перед каникулами
Конец Декабря - новогодний концерт, отчётный концерт за полугодие
Январь –рождественский концерт во время святок
Февраль - День Защитника Отечества, кроме хора возможно выступление ансамбля мальчиков.
Март - Женский день 8 марта, кроме хора, выступление ансамбля девочек, солистов. В некоторых коллективах делают праздник сдвоенный - февраль - март, что значительно облегчает выбор репертуара.
Апрель - традиционное время смотров и конкурсов - Хоровая весна
Май - окончание года, отчётный концерт. Также концерты к 1 мая, к 9 мая -Дню Победы.
В концертах особенно ярко выявляется значение коллективной творческой деятельности учащихся; происходит основное формирование их музыкальной культуры, закрепление музыкальных навыков, продвижение на новый уровень исполнительства, а также формирование общей культуры поведения и мировосприятия. Особенно результат заметен после участия в различных фестивалях и конкурсах – такие мероприятия являются огромным стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры детей, повышения мастерства хорового пения, они сплачивают учащихся, расширяют кругозор и сферу их общения, влияют на их личностное развитие, меняют стиль поведения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕПЕРТУАРУ
Правильный подбор репертуара – важное условие для успешной деятельности хора. Репертуар должен быть художественно ценным, разнообразным по жанрам, интересным детям, полезным в педагогическом отношении, то есть способствующим художественному росту хора, развивающим и обогащающим мир музыкальных представлений детей. Жанры детской хоровой музыки, которые должны быть представлены в репертуаре:
Народные песни на родном языке
Произведения русских и зарубежных композиторов классиков
Произведения современных композиторов
Произведения популярных массовых жанров
Игровые театрализованные композиции
Ритмические композиции
Тематика произведений детского репертуара: о Родине, об окружающем мире, о природе, произведения духовной тематики, детские образы и сюжеты сказок, шуточные произведения.
В репертуаре детского хора должен соблюдаться баланс между количеством простых и сложных произведений. При отборе репертуара хормейстер ставит определенные художественные и воспитательные задачи, учитывая возможности своего коллектива в данный период и перспективу развития. Произведения должны быть одновременно высокохудожественными и доступными для исполнения.
В наше исполнительство с 90-х годов XX века вошел новый пласт хоровой музыки - русская духовная музыка обихода и церковных праздников – Рождества, Пасхи, ныне поистине народных, широко отмечаемых. В репертуаре должны быть посильные для исполнения детьми духовные произведения - колядки, знаменные распевы, духовные стихи, произведения классиков, которые включаются в программы Рождественских и Пасхальных концертов, и фестивалей, песни на не канонические тексты православных авторов, священников.
О жанрах популярной музыки надо сказать особо. Жанры массовой культуры - музыка развлекательная, танцевальная, написанная для дискотек, к сожалению, часто с антихудожественными текстами, конечно, привлекает внимание детей своей танцевальной ритмикой, броскостью, именами и имиджем исполнителей. Включение таких произведений в репертуар детского хора неправомочно, идёт в разрез с целями и задачами хорового воспитания, является педагогическим просчётом. Но: песенные произведения, написанные в жанре популярной музыки, с хорошими текстами, удачной мелодией, конечно, могут быть включены в репертуар. Один из главных критериев в этом случае, наличие хороших содержательных текстов.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Учащиеся знакомятся с полифоническими формами. Каноны как естественный путь к многоголосию, рекомендуется вводить с 1 класса.
Следует стремиться к исполнению произведений зарубежных композиторов не в переводах, а на языке оригинала. Приучать детей к пению музыки на итальянском, немецком, латинском, английском. Знакомить с особенностями произношения лучше с младших классов, на примере канонов, где текста мало, и он повторяется во всех голосах.