Фонетический метод распевания
Распевание в хоре занимает около 10 минут. В более старших концертных коллективах распевание может (занимать до 20 минут) Все основные навыки, отработанные на распевочных упражнениях, тут же находят своё воплощение в разучиваемом репертуаре. Поэтому важно осуществлять эту конкретную прослеживаемую ребёнком связь изучаемых навыков, тренируемых в упражнениях и песенного репертуара, напоминая во время работы над произведениями - какой навык, какое упражнение поможет разучить произведение, улучшить качество звучания голоса. Многие преподаватели распевают хор на попевочном материале народных песен, фразах из репертуара. Но главным способом работы является фонетический метод распевания.
Большинство методистов предлагает распевание начинать с гласной У, наиболее единообразной в артикуляции, свободной от зажимов (А. В. Яковлев, Рачина Б.С., Стулова Г.П., Венгрус Л.А.). Использование гласной «у» для вокализации с самого начала работы с хором, имеет положительное значение для формирования навыков певческого дыхания, устранения форсированного звучания голоса, освобождения глотки от мышечных зажимов, достижения прикрытия звука и пр. (упр Яковлева).
Пример 1 (упр А.В. Яковлева, весь комплекс упражнений в статье Рачиной Б.С. «Современный хормейстер», вып. 2):
В сочетании с мягкой атакой эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. В высоком регистре фонема «у» способствует формированию высокой певческой позиции и стимулирует головное звучание голоса.
Однако «у» является «темной» гласной. Поэтому чрезмерно долгая вокализация на этой гласной может привести к появлению «тусклого» звучания голосов. Чтобы избежать этого рекомендуется осветлять её на упражнениях в сочетании с гласной «а».
Если гласная «у» хорошо помогает в формировании свободного звучания в среднем и низком регистре - си-малой-ля 1, то для работы в высоком регистре, нахождения зоны звонкого звука, головного – носового резонатора - надо использовать гласный И, на слоги ри-ли-ми-ни (см. упражнения из статьи «Резонансная основа методики распевания в детском хоре В.И. Сафонова, сборник «Современный хормейстер», вып. 2). Если И звучит плоско - то комбинировать и петь в распевках И вместе с А - АИ, или ОИ. Преподаватель, умело использующий особенности артикуляционного уклада гласных, работает с детским голосом, как настройщик инструмента, добиваясь единой и правильной манеры пропевания гласных, чередуя работу с разными гласными.
Возможно И в начале работы будет звучать плоско и резко, как результат упражнения на ощущение головного резонатора - это правильный звук - яркий, звонкий. Но для пения нужен другой звук, более круглый и объёмный. Теперь во время пения И в высоком регистре, представим- орешек во рту, или дудочку, или предлагается задача -ротик готов спеть У, а поём в это время И (подробнее в разделе методики 2-3 класс).
Начинать распевание рекомендуется с так называемых примарных тонов середины диапазона детского голоса фа-соль1. И дальше постепенно расширять границы, добавляя по 1 ноте вниз и вверх (концентрический метод М.И. Глинки).
Довольно быстро в распевочный материал включаются упражнения из 5 нот подряд, гласные У и О - способствует открыванию рта вниз! :
1.Лё-лё-лё-лё-лё (пентахорд сверху вниз - контроль за открыванием рта, близкое звучание, естественное округление)
2.Ой-ой- ой- ой –ой (пентахорд сверху вниз, нон легато)
3. Скок- скок- скок- скок-скок (пентахорд сверху вниз, нон легато)
4.Песня жука
Жу-жу-жу-жу-жу- наверху сижу (сверху вниз 5 нот)
Жу-жу-жу-жу-жу- снизу я гляжу (снизу вверх 5 нот)
5.Вот иду я вверх - вот спускаюсь вниз. Петь много раз в разном темпе, с замедлениями, с ускорениями. Медленно взбираемся с чемоданами, вприпрыжку торопимся и т. д. Главная задача- укрепление диапазона пяти нот.
5. «Вот с высокой горки (вверх 5 нот)
Ручеёк сбегает (вниз 5 нот)
Маленькую лодку (вверх 5 нот)
Ветер подгоняет» (вниз 5 нот)
На начальном этапе, когда детям может быть скучно тянуть отдельные звуки в распевании, они ещё недостаточно нацелены на занятия постановкой голоса, им трудно сосредоточиться на вокальных задачах - целесообразно больше использовать в распевании попевки из народных песен, а в репертуар включать авторские произведения попевочного характера, с узким диапазоном, на котором закрепляются вокальные навыки, укрепляется звучание верхнего регистра «Соколок» диапазон - фа--ля, и «Дженни», диапазон - ми бемоль-си бемоль1, автор песен А. Чернецов, «Плыл кораблик» В. Бибергана, опора на квинту си1 - ми и др. («Песни современных композиторов для младшего школьного хора». Программа «Музыка. I–IV классы» –составитель Роганова И.В. – Спб: Композитор, 2014).