Рекомендованные репертуарные сборники издательства «Композитор» СПб.
Приложение 1…………………………………………………………………….75
Песня В. Кистеня «Петь приятно и удобно», сл. В.Степанова.
Приложение 2…………………………………………………………………….78
Пальчиковая гимнастика с чтением стихов.
Приложение 3. Песни из сборника«Песни доктора Лазарева. Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора СОНАТАЛ-педагогики», 2013……………………………..81
Приложение 4. Таблица чередования гласных А. Свешникова………………84
Приложение 5. Песни небольшого диапазона для начинающих из сборника
«Песни современных композиторов для младшего школьного хора» Программа «Музыка. I–IV классы», 2014……………………………………….87
ВВЕДЕНИЕ
Традиции детского хорового исполнительства в нашей стране опираются на достижения и опыт замечательных отечественных исследователей и педагогов- дирижёров, среди которых: Апраксина О.А., Багадуров В.А., Ветлугина Н.А., Венгрус Л.А., Гембицкая Е.А., Жданова Т.А., Левидов И.И., Локшин Д.Д., Малинина В.М., Менабени А.Г., Морозов В.П., Назайкинский Е.В., Никольская –Береговская К.Ф., Овчинникова Т.Н., Попов В.С., Рачина Б.С., Сафонова В.И., Струве Г.А., Стулова Г.П., Шацкая В.Н., Яковлев А.В. и мн. другие. Их научные труды и методические рекомендации лежат в основе современных методических установок и представлений о возможностях развития детского голоса. Одним из фундаментальных исследований является монография Г.П.Стуловой «Развитие детского голоса» (Москва 1992 год), с историческим обзором результатов исследований и рекомендаций отечественных педагогов советского периода, с собственными результатами исследований и экспериментов, что позволяет автору предложить направление вокально-хоровой работы и методику, наиболее соответствующую физиологическим возможностям детского голоса и наиболее эффективную в предполагаемых результатах.Стулова Г.П. (Москва) - профессор, доктор педагогических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования.
В последние годы Г.П.Стуловой написано несколько новых книг, в которых изложено дальнейшее развитие сформулированных ранее основных принципов вокально-хоровой работы. Одна из последних - «Хоровое пение в школе» (Москва, 2013, переиздание Санкт-Петербург. 2014).
Не столь много, но появились в последнее десятилетие новые статьи и книги методистов хорового дела.Среди них: Рачина Б.С. (Санкт-Петербург), заслуженный учитель РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, член-кор. Международной академии наук педагогического образования, доцент кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, Сафонова В.И. (Москва),профессор, кандидат педагогических наук, лауреат Всероссийских и международных хоровых фестивалей, профессор академии Хорового искусства им. В.С.Попова
Жданова Т.А. (Москва), заслуженная артистка России, лауреат государственных премий, директор МХШ «Радость», методист, дирижёр, директор хорового фестиваля «Звучит Москва»
В этих работах, обобщающих большой практический опыт, методика работы с хором изложена как стройная система последовательно выстроенных задач обучения, описаны методы работы, даны варианты практических заданий и упражнений, обоснованы принципы подхода к развитию голоса, опирающиеся на научные выводы и результаты исследований физиологов, акустиков. В некоторых разделах методических рекомендаций авторы описывают похожие типы заданий, выстраивают одинаковую последовательность задач, но в практических упражнениях, методике развития певческих навыков воплощены различные авторские подходы, рекомендации, индивидуальный творческий опыт. Ценность этих пособий для работы учителей музыки, преподавателей пения, дирижёров детских хоровых коллективов несомненна.
В данных методических рекомендациях приводятся цитаты из работ и статей вышеперечисленных авторов, с чётко сформулированными и обоснованными принципами работы. Кроме того, автор опирается на свой 30-летний опыт работы с детьми в разных коллективах, использует ссылки на свои собственные статьи. В случаях цитирования в скобках указано имя автора, полный список литературы приведён в конце пособия.
К сожалению, в наши дни многие ценные методические пособия советских авторов, репертуарные сборники, сборники распеваний Д.И. Луканина, В.С. Попова, Н. Н. Добровольской и мн.др. нельзя найти в библиотеках, не выложены они и в интернете. Их можно найти в центральных библиотеках, библиотеках консерваторий, музыкальных вузов и колледжей. Т.е. широкому кругу преподавателей хора и учителей музыки эти издания, а, следовательно, и опыт работы наших известных педагогов-методистов не доступен.
В данном пособии охарактеризованы основные принципы организации вокально-хоровой работы с начинающими петь детьми младших классов. В отличие от других пособий, здесь сделана попытка учесть помимо традиционных методов работы новые, в последние десятилетия разработанные технологии вокально-хоровой практики и современного хорового исполнительства. Это касается тем «Певческое дыхание», в частности системы дыхательных упражнений, темы «Вокально-хоровые навыки» (систематическая работа во всех регистрах детского голоса), введения ритмических игр и упражнений как дидактических заданий, так и самостоятельного жанра исполнительства.
Существенно обновлены и рекомендуемые репертуарные программы, в которых наряду с базовым репертуаром - замечательными песенными произведениями советского периода, рекомендован новый песенный репертуар детских композиторов Российской Федерации с широким представительством многих регионов страны, созданный в последние 20 лет. Новый песенный материал выстроен по степени усложнения материала и сгруппирован по темам в нескольких новых репертуарных сборниках. Следует сказать и об исполнительских нововведениях, которые потребуют от преподавателей хора творческого осмысления традиций исполнения песен разных жанров и компетентности в применении иных новых форм работы.
За 25 лет, прошедших со времени преобразования нашей страны из Советского Союза в современную Россию выросло несколько поколений. Сейчас мы воспитываем совершенное иное поколение, которое слушает новые сказки, смотрит другие мультфильмы, почти не читает, развивается в условиях победного нашествия массовой культуры, окружено миром «ценностей» рекламы, т.е. воспитывается на идеалах нового коммерциализированного общества. Всё меньше детей соприкасаются с настоящим искусством, значимыми культурными ценностями, им подменяет общение с искусством массовая культура и развлекательный досуг.
Смена экономического и социального устройства нашего общества, переходный период- перелом в развитии страны, всё это обусловило кризис нравственных представлений, смену духовных идеалов в обществе. В связи с неустойчивыми представлениями молодых родителей о поведенческих нормах, нравственных приоритетах в воспитании подрастающего поколения в школы приходит много детей разбалованных, расторможенных, неадекватных, не умеющих социализироваться в коллективе и т.д. (т.н. девиантное поведение). В таких условиях работа учителя требует не только хорошего профессионального знания своего предмета, владения методикой работы с детьми, умения организовать работу детского коллектива, но и умения позитивно, конструктивно реагировать на непростые, возникающие в классе ситуации. Роль учителя в воспитании детей, в том числе и трудных, средствами хорового искусства может быть очень значительна.
Приходится признать, что надо прилагать много усилий, чтобы противостоять засилью массовой культуры, быть авторитетными и состоятельными, уметь заинтересовать детей своим предметом, учить их думать, слушать, участвовать, творить, а не развлекаться.
Нам надо учить это новое поколение тому, чему учили нас наши учителя - удивляться прекрасному, слышать чудесное, отличать истинное, настоящее, нравственное от временного и поверхностного.
Наша задача – сохранить и передать наши отечественные хоровые традиции, а также чутко прислушиваться к новым тенденциям, выбирая ценное и достойное внимания.
1. Примерные годовые требования и основные задачи Распределение учебного материала по годам обучения
Класс
На начальном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:
1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:
- певческая установка;
- организация работы певческого дыхания;
- постановка артикуляционного аппарата;
- формирование и произношение гласных звуков.
2. Работа в примарной зоне. Развитие координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов.
3. Развитие навыков звуковедения. Работа над кантиленой (legato).
4. Работа над выразительным исполнением произведений.
2–3 классы
На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:
1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:
- контроль за певческой установкой;
- продолжение работы над певческим дыханием;
- работа над чистотой интонации;
- выработка четкой дикции и активной артикуляции;
- работа над чистотой интонации;
- формирование и произношение гласных звуков.
2. Расширение голосового диапазона.
3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (legato). Освоение новых приёмов звуковедения (non legato, staccato).
4. Работа над произведениями а сарреllа с постепенным усложнением материала. Выразительное исполнение произведения как с инструментальным сопровождением, так и без него.
5. Работа над выразительным исполнением произведений.
Класс
На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:
1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:
- контроль за певческой установкой;
- продолжение работы над певческим дыханием, осознанное пение на дыхании;
- работа над чистотой интонации;
- работа над артикуляцией;
- формирование и произношение гласных звуков, четкая подача текста.
2. Расширение певческого диапазона голоса.
3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (legato), другими приёмами звуковедения (non legato, staccato). Работа над сглаживанием переходных звуков.
4. Работа над произведениями, а сарреllа на основе более сложного музыкального материала.
5. Развитие навыков двухголосного пения. Канон, подголоски, нетерцовое эпизодическое двухголосие.
6. Работа над воплощением художественного образа произведений. Обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен.
2. Здоровьесберегающие технологии на уроках хора.
Система школьного образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируется бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников.
Уроки хора имеют свою специфику, т.к. пение, как учебный процесс, основано на работе голосовых связок и контролируемого дыхания. Во-первых, с медицинской точки зрения пение – это своеобразная гимнастика дыхания, которая благотворно влияет на развитие грудной клетки, способствует регуляции работы сердечнососудистой системы, улучшает газообмен в легких и пр. Уроки должны проходить в хорошо проветриваемых, не душных, достаточно больших помещениях, т .к. активное потребление кислорода во время пения большой группой детей, требует обязательного проветривания на переменах и возможно увлажнения воздуха во время отопительного сезона.
Во-вторых, во время урока хора можно чередовать пение стоя и сидя, что даёт преимущество перед другими занятиями, где дети только сидят.