По модулю внеурочной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета

МУЗЫКА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для учителей музыки

По модулю внеурочной деятельности

«Коллективное музицирование (хоровое пение)»

для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций

Москва 2014

Разработчик:

И.В. Роганова, педагог дополнительного образования, зав. хоровым отделом

МБОУ ДОД «Гатчинская детская музыкальная школа имени М.М. Ипполитова-Иванова»

МБОУ ДОД «Гатчинская детская музыкальная школа имени М.М. Ипполитова-Иванова»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….5

1. Примерные годовые требования и основные задачи…...9

1.1. 1 класс

1.2. 2-3 классы

1.3. 4 класс

2. Здоровьесберегающие технологии на уроках пения…...10

3. 1 класс: методические рекомендации………………………...13

3.1. Формирование и развитие певческих навыков………………………...13

Певческая установка.

Певческое дыхание и дыхательные упражнения.

Декламация.

Вокальная работа во всех регистрах детского голоса.

Чистота интонации и точность вступления в ноту.

Методика работы с «гудошниками».

Допевческий период. Высоки и низкие звуки Упражнения с глиссандо.

Фонетический метод распевания. Гласные, согласные.

Выравнивание и округление гласных.

Комплексные задачи- 2-3 навыка одновременно.

3.2. Ритмическое воспитание………………………………………………….40

3.3. Свободное дирижирование………………………………………………..44

Движение на музыкально-хоровых занятиях

3.4. Строй и ансамбль…………………………………………………………...46

Хоровое сольфеджио.

Музыкальная грамота.

Сольфеджирование.

Работа над унисоном и начальное 2хголосье.

3.5. Концертная практика и зачёты…………………………………………..53

3.6. Требования к репертуару…………………………………………………..54

Сценические решения исполнения программы.

3.7. Примерный репертуарный и рабочий план на первый месяц занятий…………………………………………………………………………….57

4. 2 -3 класс: методические рекомендации……………………..59

4.1. Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков……………………59

Близкая вокальная позиция.

Объёмность звучания.

Работа с мягким нёбом.

Проточность звука - навык пропевания.

Укрепление опоры дыхания.

Комплексные задачи- 2-3 навыка одновременно.

Строй и ансамбль. Двухголосье.

5. 4 класс: методические рекомендации………………………...67

5.1. Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков……………………67

5.2. Строй и ансамбль……………………………………………………….…..68

5.3. Требования к репертуару…………………………………………………..69

6. Рекомендованная методическая литература издательства «Композитор» СПб………………………………………………………………71

Рекомендованные репертуарные сборники издательства «Композитор» СПб.

Приложение 1…………………………………………………………………….75

Песня В. Кистеня «Петь приятно и удобно», сл. В.Степанова.

Приложение 2…………………………………………………………………….78

Пальчиковая гимнастика с чтением стихов.

Приложение 3. Песни из сборника«Песни доктора Лазарева. Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора СОНАТАЛ-педагогики», 2013……………………………..81

Приложение 4. Таблица чередования гласных А. Свешникова………………84

Приложение 5. Песни небольшого диапазона для начинающих из сборника

«Песни современных композиторов для младшего школьного хора» Программа «Музыка. I–IV классы», 2014……………………………………….87

ВВЕДЕНИЕ

Традиции детского хорового исполнительства в нашей стране опираются на достижения и опыт замечательных отечественных исследователей и педагогов- дирижёров, среди которых: Апраксина О.А., Багадуров В.А., Ветлугина Н.А., Венгрус Л.А., Гембицкая Е.А., Жданова Т.А., Левидов И.И., Локшин Д.Д., Малинина В.М., Менабени А.Г., Морозов В.П., Назайкинский Е.В., Никольская –Береговская К.Ф., Овчинникова Т.Н., Попов В.С., Рачина Б.С., Сафонова В.И., Струве Г.А., Стулова Г.П., Шацкая В.Н., Яковлев А.В. и мн. другие. Их научные труды и методические рекомендации лежат в основе современных методических установок и представлений о возможностях развития детского голоса. Одним из фундаментальных исследований является монография Г.П.Стуловой «Развитие детского голоса» (Москва 1992 год), с историческим обзором результатов исследований и рекомендаций отечественных педагогов советского периода, с собственными результатами исследований и экспериментов, что позволяет автору предложить направление вокально-хоровой работы и методику, наиболее соответствующую физиологическим возможностям детского голоса и наиболее эффективную в предполагаемых результатах.Стулова Г.П. (Москва) - профессор, доктор педагогических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования.

В последние годы Г.П.Стуловой написано несколько новых книг, в которых изложено дальнейшее развитие сформулированных ранее основных принципов вокально-хоровой работы. Одна из последних - «Хоровое пение в школе» (Москва, 2013, переиздание Санкт-Петербург. 2014).

Не столь много, но появились в последнее десятилетие новые статьи и книги методистов хорового дела.Среди них: Рачина Б.С. (Санкт-Петербург), заслуженный учитель РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, член-кор. Международной академии наук педагогического образования, доцент кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, Сафонова В.И. (Москва),профессор, кандидат педагогических наук, лауреат Всероссийских и международных хоровых фестивалей, профессор академии Хорового искусства им. В.С.Попова

Жданова Т.А. (Москва), заслуженная артистка России, лауреат государственных премий, директор МХШ «Радость», методист, дирижёр, директор хорового фестиваля «Звучит Москва»

В этих работах, обобщающих большой практический опыт, методика работы с хором изложена как стройная система последовательно выстроенных задач обучения, описаны методы работы, даны варианты практических заданий и упражнений, обоснованы принципы подхода к развитию голоса, опирающиеся на научные выводы и результаты исследований физиологов, акустиков. В некоторых разделах методических рекомендаций авторы описывают похожие типы заданий, выстраивают одинаковую последовательность задач, но в практических упражнениях, методике развития певческих навыков воплощены различные авторские подходы, рекомендации, индивидуальный творческий опыт. Ценность этих пособий для работы учителей музыки, преподавателей пения, дирижёров детских хоровых коллективов несомненна.

В данных методических рекомендациях приводятся цитаты из работ и статей вышеперечисленных авторов, с чётко сформулированными и обоснованными принципами работы. Кроме того, автор опирается на свой 30-летний опыт работы с детьми в разных коллективах, использует ссылки на свои собственные статьи. В случаях цитирования в скобках указано имя автора, полный список литературы приведён в конце пособия.

К сожалению, в наши дни многие ценные методические пособия советских авторов, репертуарные сборники, сборники распеваний Д.И. Луканина, В.С. Попова, Н. Н. Добровольской и мн.др. нельзя найти в библиотеках, не выложены они и в интернете. Их можно найти в центральных библиотеках, библиотеках консерваторий, музыкальных вузов и колледжей. Т.е. широкому кругу преподавателей хора и учителей музыки эти издания, а, следовательно, и опыт работы наших известных педагогов-методистов не доступен.

В данном пособии охарактеризованы основные принципы организации вокально-хоровой работы с начинающими петь детьми младших классов. В отличие от других пособий, здесь сделана попытка учесть помимо традиционных методов работы новые, в последние десятилетия разработанные технологии вокально-хоровой практики и современного хорового исполнительства. Это касается тем «Певческое дыхание», в частности системы дыхательных упражнений, темы «Вокально-хоровые навыки» (систематическая работа во всех регистрах детского голоса), введения ритмических игр и упражнений как дидактических заданий, так и самостоятельного жанра исполнительства.

Существенно обновлены и рекомендуемые репертуарные программы, в которых наряду с базовым репертуаром - замечательными песенными произведениями советского периода, рекомендован новый песенный репертуар детских композиторов Российской Федерации с широким представительством многих регионов страны, созданный в последние 20 лет. Новый песенный материал выстроен по степени усложнения материала и сгруппирован по темам в нескольких новых репертуарных сборниках. Следует сказать и об исполнительских нововведениях, которые потребуют от преподавателей хора творческого осмысления традиций исполнения песен разных жанров и компетентности в применении иных новых форм работы.

За 25 лет, прошедших со времени преобразования нашей страны из Советского Союза в современную Россию выросло несколько поколений. Сейчас мы воспитываем совершенное иное поколение, которое слушает новые сказки, смотрит другие мультфильмы, почти не читает, развивается в условиях победного нашествия массовой культуры, окружено миром «ценностей» рекламы, т.е. воспитывается на идеалах нового коммерциализированного общества. Всё меньше детей соприкасаются с настоящим искусством, значимыми культурными ценностями, им подменяет общение с искусством массовая культура и развлекательный досуг.

Смена экономического и социального устройства нашего общества, переходный период- перелом в развитии страны, всё это обусловило кризис нравственных представлений, смену духовных идеалов в обществе. В связи с неустойчивыми представлениями молодых родителей о поведенческих нормах, нравственных приоритетах в воспитании подрастающего поколения в школы приходит много детей разбалованных, расторможенных, неадекватных, не умеющих социализироваться в коллективе и т.д. (т.н. девиантное поведение). В таких условиях работа учителя требует не только хорошего профессионального знания своего предмета, владения методикой работы с детьми, умения организовать работу детского коллектива, но и умения позитивно, конструктивно реагировать на непростые, возникающие в классе ситуации. Роль учителя в воспитании детей, в том числе и трудных, средствами хорового искусства может быть очень значительна.

Приходится признать, что надо прилагать много усилий, чтобы противостоять засилью массовой культуры, быть авторитетными и состоятельными, уметь заинтересовать детей своим предметом, учить их думать, слушать, участвовать, творить, а не развлекаться.

Нам надо учить это новое поколение тому, чему учили нас наши учителя - удивляться прекрасному, слышать чудесное, отличать истинное, настоящее, нравственное от временного и поверхностного.

Наша задача – сохранить и передать наши отечественные хоровые традиции, а также чутко прислушиваться к новым тенденциям, выбирая ценное и достойное внимания.

1. Примерные годовые требования и основные задачи Распределение учебного материала по годам обучения

Класс

На начальном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

- певческая установка;

- организация работы певческого дыхания;

- постановка артикуляционного аппарата;

- формирование и произношение гласных звуков.

2. Работа в примарной зоне. Развитие координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов.

3. Развитие навыков звуковедения. Работа над кантиленой (legato).

4. Работа над выразительным исполнением произведений.

2–3 классы

На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

- контроль за певческой установкой;

- продолжение работы над певческим дыханием;

- работа над чистотой интонации;

- выработка четкой дикции и активной артикуляции;

- работа над чистотой интонации;

- формирование и произношение гласных звуков.

2. Расширение голосового диапазона.

3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (legato). Освоение новых приёмов звуковедения (non legato, staccato).

4. Работа над произведениями а сарреllа с постепенным усложнением материала. Выразительное исполнение произведения как с инструментальным сопровождением, так и без него.

5. Работа над выразительным исполнением произведений.

Класс

На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

- контроль за певческой установкой;

- продолжение работы над певческим дыханием, осознанное пение на дыхании;

- работа над чистотой интонации;

- работа над артикуляцией;

- формирование и произношение гласных звуков, четкая подача текста.

2. Расширение певческого диапазона голоса.

3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (legato), другими приёмами звуковедения (non legato, staccato). Работа над сглаживанием переходных звуков.

4. Работа над произведениями, а сарреllа на основе более сложного музыкального материала.

5. Развитие навыков двухголосного пения. Канон, подголоски, нетерцовое эпизодическое двухголосие.

6. Работа над воплощением художественного образа произведений. Обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен.

2. Здоровьесберегающие технологии на уроках хора.

Система школьного образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируется бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников.

Уроки хора имеют свою специфику, т.к. пение, как учебный процесс, основано на работе голосовых связок и контролируемого дыхания. Во-первых, с медицинской точки зрения пение – это своеобразная гимнастика дыхания, которая благотворно влияет на развитие грудной клетки, способствует регуляции работы сердечнососудистой системы, улучшает газообмен в легких и пр. Уроки должны проходить в хорошо проветриваемых, не душных, достаточно больших помещениях, т .к. активное потребление кислорода во время пения большой группой детей, требует обязательного проветривания на переменах и возможно увлажнения воздуха во время отопительного сезона.

Во-вторых, во время урока хора можно чередовать пение стоя и сидя, что даёт преимущество перед другими занятиями, где дети только сидят.

Певческая установка.

Очень важным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости:

· голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

· стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

· сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

· корпус держать прямо, без напряжения;

· руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

· сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении и нарушает кровообращение.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Этот недостаток- зажатость плеч и шеи, напряжённый «вверх задранный» подбородок -довольно типичный недостаток, требующий индивидуальной работы с учащимся, т.к. закреплённый поведенческий навык просто указанием- опусти голову – не исправить, требуется наработка при пении новых мышечных ощущений.

Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует пению на опоре. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Можно детям сказать, что стоять при пении надо ровно- как стоит стойкий оловянный солдатик, а сидеть при пении, как король сидит на троне - ноги на полу, спина прямая.

Очень популярна и полезна для работы песня В. Кистеня на сл. В. Степанова «Петь приятно и удобно» (Приложение 1).

Этапа настройки голоса.

В своей книге «Хоровое пение в школе» (М., 2013) Г.П. Стулова, анализируя комплекс задач для развития детского голоса, пишет, что задачи начального периода работы можно сформулировать в нескольких последовательных этапах:

Задача 1 этапа настройки голоса- раздышаться и раздвигаться (см. ниже тему «Певческое дыхание»).

Задача 2 этапа- разрезонироваться в речевом диапазоне. Сложно объяснить детям всю технологию устройства и владения резонаторами. В. И. Сафонова, предлагая разработанную ей систему упражнений для овладения резонаторами, предлагает объяснить детям, что у каждого есть «живой микрофончик», который находится в области переносицы, где обычно у людей «сидят» очки. Но он не всегда работает, то есть он может включаться или выключаться, что и отражается на качестве звука голоса. Обычно дети, даже совершенно не обученные пению, безошибочно определяют по звучанию голоса учителя, когда его «микрофончик» включен, а когда выключен. В первом случае голос звучит с резонированием, в близкой вокальной позиции, ярко, чисто по тембру, а во втором – без резонирования, тускло, не озвучено (см. в списке рекомендованной литературы статью В.И.Сафоновой –упражнения и методика).

Задача 3 этапа- раззвучаться в речи. Г.П.Стулова предлагает свою речевую методику чтения стихов, песенных текстов нараспев, которая подготавливает певческий этап занятий. Чтение осуществляется в достаточно быстром темпе, без изменения высоты звучания, но с растягиванием последнего ударного слога каждой фразы. Такое чтение напоминает мелодекламацию - чтение нараспев, какое в церковной практике называется «псалмодированием». Быстрый темп произношения слов исключает появление зажимов артикуляционных органов при стабильном положении гортани. Чтение поставленным голосом в момент растягивания конца фразы органично переходит в пение (см. ниже упражнения и методику работы в разделе Декламация).

На практике все эти этапы последовательно входят в раздел урока распевание, которому надо отводить около 10 минут на уроке младшего хора. Упражнения должны быстро меняться- речевые, дыхательные, на звучание верхнего и нижнего резонаторов в верхнем и нижнем регистрах, глиссандо по всему диапазону, распевки с названием нот и т.д. Возможно уделять какому-то разделу больше времени на 1 уроке с целью достичь определённых результатов, на втором – другому разделу.

Певческое дыхание.

Различают несколько типов дыхания - грудное дыхание (ключичное), брюшное дыхание (диафрагматическое), смешанное (грудно-диафрагматическое).

На сегодняшний день в вокальной и педагогической практике наиболее удобным считается груднодиафрагматическое – смешанное дыхание. В дыхательном процессе грудь и диафрагма участвуют в равной степени. При таком типе дыхания легкие и нижние ребра расширяются в стороны, диафрагма, сокращаясь, без напряжения опускается, а стенки живота несколько выдвигаются вперед; активизируются брюшные мышцы, которые помогают сделать более глубокий вдох, чтобы запастись достаточным количеством воздуха. Плечи и верхняя часть грудной клетки остаются неподвижными.

Этот тип дыхания является наиболее распространенным, так как при нем объем набираемого воздуха, увеличивается за счет одновременной активной работы грудной клетки и диафрагмы; мышцы брюшного пресса поддерживают дыхание, придают ему эластичность и силу; появляется возможность естественной координации подачи воздуха с другими частями голосового аппарата (по статье А.В. Покровского)

Для того, чтобы научить ребёнка пользоваться в пении нужным смешанным, более глубоким или, как говорят, низким дыханием, надо использовать дыхательные упражнения в форме учебных заданий или игровых ситуаций изобразительного характера

Активные дыхательные упражнения или несколько упражнений подряд с глубоким вдохом-могут вызвать головокружение, гипервентиляцию лёгких, поэтому учитель должен контролировать продолжительность и активность дыхательных упражнений, предусмотреть смену типов упражнений и чередование их с другими заданиями.

Надо помнить:

Вдох делается и носом, и ртом одновременно. Когда молчим, мы дышим носом. При разговоре мы дышим и носом, и ртом. Если надо что-то сказать громко, потребуется большее усилие и дополнительный объём воздуха - больше вдыхаем ртом. Те же принципы работают при пении, при котором требуется больший расход воздуха на длительную фонацию, чем при разговоре.

Вдох. Задержка дыхания.

Понюхать цветочек (розу, ромашку, гвоздику - кто, что любит.Задержать дыхание - спрятать аромат в животике - и подержать на заданный счёт, например, на 4. Потом спокойный выдох).

Выдох.

1. Тихо дуть на свечу, чтобы огонёк не погас (экономное расходование воздуха, удержание вдоха).

2. Дуть посильнее, чтобы от нашего ветерка легко качалась воображаемая занавеска (показать расстояние до неё примерно 1 метр) - проверка активности работы дыхательных мышц, умение их ощутить и включить в работу.

3. Надувать воображаемый шарик на 1-2 долгих выдоха и затем ещё один шумный долгий выдох с фонацией ВВВ или ФФФ- шарик в это время постепенно сдувается.

Второй вариант с другим звуком ХХХ.

Сначала руками показывается увеличивающийся круглый объём шарика. После задержки дыхания (1-2 секунды) – шарик спускает воздух, почти лопается со звуком пыхххххххх!, долго сдуваясь, в конце резкое окончание – выдох Х, сброс оставшегося воздуха. Руками показывать постепенное уменьшение объёма сдувающегося шарика и максимально самому «сжаться» в последний момент сброса.

Длинный выдох с пением звука У.

4. Зимний ветер поёт в лесу – тоненько, долго тянуть звук У.

5.Гудок гудит - тянуть звук У, считая его долготу, загибая пальцы на счёт. Дети 6-7 лет могут тянуть звук до 7-8 секунд. Возможно, пение У одновременно на разной высоте- низкие звуки-большой пароход, высокий гудок-маленький буксир и т.д.

6. Соревнование «удержу вдох», экономное расходование дыхания. Во время долгого пения звука на любой удобной высоте, держать руки на ширине около 30 см на уровне пояса, ладонь напротив ладони, не давать «сдуваться животику». Плечи не подняты. До этого упражнения детей обязательно попросить поднять плечи и понять-ощутить, где они находятся, чтобы себя контролировать.

7.Соревнование «долгое пение на одном звуке» на любой высоте с пропеванием числительных - один-два и т.д.

Хорошим подспорьем в работе для преподавателей хора будет сборник «Песни доктора Лазарева (Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора СОНАТАЛ-педагогики)» Главная их ценность - новый игровой, занимательный музыкальный материал, который в то же время помогает детям сконцентрироваться на выполнении поставленных задач.

В сборнике 51 песня. Во второй его части находятся песни, в которых с лечебной целью автором запланировано частое повторение определённых согласных и гласных звуков. Во многих песнях многократно повторяются звукосочетания, слоги, отдельные звуки, которые полезны и для воспитания певческих навыков, а также песни - упражнения, способствующие осознанию процесса дыхания (длинное дыхание, активная подача воздуха, толчки диафрагмы, снятие дыхания и проч.).

1. Дыхание.

2. Ветер (звук У на crescendo и dim.)

3. Песок (длинный выдох, контролируемый произнесением звука Ссс)

4. Насос (активная работа дыхания)

5. Пароход (долгий звук У, экономное дыхание)

6. Паровоз (длинные фразы, сброс дыхания на нон-легато - Чух, чух)

7. Ёжик (толчки диафрагмы - звук Ф, чёткие снятия дыхания)

8. Комар (напряжение мышц живота, поддержка опоры), (Кузнечик и Комар. См Приложение 3)

Ощущение работы диафрагмы и тренировка смешанного типа дыхания(из опыта работы Инги Цимини, старшего методиста методического центра специального хорового и дополнительного образования детей Дворца школьников г. Рига, Латвия)

1. Надуем животиком плавательный круг (несколько вдохов с ощущением расширения объёма вокруг живота)

2. На нашем поясе – носики по кругу - дадим им вдохнуть

3. Собачка устала и часто дышит (высунув язык, быстро дышать, ощущая толчки диафрагмы и работу мышц живота)

4. Чем выше нота, тем больше напрягается животик. Пение нот на разной высоте с целью осознать напряжение мышц живота.

5. Упражнения сидя на брюшной пресс (поднять углом ноги) с целью осознать место напряжения мышц внизу живота при пении высоких нот.

В Латвии пение с предварительным сбросом дыхания не практикуется, но акцентируется внимание на небольшом вдохе, естественном объёме воздуха, который набирается без излишних мышечных усилий.

Ведущими методистами разработаны специальные комплексы дыхательных упражнений для работы с детским хором. Из книги Г.П. Стуловой «Хоровое пение в школе»: «Объем вдыхаемого воздуха перед атакой звука всегда должен быть малым или хотя бы умеренным.

Формирование навыков правильного певческого дыхания происходит поэтапно и очень постепенно. Для этого можно использовать следующие дыхательные упражнения:

- медленный вдох носом - произвольный выдох;

- медленный вдох носом - медленный выдох на согласных «ф» или «с», пока педагог считает до шести, постепенно удлиняя ряд чисел до двенадцати;

- короткий вдох носом - выдох со счётом самими учащимися нараспев в умеренном темпе, который при повторениях упражнения постепенно замедляется, а цифровой ряд удлиняется.

Последнее упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову без остановок, а также поворачивая голову направо и налево. Такие движения головой в сочетании с дыхательными движениями помогают добиться расслабления мышц шеи, нижней челюсти и глотки.

Медленный вдох и медленный выдох создают условия для достижения физической упругости и выносливости дыхательных мышц, что является основой развития навыка пения при сохранении положения вдоха. При этом необходимо иметь в виду, что сохранять положение вдоха в процессе фонационного выдоха легче удается певцам только при умеренном и даже скорее малом объеме вдыхаемого воздуха. Поэтому формирование навыка пения на малом вдохе является одной из основных задач педагога с самого начала работы с детским хором.

Условием для рефлекторного обеспечения малого вдоха является: соблюдение правильной вокальной установки корпуса при умеренном поджатии живота снизу, т. е. со стороны промежности».

Из книги Ждановой Т.А. «Петь могут все» (с сокращениями)

«Элементарные навыки дыхания:

– анализ вдоха (естественность, глубина), выяснение значения правильного дыхания (учитель может спеть на «опоре», а затем на выдохе; дети замечают, что звучит красивее).

– тренировка вдоха по руке дирижера – бесшумного, глубокого, короткого, небольшого и не судорожного, как бы «в пояс», как бы «внутри». Мы фиксируем внимание детей на том, что при правильном вдохе расширяются верх живота и бока. Ученики прикладывают руки то к бокам, то к диафрагме и следят за результатами своего вдоха.

Еще упражнение: делая вдох по руке дирижера, дети держат палец у носа (вдох делается через нос и частично через рот). Затем резкий выдох всего набранного воздуха так, чтобы втянулся живот. А затем опять вдох и при этом, естественно, живот выталкивается вперед «как мячик». В этом упражнении движение мышц живота утрируется специально для их тренировки. И в последующей работе будет легче добиться опоры на дыхание. Далее мы делаем это же упражнение, держа руки на поясе спереди, затем с боков, чтобы при вдохе ощущать, что руки вместе с ребрами раздвигаются в стороны;

Мы говорим детям, что в пении надо дышать так же, как обычно в жизни, свободно, спокойно, естественно, без набора излишков воздуха, и учим равномерно распределять певческое дыхание, заранее объявляя, до скольких будем считать во время звучания упражнения».

Декламация.

Выразительное чтение стихов нараспев используется многими хормейстерами с целью тренировки дыхания, расширения диапазона, сглаживания регистрового порога. Во время разучивания стихов надо постоянно помнить о речевых возможностях детей этого возраста и неспешно проговаривать слова, при необходимости повторять трудные сочетания. Скороговорки и дикционные упражнения на сложные сочетания звуков важны на следующем этапе работы. Главная задача при чтении стихов в выработке плавности ведения фразы с повышением или понижением тона. Татьяна Боровик на своём сайте и в различных пособиях приводит много упражнений со звуками, слогами, стихами –это, так называемые допевческие упражнения, речевые задания.

В своей работе я использую распевное медленное чтение стихов с поставленной задачей выразительно передать содержание текста, рельефно - с повышением и понижением голоса, с почти распеванием слогов. Требуется выразить содержание стихотворения через интонацию, жест, мимику. Стихи читаются всей группой вместе с преподавателем, вариантов интонационного прочтения может быть не один.

Бедный зайка, бедный зайка,

Еле ухом шевелит!

Рассказать не может зайка -

От чего оно болит.

А я знаю - вся беда от соседского кота! Да!

(найти движения, жесты, которые помогут передать содержание)

Для внучонка-лягушонка

Сшила бабушка пеленку.

Стала мама пеленать,

А малыш давай скакать,

Из пеленки прыг да скок –

И от мамы наутек. (В. Шумилин)

Во время чтения изображаем последовательно перечисляемые действия).

Муха едет на слоне

И кричит:

– Дорогу мне! –

И ребята,

И старухи –

Все дают

Дорогу мухе.

Очень важничает муха,

Если муха на слоне (Роман СЕФ)

(изображаем самодовольную муху и удивлённый народ)

Приводим речевые, декламационные упражнения из рабочей программы по хору хоровой школы «Апрель» (Гатчина), где чтение стихов, помимо распевания гласных и особого интонирования. помогает ребёнку освоить и другие задания- самомассаж лица, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику (много подобных упражнений и стихов на детских сайтах, сайтах логопедов и т.д.):

«Самомассаж лица и шеи:

Упражнения для подготовки к вокальной работе используются на всех ступенях обучения

Назначение:

а) готовит мышцы к артикуляционной гимнастике;

б) вызывает прилив крови к мышцами лица и шеи;

в) помогает ребенку лучше управлять мышцами лица.

Пример упражнения:

Текст стихотворения     Соответствующие действия    
Ручки растираем     Потирание ладоней
И разогреваем Хлопки
И лицо теплом своим мы умываем Разогретыми ладонями проводят по лицу лицу сверху вниз
Грабельки сгребают все плохие мысли «Граблеобразные» движения пальцами от середины лба к вискам.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз.
Их вперед сгибаем Нагибание ушных раковин вперед.
Тянем вниз за мочки Оттягивание вниз за мочки.
А потом уходим пальцами на щечки Пальцы перебегают на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.
Губки разминаем, чтобы улыбались Большой и указательный пальцы раз­минают сначала верхнюю губу, а затем нижнюю губу
Как утята к утке, клювики потянем Вытягивание губ вперед
Губки пожуем мы, шарики надуем. Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; Надуваем щеки
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит Язык - под верхней, а затем под нижней губой и поколачивание кулачком по нижней губе
Тянем подборок и его щипаем Разминание подбородка с оттягиванием его вниз; пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам  
А потом по шейке ручками стекаем Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам  
       

Артикуляционная гимнастика.

Специальные упражнения для артикуляционного аппарата применяются на всех ступенях обучения

Пример упражнений для подготовительного отделения

Текст стихотворный Содержание упражнения
Эник-беник - колобок, Жарена капуста. Съел мышонка без хвоста И сказал: «Как вкусно!» Покусали кончик языка.
Федя-медя - требуха Съел печеного быка. Съел три короба блинов, Три лукошка пирогов, Две кадушки щей, Полну печь калачей. Пожевать язык попеременно на одной стороне рта и на другой.
Вова, Вова - карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается Вова отпирается. Пожевали нижнюю и верхнюю губу.
В огороде заинька, В огороде маленький. Он капусту грызет, Он морковку берет. Покусали нижнюю и верхнюю губу.
Мишка-медведь, Научи меня реветь. - Я умею, да не смею, -Я хозяина боюсь. Нижняя губа обиделась.
Мишка-плишка-лебеда Не годится никуда: Нос картошкой, Глаза плошкой, Рот до самых до ушей, Хоть завязочки пришей. Верхняя губа обрадовалась.
Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке. Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочки. "Прокалываем" щеки или кладем орешки за щечки.
Катится яблоко Мимо сада, мимо огорода, Мимо частокола "Щеточка"

Пальчиковая гимнастика с чтением стихов (см. Приложение 2).

Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ла­доней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, в письме. При этом разучивание забавных стихотворений, прибауток развивает детскую память и речь.

Во время пальчиковой гимнастики проводится работа над регистрами голоса.

И. М. Сеченов

Можно посоветовать на первых урокахупражнение «Унисон». Сначала предложить спеть всем разные звуки одновременно, какие получатся, кому где удобнее - вот какой гудок получился у нас! А затем собраться на одном звуке, подтянуться, как будто при помощи магнитика. Несколько р<

Наши рекомендации