Музыкально- ритмические упражнения.

Учить согласовывать с музыкой следующие движения: быстро бегать, с высоким подъемом ног, передавать игровые образы различного характера;

- ускорять и замедлять движения, пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений, самостоятельно начинать движения после вступления;

- выполнять движения с предметами.

Упражнения для передачи ритмического рисунка мелодии:

«Забавный случай», м. Д. Кабалевского;

«Послушай и повтори», лат.нар.мелодия обр. Н. Щербаковой;

«Парная пляска», чешск.нар.мелодия обр. Е. Рогозиной;

«Встаньте, дети, встаньте в круг», м. А. Спадавсккиа обр. Н.Щербаковой;

Хоровод «Веснянка» м. А Филиппенко, обр. Р. Френкель-Борисовой.

VIII класс (34 ч.)

Пение

Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяжное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

В произведениях маршеобразного характера на ряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания.

«Утро», м. Р. Бойко, сл. С. Есенина;

«Скворушка прощается», м. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен;

«Осень», м. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина;

«Почему медведь зимой спит?», м. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова;

«Тает снег», м. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;

«Пришла весна», м. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсена;

Слушание музыки.

Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь.

Особенности творчества композиторов: М.И. Глинки, П. И. Чайковского, С.С. Прокофьева, М.П. Мусорского.

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений (опера, балет)

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра.

Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов.

Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты.

«Марш Черномора»,м. М. Глинки, из оп. «Руслан и Людмила»;

«Марш», м. С. Прокофьева, из оп. «Любовь к трем апельсинам»;

«Полет шмеля», м. Н. Римского- Корсакова, из оп. «Сказка о царе Салтане»;

«Вальс», м. П. Чайковского, из балета «Спящая красавица»

«Испанский танец», м. П. Чайковского, из б. «Лебединое озеро»

«Волшебник-недоучка», м. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева;

«Арлекино», м. Э. Димитрова, сл. Б. Баркас;

«Ты у меня одна», м., сл. Ю. Визбора;

«Как здорово», м., сл, О. Митяева;

Музыкальная грамота.

Элементарные понятия нотной записи: нотный стан, нота, звук, скрипичный ключ.

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, певец и т.д.

Музыкально-ритмические упражнения.

Учить выполнять следующие движения: ходить торжественно-празднично, мягко- плавно, ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в плясках и хороводах; выразительно передавать характерные элементы знакомых движений.

Учить отмечать в движении несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами, выполнять хлопки в различном ритме, учить танцевальным движениям.

Сцепки-шутки: «Кукла и Катя», Г. Ладонщиков;

«Козел Мефодий», А. Крылов;

Сцепки-шутки : «Новогодний разговор», В. Хващевский;

«Ленивый Трезорка», А. Шибаев;

Игра «Гори, гори ясно», рус.нар.мелодия обр. Р. Рустамова;

Инсценирование песен: «В хороводе были мы», рус.нар.песня обр. Б. Добровольского.

IX класс (34 ч.)

Пение

Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика.

Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.

Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

«Комарочек», рус.нар.песня;

«Во поле береза», рус.нар.песня;

«А я по лугу», рус.нар.песня;

«Земелюшка-чернозем», рус.нар.песня;

«Тень, тень, бутетень» (небылица);

«Богатые мужички» (колядка);

«Миленький ты мой», м., сл. народные;

«Каким ты был», м. М. Блантера, сл. М. Исаковского;

«Родные места», м. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского;

«Темная ночь», м. Н. Богословского, сл. В. Агатова;

Слушание музыки

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни, как отражение многообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: баян, трещотка, деревянные ложки, балалайка и т.д.

Повторное прослушивание произведений из программы 8-го класса.

«Гуси-лебеди», рус.нар. сказка

«Жар-Птица», рус.нар.сказка

«Царевна – лягушка», рус.нар.сказка

«Сивка-Бурка», рус.нар.сказка

«Уральская рябинушка», м. Е. Радыгина, сл. М. Пилипенко;

«Ой, мороз. Мороз», рус.нар.песня;

«Камаринская», П. Чайковский;

«Ходит месяц над лугами», С. Прокофьев;

«Петрушка», Г. Стравинский;

«Легко на сердце от песни веселой»

«Москва майская»,

«Моя Москва», м. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Аграняна.

Музыкальная грамота.

Учить детей точнее выполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения

Развивать в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.

В музыкальных играх развивать чувства ритм, музыкальную память.

Обучать детей понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (f, P), регистровой окраске (высокое и низкое звучание), темпа (быстро, медленно) и с простейшей формой музыкального произведения.

Учить воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером музыки.

Музыкально-ритмические упражнения.

Учить выполнять следующие движения: ходить торжественно-празднично, мягко- плавно, ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в плясках и хороводах; выразительно передавать характерные элементы знакомых движений.

Учить отмечать в движении несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами, выполнять хлопки в различном ритме, учить танцевальным движениям.

«Ой, лопнул обруч», укр. Нар. мелодия, орб. И. Берковича;

Игра «Петрушка», «Бубен»

«Во саду ли», рус.нар.песня, обр. В. Агафонникова;

«Во поле береза стояла», рус.нар.песня, обр. Н. Римского-Корсакова.

Х класс (34 ч.)

Пение

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

- совершенствование певческих навыков при пении в хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);

- эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых песен;

- выразительное, «концертное» исполнение произведений.

Певческие упражнения:

- пение на одном звуке, на разные слоги;

- пение с закрытым ртом;

- совершенствование певческого дыхания;

- упражнения на чистое, округлое интонирование;

- вокально-хоровое распевание на песнях;

- пение без сопровождения.

Пение ранее разученных песен.

«Подмосковные вечера», м. В. Соловьева-Седова, сл. М. Матусовского;

«Уральская рябинушка», м. Е. Родыгина, сл. М. Пилипенко;

«Бабушка хворает», м. Е.Гомоновой, сл. М. Грозовского;

«То снежинки, как пушинки», м. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко;

«Елочка», м. Л. Бекман, сл. Р. Кудашевой;

«Офицеры», м.,сл. О. Газманова;

«Погода в доме», м. Р. Горобца, сл. М. Танича;

«Как здорова», сл., м. О. Митяева;

«Школьная пора», м. И. Зубкова, сл. К. Арсеева;

«Некогда стареть учителям», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского,

Слушание музыки.

Закреплять приобретенные детьми в предыдущих классах знания и умения, на основе повторного прослушивания музыкальных произведении.

«Утро школьное, здравствуй», м. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева;

«Картинки с выставки» (по выбору), м. М. Мусоргского;

«Времена года» (по выбору), м. П. Чайковского;

«Вставайте, люди русские!», м. С. Прокофьева;

«Прекрасное далеко», м. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина;

«Дорога добра», м. М. Минкова, сл. Ю.Энтина;

«Лесной олень», м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;

«Три белых коня», м. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева;

«Ария из оркестровой сюиты № 3», И.С. Бах;

«Старый замок», М. Мусоргский из цикла «Картинки с выставки»;

«Рапсодия», К. Дебюсси (фрагмент);

«Школьный корабль», м. Г. Струве, сл. К. Ибряева;

«Из чего же, и чего же…», м. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого;

«Песня выпускников», м. Н. Богословского, сл. Н. Доризо.

Музыкальная грамота.

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений: лад, динамика, регистр, тема.

Музыкально ритмические упражнения.

Закреплять приобретенные детьми знания и умения, продолжает пополнять запас танцевальных движений, учит детей выразительному исполнению основных движений под музыку, работает над техникой их исполнения.

Развивать способность к выполнению сложных по координации движений, в том числе, хореографических и гимнастических.

Танцы – миниатюры:

«Трамвай»

«Воробей»

«Обезьяна» (сост. А. Зимина)

«Белки»

«Пляшущий зайчик»

«Медведи»

«Заводная лошадка»

«Поезд»

«Самолет»

Изобразительное искусство (ИЗО).

Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Уроки ИЗО состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные занятия.

В ходе их дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предмета. Они должны быть связаны с игровой и предметно - практической деятельностью учащихся.

На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

Большое внимание в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует уделять упражнениям, позволяющим научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности; вначале учат детей составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.

На первых годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры.

Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на тему.

На занятиях дети занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.

На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно - практической деятельности.

I класс (66 часов)

Подготовительные упражнения

Выявление навыков рисования.

Развитие умения правильно держать карандаш.

Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.

Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).

Развитие умения проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.

Упражнения в проведении прямых линий, зигзага, волны различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветка).

Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам, рисование замкнутых линий (круги, цепочки, клубочки).

Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.

Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.

Декоративное рисование. Содействовать выработке у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.

Примерные задания.

Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.

Рисование круга по трафарету.

Рисование с натуры. Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Примерные задания.

Рисование и раскрашивание осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам).

Рисование по точкам и раскрашивание моркови.

Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам.

Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, елки.

Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр

Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их.

Рисование на тему. Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов (наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом; правильно подбирать цвета.

Примерные задания.

Рисование на темы «Цветы растут на полянке», «Разноцветные флажки» (большие и маленькие).

Рисование по замыслу «Что бывает круглое».

Рисование на темы: «Новогодняя елка», «Ярко светит солнышко», «Салют».

II класс ( 68 часов)

Декоративное рисование. Продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме; раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.

Примерные задания.

Рисование с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям.

Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов.

Рисование с помощью трафарета узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец.

Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.

Рисование в квадрате с помощью трафарета узора из листочков (на осевых линиях –диагоналях).

Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета.

Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.

Рисование с натуры. Учить детей по возможности правильно располагать изображения на бумаге; различать и называть формы квадратных, круглых и треугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов; по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.

Примерные задания.

Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафарета и без них (яблоко, лук, репа, морковь, огурец).

Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов по опорным точкам (бусы, домик, скворечник, снежная баба). Рисование по опорным точкам и образцу пройденных цифр и букв.

Рисование на тему. Работать над обогащением зрительных представлений учащихся; учить их передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; изображать по представлению округлую форму частей предмета.

Примерные задания.

Рисование на тему «Времена года».

Иллюстрирование сказок «Колобок», «Три медведя» (чашки различной формы, ложки).

III класс (68 часов)

Декоративное рисование. Продолжать учить детей проводить от руки прямые линии. Рисовать геометрические фигуры и составлять из них различные узоры; чередовать цвета в узоре; рисовать по обводке, с помощью трафаретов, шаблонов и самостоятельно растительные узоры, правильно использовать цвета.

Примерные задания.

Рисование геометрического узора по образцу, по обводке.

Составление и рисование по образцу геометрического узора.

Рисование геометрического орнамента в квадрате (деление по диагоналям), треугольнике. Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным закрашиванием. Составление и закрашивание растительного узора в полосе с помощью трафаретов (елка, гриб, снежинка, снеговик).

Рисование растительного узора в круге (салфетка). Рисование узоров из цветов и листочков.

Рисование с натуры. Продолжать учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы квадратных , круглых , треугольных и прямоугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно квадратную, круглую, треугольную и прямоугольную форму отдельных предметов. Уметь, по возможности, соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре.

Примерные задания.

Рисование с помощью шаблона листьев дуба, березы, тополя. Рисование овощей, фруктов, ягод, грибов. Рисование предметов прямоугольной формы (книга). Рисование цветов (ромашка, колокольчик). Рисование новогодних игрушек (бусы, флажки, шары). Рисование игрушек («Неваляшка»), рисование по образцу пройденных цифр и букв.

Рисование на тему. Продолжать обогащать представления учащихся об окружающей действительности.

Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов.

Примерные задания.

Рисование на темы: «Осенний лес», «Новогодняя елка», «Деревья весной» (хвойное, лиственное дерево).

Тематическое рисование: открытка к 8 Марта, «Мой дом, моя школа».

IV класс (68 часов)

Декоративное рисование. Учить детей рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определить структуру узора.

Примерные задания.

Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади . Рисование растительного узора в полосе по образцу. Составление растительного узора из двух фигурок – трафаретов в полосе. Рисование узоров в квадрате по образцу и самостоятельно. Составление узора из линий различной конфигурации и цвета . Рисование узоров в круге (тарелка).

Рисование с натуры. Продолжать учить учащихся различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; по возможности развивать умения определять последовательность выполнения рисунка.

Примерные задания.

Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом, автобус, елки с игрушками. Рисование листьев березы и ивы. Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.

Рисование гирлянды новогодних игрушек, снеговика (шаров), овощей и фруктов различной формы; цыпленка; башенки из элементов конструктора.

Рисование на тему. Развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться располагать их в определенном порядке, передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.

Примерные задания.

Рисование на темы: «Моя семья», «Деревья весной», «Моя улица», «Времена года»

V класс (68 ч.)

Декоративное рисование. Учить детей строить узоры в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии: располагать по возможности узор симметрично; подбирать соответствующие цвета.

Примерные задания.

Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях).

Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка).

Составление узора в полосе (шарф, шапочка).

Составление и рисование узора для ткани.

Декоративное оформление открыток к Новому году, 8 Марта.

Рисование с натуры. Учить детей передавать в рисунке основную форму и цвет предмета; продолжать развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы; с помощью учителя определять размеры рисунка по отношению к листу бумаги; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов.

Примерные задания.

Рисование предметов, имеющих геометрическую форму (предметы мебели)

Рисование по шаблону дорожных знаков.

Рисование осеннего листа клена (с использованием шаблона или способом наложения).

Классификация и рисование даров сада и огорода.

Рисование учебных предметов несложной формы.

Рисование грибов (сыроежка, подосиновик).

Рисование весенних цветов (одуванчики).

Рисование с натуры постройки из элементов конструктора (на основании зрительного восприятия и с использованием шаблона)

Рисование на тему. Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного; с помощью учителя правильно располагать изображения предметов; подбирать соответствующие цвета.

Примерные задания.

Рисование на темы: «В нашем саду», «Деревья в солнечную и дождливую погоду», «Новогодняя елка», «Моя любимая игрушка».

* Иллюстрирование сказки «Теремок» (по образцу).

VI класс (68 ч.)

Декоративное рисование. Работа с красками (акварель, гуашь).

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии; с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).

Примерные задания.

Рисование узора из геометрических элементов в полосе.

Рисование узора в прямоугольнике (коврик для кукол, салфетка). Рисование в полосе узора из растительных элементов (способом примакивания). Рисование узора в круге, используя осевые линии, оформление узора для маскарадных очков.

Рисование с натуры. Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка, правильно подбирать цвета, закреплять понятия о величине предметов.

Примерные задания.

Рисование различных видов транспорта (грузовик, троллейбус), елочных украшений, листьев ягод рябины, ежа и зайца.

Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – бабочка). Рисование игрушек (двухцветный мяч, ведро, скворечник). Рисование цветов (ландыш, мать – и- мачеха).

Рисование на тему. Совершенствовать у учащихся умения отражать свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.

Примерные задания.

Рисование на темы (по показу, с использованием аппликаций): «Наши четвероногие друзья», «Мой кораблик», «Новогодний праздник».

VII класс (68 ч.)

Декоративное рисование. Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе (закладка для книг); с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).

Примерные задания.

Рисование узора из геометрических элементов в полосе.

Рисование узора в прямоугольнике ( ковер). Рисование в полосе узора из растительных элементов. Рисование узора в круге, используя осевые линии, оформление узора для поздравительной открытки.

Рисование с натуры. Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка, правильно подбирать цвета, закреплять понятия по величине предметов.

Примерные задания.

Рисование различных видов транспорта (автомобиль, самолет).

Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – стрекоза). Рисование игрушек (мягких резиновых зверей). Рисование цветов (ромашка, фиалка).

Рисование на тему. Совершенствовать у учащихся умения отражать свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.

Примерные задания.

Рисование на темы ( с использованием трафарета, шаблона и методики работы «по сырому»: по мотивам русских народных сказок или мультфильмов (по выбору учителя); «День Защитника Отечества» .

VIII класс (68 ч.)

Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения). Знакомство с народными промыслами, простейшие элементы росписи; раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда (коробки).

Рисование игрушки-матрешки. Составление узора для вазы. Рисование новогодней открытки.

Рисование с натуры. Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой; установление последовательности выполнения рисунка; передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами; ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Примерные задания.

Рисование цветов (астра, тюльпан), фруктов, овощей.

Рисование на тему. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга, работать акварельными и гуашевыми красками. Рисование несложных натюрмортов, состоящих из овощей, фруктов. Рисование с натуры ежа.

Примерные задания.

Рисование на темы: «Золотая осень», «Зимний день», «Весна пришла». Иллюстрирование сказок (по выбору учащихся), произведений Чуковского «Федорино горе».

IX класс (34 ч.)

Декоративное рисование. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; совершенствование умений и навыков пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов. Продолжение знакомства с народными промыслами, простейшие элементы росписи (филимоновская, дымковская игрушки).

Рисование с натуры. Закрепление умений и навыков анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой; установление последовательности выполнения рисунка; передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами; ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Беседа о натюрморте. Экскурсии на художественные выставки.

Примерные задания.

Рисование несложных натюрмортов (ваза с фруктами, ваза с цветами, с посудой). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (настольная лампа, столярные инструменты и др.).

Рисование на тему. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга, работать акварельными и гуашевыми красками.

Примерные задания.

Рисование на темы: «Праздничный город», «Новый год», «Снег пушистый», «Весна пришла». Иллюстрирование отрывков из произведений , изучаемых на уроках чтения.

X класс (34 ч.)

Декоративное рисование. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; совершенствование умения и навыков пользования материалами в процессе рисования; подбора гармонических сочетаний цветов. Составление эскиза пригласительного билета, плаката ко Дню Победы.

Продолжение знакомства с народными промыслами, простейшие элементы росписи (городецкая, гжельская, хохломская). Беседа о народных промыслах.

Рисование с натуры. Закрепление умений и навыков анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой; установление последовательности выполнения рисунка; передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами; ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Беседа о портрете. Рисование фигуры человека. Экскурсии на художественные выставки.

Примерные задания.

Рисование несложных натюрмортов (ваза с овощами, ваза с цветами, виноградная ветка и т.п.); портрет мамы, учителя, автопортрет.

Рисование с натуры объемных, комбинированных предметов (сахарница, чайник, подсвечник и т.п.).

Рисование на тему. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга, работать акварельными и гуашевыми красками.

Примерные задания.

Выполнение на основе наблюдения зарисовок весеннего леса, парка, сада.

Иллюстрация художественных произведений, изучаемых на уроках чтения.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Программа разработана на основе программы для государственных общеобразовательных учебных заведений РФ, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ и МЧС России от 04.02.94 г. №15-М / 22-201-10.

Задачами программы являются:

- формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека;

- освоение навыков здорового образа жизни;

- формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию само- и взаимопомощи, в случае проявления опасностей;

- освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и включает два логически взаимосвязанных блока,

I блок – «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

II блок – «Охрана здоровья».

Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно в зависимости от индивидуальной особенности группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также ситуаций в регионе.

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, она тесно связана с программами по самообслуживанию, СБО, ХБТ. Она построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение 2-х лет, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.

III-IV класс (по 34 часа).

Введение понятий: полезно-вредно; опасно-безопасно.

Безопасность в помещении, в доме, в школе.

Детские шалости с огнем.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

Ролевые игры по формированию умений пользоваться телефоном в опасных ситуациях («01», «02», «03», «04»).

Виды опасных и вредных факторов современного жилища (электроприборы, газ, вода, колющие, режущие инструменты, средства бытовой химии).

Правила поведения на лестнице, в лифте.

Безопасность на улице (транспорт, элементы дороги, светофор).

Путь в школу и домой.

V класс (34 ч.)

Личная безопасность дома. Особенности жизнеобеспеченности современного жилища (электричество, газ, вода). Правила поведения дома (если ты остался один).

Личная безопасность на улице. Правила безопасного поведения ученика на улице в различных ситуациях (если в ходе прогулки потерял родителей или класс). Игры на улице, во дворе.

Пожарная безопасность. Причины возникновения пожара. Правила поведения при пожаре.

Правила дорожного движения. Виды общественного транспорта. Правила безопасности на остановках общественн<

Наши рекомендации