Тема 6. Хоровая драматургия опер М. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»

Композиционная структура и типы музыкальной драматургии (сквозное развитие и эпическая картинность). Связь народных и профессиональных жанров (песня и фуга). Мелодическая сущность хорового многоголосия (интонационные истоки, особенности голосоведения, фактуры, метроритма, гармонии).

Тембровая хоровая драматургия опер.

Оригинальные хоровые сочинения М. Глинки. Характеристика духовных хоровых сочинений («Боже сил», «С небес услыши», «Херувимская песнь», «Ектения первая», «Да исправится молитва моя»).

Литература

1. Асафьев Б. М. И. Глинка. Л., 1977.

2. Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. Глинки. Л., 1968.

3. Глинка М. Литературные произведения и переписка. Т. 1, 2. М., 1975.

4. Ефимовская Е. «Варварские стихи» или «одушевленное слово»: еще раз о либретто «Жизни за царя»// Музыкальная академия. 2004. № 2.

5. Коловский О. О мелодической сущности хорового многоголосия М. Глинки // Критика и музыкознание: Сб. ст. Вып. 2. Л., 1980.

6. Левашев Е. Традиционные жанры древнерусского певческого искусства от Глинки до Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып. 1. М., 1999.

7. Левашева О. М. И. Глинка. Кн. 1, 2. М., 1987.

8. Протопопов В. «Иван Сусанин» Глинки. М., 1961.

9. Протопопов В. Полифония в русской музыке XVII – начала ХХ в. // Исто-рия полифонии. Вып. 5. М., 1987.

10. Рыцлина Я. Оперное творчество М. И. Глинки. М., 1979.

11. Стасюк С. От эпоса древности – к эпосу русской оперы (к проблеме драматургии опер М. Глинки) // Русская опера XIX века: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 122. М., 1991.

12. Тетерина Н. Принципы античного театра в драматургии оперы Глинки «Руслан и Людмила» // Музыкальная академия. 2004. № 2.

Тема 7. Роль А. Даргомыжского в развитии русской хоровой музыки

«Натуральная школа», борьба западников и славянофилов, критический реализм в 40-е гг. XIX в. Общеславянское направление в русской музыке на основе взаимодействия восточнославянской песенной и западнославянской танцевальной культур. Народная песня в опере А. Даргомыжского «Русалка» как источник и материал для свободной обработки. Драматургические функции хора в опере «Русалка»: воссоздание народно-бытовой обстановки, введение фантастического элемента и использование хора как фона для усиления психологической драмы.

Формирование концертного светского хорового репертуара а cappella в России. «Петербургские серенады» Даргомыжского как первый хоровой цикл для камерного ансамбля, его жанровое разнообразие.

Литература

1. Асафьев Б. Избранные труды. Л., 1978.

2. Даргомыжский А. Избранные письма. М., 1959.

3. Машевский Т. Вокальное исполнение и педагогические принципы А. С. Даргомыжского. Л., 1976.

4. Медведева И. А. С. Даргомыжский. М., 1989.

5. Пекелис М. Даргомыжский и его окружение. М., 1973.

6. Протопопов В. Полифония в русской музыке XVII – начала ХХ в. // Исто-рия полифонии. Вып. 5. М., 1987.

Тема 8. Опера «Князь Игорь» А. Бородина

Жанр эпической оперы. Принципы неконфликтной музыкальной драматургии (фресковая статичность, различные типы пове- ствовательности, портретные характеристики героев).

Драматургическая роль хоровых сцен и трактовка образов народа (Древняя Русь и Восток) в опере «Князь Игорь».

Особенности музыкального языка хоровых сцен (ориентальные черты, гармония, подголосочная полифония, контрастно-составные формы). Типы хоровой фактуры.

Камерно-вокальное творчество Бородина.

Литература

1. Асафьев Б. Об опере. Л., 1985.

2. Бородин А. Критические статьи. М., 1982.

3. Вызгова-Иванова И. Еще раз об истоках «Князя Игоря» // Советская музыка. 1987. № 11.

4. Головинский Г. Князь Игорь А. Бородина. М., 1980.

5. Земцовский И. Истоки «Хора поселян» // Советская музыка. 1967. № 8.

6. Ильин М., Сегал Е. А. П. Бородин. Письма: 1833–1887. М., 1987.

7. Русская опера XIX века: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 122. М., 1991.

8. Сохор А. А. Бородин. Л., 1965.

Тема 9. Хоровые сцены в сказочно-эпических операх Н. Римского-Корсакова

Жанровое многообразие русской народной песни и ее роль в музыкальной драматургии опер. Свободное варьирование как характерный принцип формообразования хоровых сцен в сказочно-эпических операх Н. Римского-Корсакова.

Контраст интонационно-образных сфер – народно-бытовой (жанровой) и сказочно-фантастической (колористической) – в хоровых сценах опер «Млада», «Снегурочка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Садко».

Уровни русской духовности: народно-бытовое и религиозное (православное) начала в хоровых сценах оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Тема 10. Хоровые сцены в исторических операх Н. Римского-Корсакова. Кантаты и хоровые сочинения a cappella

Особенности драматургии хоровых сцен в операх «Псковитянка», «Царская невеста» (принципы конфликтной драматургии; песня как средство характеристики музыкального действия).

Особенности хорового мышления Римского-Корсакова: многообразие полифонических приемов, сложность композиционных структур. Свободные хоровые обработки народных тем.

Духовно-музыкальные сочинения и переложения Римского-Корсакова (структурные и ладовые особенности используемых роспевов, внимание к тексту, приемы клиросной практики, опора на унисон, способы обработки монодии) и их влияние на композиторов «новой московской школы». Особенности жанра кантаты.

Литература

1. Асафьев Б. Николай Андреевич Римский-Корсаков. 1844–1944 // Избранные труды. Т. 3. М., 1954.

2. Асафьев Б. Об опере. Л., 1985.

3. Гозенпуд А. Н. А. Римский-Корсаков: Темы и идеи его оперного твор- чества. М., 1957.

4. Григорьев С. О мелодике Н. Римского-Корсакова. М., 1961.

5. Данилевич Л. Последние оперы Н. Римского-Корсакова. М., 1961.

6. Евсеев С. Римский-Корсаков и русская народная песня. М., 1970.

7. История русской музыки: В 10 т. Т. 8. М., 1994.

8. Слонимский С. Свободный диссонанс: Очерки о русской музыке. СПб., 2004.

9. Соловцов А. Н. А. Римский-Корсаков. М., 1984.

10. Степанцевич К. О некоторых жанрах русской народной песни в опере Н. Римского-Корсакова и их роль в музыкальной драматургии // Научно-методические записки БГК. Вып. 1. Мн., 1958.

11. Цуккерман В. О сюжете и музыкальном языке «Садко» // Советская музыка. 1983. № 3.

Тема 11. Хоровой речитатив в русской музыке ХIХ–ХХ вв.

Истоки хорового речитатива (плачи, былины, псалмодия, партесный концерт, опера). Проблема речитатива в русской оперной эстетике XVIII–XIX вв.

Черты хорового речитатива в операх М. Глинки, А. Даргомыжского: национальный склад мелодики, песенность, слитность с другими оперными формами, близость бытовому говору. Диалогизация и персонификация хора в операх М. Мусоргского. Типовой склад хорового речитатива в операх Н. Римского-Корсакова. Смена структурных типов речитатива в контексте драматургии опер П. Чайковского.

Новые формы вокального интонирования в хоровой музыке ХХ в.: sprechgesang, мелодекламация, ритмодекламация и др.

Самостоятельность хорового речитатива в советской опере (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Р. Щедрин).

Литература

1. Асафьев Б. Речевая интонация. Л., 1965.

2. Беленкова И. Принципы диалога в «Борисе Годунове» и их развитие в советской опере // М. Мусоргский и музыка XX века. М., 1990.

3. Васина-Гроссман В. Музыкальное и поэтическое слово. Ч. 1, 2. М., 1972.

4. Григорьева Т. Русская хоровая музыка 1970–1980-х годов. М., 1991.

5. Друскин М. Речитатив в русской классической опере // Друскин М.: Иссле-дования, воспоминания. Л., 1977.

6. Ментюков А. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке ХХ века: Опыт типологического анализа. М., 1986.

7. Ментюков А. О роли хоровой декламации в произведениях советских композиторов // Вопросы русской и советской хоровой культуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 23. М., 1975.

8. Паисов Ю. Современная отечественная русская хоровая музыка. М., 1991.

Наши рекомендации