Короткая Наталья Александровна
гЕлабуга 2015 г.
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РеализациИ образовательной области «МУЗЫКА»
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ ………………………………………………………………………………………………………
III. группа общеразвивающей направленности для детей от 2-3 лет …………………………………………………………………………………………………………
3.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ …………………………………………………………………………………………………………
3.2.Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 – 3 лет ………………………..
3.3. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………….
3.3.1. Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ» ………………………………………………………………………………………………………
3.3.2. Раздел «ПЕНИЕ» …………………………………………………………………………………………………………
3.3.3.Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» ……………………………………………………………………………………………………….
3.3 4. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» ………………………………………………………………………………………………………
IV. группа общеразвивающей направленности для детей от 3-4 лет …………………………………………………………………………………………………………
4.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ …………………………………………………………………………………………………………
4.2.Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 3-4 лет………………………..
4.3.ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………….
4.3.1. Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ» ………………………………………………………………………………………………………
4.3.2. Раздел «ПЕНИЕ» ………………………………………………………………………………………………………
4.3.3. Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» ………………………………………………………………………………………………………
4.3.4. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» ………………………………………………………………………………………………………
4.3.5. Раздел «ТВОРЧЕСТВО» …………………………………………………………………………………………………………
V. группа общеразвивающей направленности для детей от 4-5 лет …………………………………………………………………………………………………………
5.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ ………………………………………………………………………………………………………
5.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 – 5 лет ………………………..
5.3. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………….
5.3.1. Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ» …………………………………………………………………………………………………………
5.3.2. Раздел «ПЕНИЕ» ………………………………………………………………………………………………………
5.3.3.Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» …………………………………………………………………………………………………………
5.3.4.Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» ………………………………………………………………………………………………………
5.3.5.Раздел «ТВОРЧЕСТВО» …………………………………………………………………………………………………………
VI. группа общеразвивающей направленности для детей от 5 – 6 лет …………………………………………………………………………………………………………
6.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ …………………………………………………………………………………………………………
6.2.Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 – 6 лет ………………………..
6.3. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………….
6.3.1. Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ» ………………………………………………………………………………………………………
6.3.2. Раздел «ПЕНИЕ» ………………………………………………………………………………………………………… 6.3.3. Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» ………………………………………………………………………………………………………
6.3.4. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» ………………………………………………………………………………………………………
6.3.5. Раздел «ТВОРЧЕСТВО» …………………………………………………………………………………………………………
VII. группа общеразвивающей направленности для детей от 6 – 7 лет …………………………………………………………………………………………………………
7.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ …………………………………………………………………………………………………………
7.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 – 7 лет ………………………..
7.3. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………….
7.3.1. Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ» …………………………………………………………………………………………………………
7.3.2. Раздел «ПЕНИЕ» ………………………………………………………………………………………………………
7.3.3. Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» …………………………………………………………………………………………………………
7.3.4. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» ………………………………………………………………………………………………………
7.3.5. Раздел «ТВОРЧЕСТВО» …………………………………………………………………………………………………………
VIII. Требования к уровню подготовки воспитанников ………………………………………………………………………………………………………
IX. Контроль за развитием музыкальных способностей …………………………………………………………………………………………………………
X. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса ……………………………………………………………………………………….
приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
- В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе на основе Федерального государственного стандарта об образовании. Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственным стандартом Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом МО и Н РФ №1155 от 17.10.2013г.
- Законом РФ «Об образовании»
- Национальной доктриной образования в РФ
- Концепцией модернизации российского образования
- Концепцией дошкольного воспитания
- СанПиН от 22.июля 2010г.№91 от 20.12. 2010.№164.
- НРК ГОСТа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития МБДОУ детский сад № 20 « Сказка» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной.
Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Учет и оценка музыкально-творческих способностей, сформированности музыкальной культуры детей будет осуществляться на основе рекомендаций проведения Мониторинга в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана:
Форма музыкальной деятельности | 1 мл .группа | 2 мл. группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовитель-ная группа | ||||||||||
Продолж. | количество | Продолж. | количество | Продолж. | количество | Продолж. | количество | Продолж. | количество | ||||||
В неделю | В год | В неделю | В год | В неделю | В год | В неделю | В год | В неделю | В год | ||||||
Организованная образовательная деятельность эстетической направленности | |||||||||||||||
Праздники и развлечения: Досуги Утренники | 10-1520 | 15-20 20-2530 | 20-25 25-30 | 25-30 30-35505 | 30-35 35-40 |
I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РеализациИ образовательной области «МУЗЫКА»
ЦЕЛЬ: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыкучерез решение следующих задач:
ü развитие музыкально-художественной деятельности;
ü приобщение к музыкальному искусству;
ü развитие музыкальности детей;
Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
-формирование у детей певческих умений и навыков;
-воспитывать навыки выразительного исполнения песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.