Инструменты симфонического оркестра
Технический редактор Т. И. Кий. Литературный корректор Т. В. Львова.
Нотный корректор И. С. Базуева. Нотный набор И. П. Атрашенок.
Набор текста Т. К. Трусовой. Компьютерная верстка А. А. Красивенковой.
Формат 60x90/16. Бум. офс. Гарн. Times, Arial. Печ. л. 14.
Уч.-изд. л. 16. Тираж 2000 экз. Заказ № 1277.
Издательство «Композитор Санкт-Петербург».
190000, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., 45.
Телефон: (007) (812) 314-50-54, 312-04-97. Факс (812) 117-58-11
E-mail: [email protected] Internet: http://www.compozitor.spb.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906».
195299, С.-Петербург, Киришская ул., 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К учебнику М. И. Чулаки
«Инструменты
Симфонического оркестра»
Автор приложения
А. РАДВИЛОВИЧ
Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» • 2005
<стр. 2>
ББК 85.315.3
Р15
ISBN 5-7379-0282-Х
© А. Ю. Радвилович, 2005
© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2005
<стр. 3>
От автора
Книга Михаила Ивановича Чулаки «Инструменты симфонического оркестра» впервые была опубликована в далеком 1950 году и с того времени неоднократно переиздавалась. Этот емкий, лаконичный и стройный по своей структуре труд на протяжении более пяти десятилетий был постоянным спутником студентов училищ и консерваторий. Несколько поколений музыкантов предпочитали иметь эту книжку под рукой, а не обращаться к музыкальным энциклопедиям и к солидным справочникам. Автор в доступной форме раскрывает историю, становление и развитие инструментария современного ему оркестра.
За прошедшие годы состав оркестра значительно расширился. Он пополнился инструментами, ранее не употреблявшимися в оркестровой практике; многие инструменты были в значительной мере модернизированы. Особенно разрослась группа ударных, обогатившаяся инструментами народов, населяющих самые разные регионы земного шара. С течением времени они подверглись унификации и в настоящее время существуют уже не как фольклорные, а как устоявшиеся оркестровые ударные инструменты.
Расширились и технические исполнительские возможности инструментальной игры, появились и прочно вошли в практику новые приемы звукоизвлечения, специфические звуковые эффекты.
<стр. 4>
В последние десятилетия XX века во многих странах был заметен повышенный интерес музыкантов и слушателей к необычным тембрам. Это привело, с одной стороны, к тому, что музыканты ищут и находят новые приемы звукоизвлечения, с другой — к возрождению старинных инструментов. Так, в последнее время бурно развивается исполнительство старинной музыки на оригинальных или реконструированных инструментах прошедших эпох. Это вернуло к жизни старинные инструменты (или их точные копии, реконструированные по чертежам) — виолы, клавесины, клавикорды, серпенты, барочные трубы и др. Поиск новых звуковых красок приводит также к модернизации некоторых инструментов, которые так и не вошли в состав современного оркестра. Это басовая и контрабасовая флейты, баритоновый гобой, альтовый и контрабасовый кларнет.
Сведения о новых инструментах и технических новациях читатель найдет в настоящем Приложении, которое вернет книге присущую ей актуальность. Приложение содержит в себе примечания к основному тексту книги, уточнения и разъяснения, а также отдельные краткие статьи, касающиеся описания конкретных инструментов и современной исполнительской техники.
Александр Радвилович
<стр. 5>
ФЛЕЙТЫ
В настоящее время в современном оркестре применяются большие флейты, флейты пикколо и альтовые флейты. Конструкция и технические возможности первых двух разновидностей инструмента подробно описаны в основном тексте книги.
Альтовая флейта (ит. — Flauto contralto, фр. — flûte alto, нем. — Altflöte, англ. — Altoflute).
Инструмент имеет трубку несколько большего размера, чем большая флейта. Диаметр трубки также шире. Нижний звук альтовой флейты на кварту ниже изначального звука базового инструмента. Таким образом, звукоряд инструмента начинается внизу нотой соль малой октавы. Как правило, данный инструмент употребляется для извлечения звуков своего нижнего регистра, поэтому звуки выше нот фа или соль третьей октавы почти не употребляются, хотя технически возможно извлекать и более высокие звуки (см. пример 1 на с. 6). При необходимости играть в этом верхнем регистре флейтист меняет альтовую флейту на большую флейту. В оркестре Альтовую флейту обязан иметь музыкант, играющий партию третьей флейты.
Альтовая флейта является транспонирующим инструментом и записывается на кварту выше реального звучания. Аппликатура альтовой флейты полностью соответствует аппликатуре большой флейты. Самый нижний звук альтовой флейты аппликатурно соответствует ноте до первой октавы у большой флейты. Встречаются также альтовые флейты в транспорте in F, звучащие на квинту выше записи.
Кроме вышеперечисленных разновидностей флейты в настоящее время существуют также БАСОВЫЕ и КОНТРАБАСОВЫЕ ФЛЕЙТЫ. Длина трубки басовой флейты вдвое больше длины трубки большой флейты, а контрабасовой — вдвое длиннее трубки альтовой флейты. Для удобства исполнителя трубки этих инструментов имеют изогнутую U-образную головку, на которой находится винт с пробкой и амбушюрное отверстие. Далее к изогнутой головке присоединяются еще два колена трубки, на которых находятся клапаны инструмента. Трубки этих инструментов несколько шире, чем трубки большой и альтовой флейт.
Из вышесказанного понятно, что нижним звуком басовой флейты является нота c, а нижним звуком контрабасовой флейты — нота G. Употребительный диапазон звучания этих инструментов составляет примерно две — две с половиной октавы, хотя возможно извлекать и более высокие звуки. Басовая и контрабасовая флейты встречаются в основном в ансамблевой музыке современных зарубежных композиторов и композициях для солирующего флейтиста. Звучание инструментов сопровождается характерным призвуком струи воздуха, расщепляемой о край амбушюрного отверстия. Воздушный шип наиболее отчетливо слышен при игре в нижнем регистре. Игра на этих инструментах требует довольно значительного расхода воздуха, поэтому длительное легато и долгая громкая игра на них невозможна.
<стр. 6>
<стр. 7>
Басовая флейта записывается в скрипичном ключе на октаву выше реального звучания. Контрабасовая флейта — также транспонирующий инструмент и записывается в скрипичном ключе на кварту через октаву выше реального звучания, то есть в транспорте in G.
Существует еще более редкая разновидность басовой флейты — in С, нижний звук которой — нота C. Нотный материал в этом случае записывается на две октавы выше реального звучания. Конструкция таких контрабасовых флейт в значительной степени отличается от строения родственных инструментов. Головка инструмента имеет сначала поперечное положение, далее почти под прямым углом уходит наверх, где круто изгибается вниз. К головке присоединяются две другие части инструмента, которые направлены сверху вниз. Нижняя часть инструмента имеет металлический выдвижной штырь наподобие виолончельного, который фиксирует инструмент в вертикальном положении. На инструменте играют только стоя.
Современная конструкция флейт, в отличие от описанных у автора книги, включает в себя помимо клапанов, закрытых сплошными металлическими подушечками, клапаны, прикрытые металлическими подушечками с отверстиями, находящимися в центре этих подушечек. Такие клапаны на флейте называются резонаторами. На клапанах правой руки три резонатора, на клапанах левой — два.
<стр. 8>
Флейта с резонаторами. Эта конструктивная особенность позволяет флейтисту не полностью закрывать отверстия. Аппликатура, сочетающая полностью открытые, полностью закрытые и частично приоткрытые отверстия, дает возможность извлекать на флейте и других деревянных духовых инструментах дополнительные призвуки. Таким образом можно добиться мультифонного звучания, когда одновременно с основным звуком слышен один, два и даже три призвука, исходящие из натуральной шкалы основного звучащего или иного звука. Обозначение мультифоники как правило сопровождается, помимо нотной записи, специальной табулатурой с указанием точного нажатия клапанов (см. примеры 2а, б).
<стр. 9>
Надо, однако, учитывать, что мультифоника на деревянных Духовых звучит не всегда устойчиво, звук по своей динамике несколько (а часто довольно значительно) слабее, чем звуки ординарного звукоизвлечения. Флажолеты и мультифоника лучше звучат на инструментах, имеющих бóльшие размеры, поэтому на флейте пикколо эти приемы звукоизвлечения не используются, а лучше всего исполняются на альтовой, басовой и контрабасовой флейтах.
Современная сольная и ансамблевая флейтовая игра включает в себя некоторые ранее не употреблявшиеся приемы звукоизвлечения. Среди них следует назвать губное пиццикато, игру клапанами, одновременное употребление губного пиццикато и шумное хлопанье клапанами, пение сквозь инструмент, когда одновременно с задуванием струи воздуха в инструмент исполнитель поет либо в унисон мелодии, либо параллельный интервал, либо, что еще более сложно, полифоническое противосложение тому, что исполняется на инструменте (см. пример 3). Употребляется также глиссандо в пределах от малой секунды до большой терции, а иногда и шире. Прием глиссандо достигается путем изменения угла задувания струи воздуха в амбушюрное отверстие и одновременно постепенным изменением аппликатуры (см. пример 4 на с. 10). Глиссандо в широком интервале легче извлечь в нижнем регистре.
В оркестровой практике данные приемы флейтовой игры не применяются.
<стр. 10>
ГОБОЙ
Гобой (ит. — Oboe, фр. — Hautbois, нем. — Hoboe, англ. — Oboe).
За прошедшее со времени написания книги годы техника игры на гобое в значительной степени обогатилась. В основном это относится к ансамблевой и сольной игре. Так, современные приемы игры на гобое включают в себя исполнение мультифоники, то есть двойных и тройных созвучий расщепляемой внутри инструмента струи воздуха, скачков в интервале, превышающем октаву, извлечение экстремально высоких звуков, которое достигается путем зажима трости зубами в момент игры. Как и на флейтах, на гобое применяется прием фруллато (см. пример 5 на с. 11).
<стр. 11>
<стр. 12>
Поскольку расход воздуха на гобое достаточно невелик, некоторые исполнители практикуют прием непрерывного звучания. Звук первоначально выдувается из легких, затем исполнитель, непрерывно выдувая звук, набирает небольшой объем воздуха через нос в щеки. В тот момент, когда воздух в инструмент поступает из-за щек, инструменталист имеет возможность, опять-таки через нос, вдохнуть достаточное количество воздуха, чтобы продолжить выдувание звука. Этот исполнительский прием требует особой тренировки и, разумеется, употребляется чрезвычайно редко.
При определенном старании и некоторых конструктивных усовершенствованиях типового инструмента на гобое возможно исполнить глиссандо в интервале до малой терции. Все эти приемы употребляются на гобоях французской системы, которые почти вытеснили инструменты немецкой системы.
Кроме гобоев в тройном составе симфонического оркестра постоянно присутствует АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК (Corno inglese), который звучит на квинту ниже гобоя и имеет диапазон от ноты f до ноты a2 и записывается в транспорте in F соответственно на квинту выше реального звучания. Разумеется, в сольной практике используются и более высокие звуки верхнего регистра, которые звучат с большим напряжением и должны быть заранее подготовлены.
Намного реже встречается ГОБОЙ Д’АМУР(Oboe d’amore), который звучит на большую терцию ниже гобоя и имеет диапазон от ноты ля малой октавы до ноты до третьей и записывается в транспорте in A соответственно на большую терцию выше реального звучания. В последние десятилетия в ансамблевой и сольной практике вновь стал применяться ГОБОЙ-БАРИТОНили ГЕККЕЛЬФОН(Oboe baritono, Heckelphon), названный так в честь изобретателя инструмента В. Геккеля. Этот транспонирующий инструмент звучит на октаву ниже гобоя, записывается в скрипичном ключе на октаву выше.
<стр. 13>
КЛАРНЕТЫ
К тому, что сказано автором настоящей книги о кларнетах, следует добавить несколько моментов.
В оркестровой, ансамблевой и сольной практике широко применяется прием фруллато, которое прекрасно звучит на всех разновидностях кларнетов. Однако наилучшим образом этот прием звучит не в крайних регистрах.
В ансамблевых и сольных произведениях композиторов второй половины XX века на БОЛЬШОМ КЛАРНЕТЕ применяется эффект мультифоники, который достигается, как и при игре на гобое, использованием комбинированной аппликатуры (см. примеры 6 и 7).
<стр. 14>
<стр. 15>
БАСОВЫЙ КЛАРНЕТ записывается как в скрипичном, так и в басовом ключе. Соответственно запись в транспорте in B в скрипичном ключе производится на большую нону выше реального звучания, запись в басовом ключе — на большую секунду выше реального звучания инструмента. Нижним звуком современного бас-кларнета является нота си-бемоль контроктавы.
Изредка в партитурах симфонического и духового оркестров встречается АЛЬТОВЫЙ КЛАРНЕТили БАССЕТ (БАССЕТГОРН). Альтовый кларнет появился в конце XVIII века. Первоначально инструмент имел форму полумесяца, затем представлял собой изогнутую под тупым углом трубку и впоследствии принял форму, сходную с формой современного бас-кларнета. Это — транспонирующий инструмент, который записывается в транспорте in F или in Es. По письму его диапазон включает в себя звуки от ноты до малой октавы до ноты фа третьей. Соответственно в реальном звучании инструмент в строе in F дает звукоряд от ноты F до b2, а в транспорте in Es его звукоряд от Es до as2. В нижнем регистре альтовый кларнет обладает мягким тембром, а в среднем — матовым, несколько тускловатым. Верхний регистр инструмента более напряжен и сдавлен.
Кроме вышеперечисленных разновидностей инструмента существует чрезвычайно редко употребляемый КОНТРАБАСОВЫЙ КЛАРНЕТ, который по своему строению повторяет строение бас-кларнета, но имеет трубку, вдвое длиннее. Контрабас-кларнет звучит на октаву ниже бас-кларнета или на две октавы ниже большого кларнета. Инструмент имеет мощный и густой звук в нижнем и среднем регистрах. В настоящее время контрабас-кларнет чаще употребляется в ансамблевой и сольной практике, но применяется и в оркестре (см. примеры 8 и 9 на с. 16-17).
<стр. 16>
<стр. 17>
<стр. 18>
САКСОФОНЫ
Инструменты группы саксофонов изменились за прошедшее время незначительно. Во многом обогатилась исполнительская техника инструментов этой группы. На саксофонах употребляются приемы фруллато, глиссандо, игра четвертитонами, мультифоника, «приглушенное звучание» (sub tone), губное пиццикато, или «щелчок — шлепок» (slap tone) и многие другие приемы. На инструментах больших размеров отчетливо слышны звуки шумного хлопанья клапанов, которые резонируют внутри трубки инструмента. Таким образом, саксофон в этом случае трактуется не как духовой инструмент, а как разновидность ударного с определенной высотой звучания.
В состав симфонического оркестра саксофоны как равноправные участники так и не вошли и употребляются лишь эпизодически.
ТРУБА
К содержанию основного текста главы о трубе стоит добавить, что при игре на трубе употребляются прямые, чашеобразные, «мяукающие» сурдины, которые в значительной степени изменяют характер звука инструмента. Изготавливаются сурдины из дерева, металла, картона, полистирола.
В разных странах применяются различные по своему транспорту инструменты. Так, в США, Англии и Австралии в основном используются трубы in С, в странах Европы и России чаще применяются трубы in В.
В целом инструменты ГРУППЫ МЕДНЫХ ДУХОВЫХ за последние десятилетия мало изменилась. Заметно продвинулась исполнительская техника. То, что считалось ранее пределом виртуозности и возможным лишь в сольной практике, часто применяется в современных симфонических партитурах (см. примеры 10 и 11 на с. 19-20).
<стр. 19>
<стр. 20>
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Группа ударных инструментов в течение XX века менялась наиболее динамично. Начиная с рубежа XIX-XX веков она пополняется инструментами в основном неевропейского происхождения. Экзотические тембры ударных инструментов Африки, Азии, Латинской Америки и стран Карибского бассейна постепенно входят в состав оркестра и либо становятся его постоянными членами, либо употребляются время от времени. Другой источник пополнения группы ударных инструментов современного оркестра — использование в партитурах звучащих предметов, передающих урбанистический облик современной действительности. Например, стук печатной машинки, гудки автомобильных клаксонов, гудок парохода, звон
<стр. 21>
металлических пружин. Музыкантам ударной группы поручается играть на разного рода свистках, гудках, сиренах, цуг-флейте (инструменте, основанном на поршневой системе велосипедного насоса).
Трактовка ударных инструментов в современном оркестре также в значительной степени изменилась В отличие от музыки XIX века, где ударные используются в основном для подчеркивания туттийных и кульминационных эпизодов или для создания вспомогательных колористических эффектов, в произведениях композиторов XX века ударные начинают играть более самостоятельную роль. Часто этой группе поручаются развернутые соло. Кроме применения в составе оркестра, ударные инструменты широко используются в камерных ансамблях. Во многих странах существуют специальные ансамбли ударных инструментов (см. пример 12).
<стр. 22>
ЛИТАВРЫ (ит.— Timpani, фр. — Timbales, нем. — Pauken, англ. — Kettledrums).
В современном оркестре используется набор из четырех и даже пяти литавр с педальным устройством, которое приводится в движение путем нажатия ножной педали. Устройство педали снабжено указателем настройки литавры. Исполнитель, глядя на педальную шкалу, точно знает высоту звука инструмента в каждый отдельный момент. Это особенно важно при игре на литаврах в моменты оркестрового тутти и исполнении глиссандо литавр, о чем речь пойдет далее.
Педальный механизм дал широкие возможности применения литавр в оркестре, в ансамблевой и сольной игре. Инструмент практически мгновенно перестраивается в пределах диапазона котла. Стало возможным использовать эффект глиссандо. После удара палочкой можно привести в действие педальный механизм и сделать глиссандо вверх или вниз. При тремоло литавр возможен плавный глиссандирующий переход со звука на звук вверх или вниз, а также продолжительное глиссандирующее движение вверх и вниз в пределах диапазона котла (см. примеры 13, 14а, б, в).
<стр. 23>
Ранее диапазон литавр был менее широк, что обуславливалось тем, что на котлы натягивалась натуральная кожа. Пришедший на смену натуральной коже пластик более эластичен и дает более широкие возможности натяжения мембраны инструмента.
Диапазон котлов литавр зависит от фирмы изготовителя, но в основном его можно обозначить следующим образом.
<стр. 24>
Нотация дана в транспорте на октаву вверх от реального звучания инструмента.
Котлы литавры снизу вверх:
I — от D до H
II — от F до d
III — от A до f
IV — от d до g
V — от e до b и даже h
Надо учитывать, что самые нижние звуки диапазона котлов дают несколько глуховатый тембр, а самые высокие имеют характерное напряженное «перетянутое» звучание.
КСИЛОФОН (ит. — Silofono, фр. — Xilophone, нем. — Xilaphon, англ. — Xilophone).
Инструмент в настоящее время имеет клавиатурообразную конструкцию с диапазоном звучания четыре октавы, который начинается снизу нотой c1. Реально ксилофон звучит октавой выше записи. Пластины ксилофона располагаются в два ряда и соответствуют черным и белым клавишам фортепиано. Они подвешены на прочных шнурах, которые пронизывают ряды пластин сбоку в двух точках. Сами шнуры, в свою очередь, крепятся в подвешенном состоянии. На фиксаторы, находящиеся на нижней плоскости инструмента и представляющие собой пластмассовые или резиновые V-образные выступы, кладутся шнуры, пронизывающие пластины. Эти же выступы фиксируют пластины инструмента в строго определенных местах.
Играют на современном ксилофоне деревянными палочками с круглой деревянной или пластиковой головкой. Пластины ксилофона изготавливаются из дерева или особого рода пластмассы. Звук инструмента довольно быстро гаснет, поэтому для продления эффекта звучания определенной ноты используется тремоло на одной пластине. Употребляется также тремоло на двух пластинах, что дает
<стр. 25>
эффект почти слитного звучания двух звуков. Самые верхние пластины инструмента звучат не очень определенно, поэтому для придания большей звуковысотной определенности используется октавное удвоение. Ярко и эффектно звучит на ксилофоне прием глиссандо.
МАРИМБАФОН (МАРИМБА) (ит., фр., нем., англ. — Marimba).
Маримбафон или маримба — инструмент, родственный ксилофону. Он так же, как и ксилофон, имеет клавиатурообразную конструкцию. Пластины инструмента изготавливаются из дерева твердых пород или из особых сортов пластмассы. Принципы строения клавиатуры и укрепления пластин маримбы соответствуют строению ксилофона. Отличием является наличие металлических резонаторов, которые соответствуют каждой пластине инструмента и укрепляются в два ряда под «белыми» и «черными» пластинами инструмента, что придает маримбе возможность продления звука после удара.
Существует несколько разновидностей маримбафонов, которые отличаются друг от друга размером и диапазоном звучания. Диапазон инструмента составляет четыре, четыре с половиной и даже пять октав.
Диапазон самой распространенной разновидности инструмента составляет четыре октавы и начинается снизу нотой до малой октавы. Резонаторы этого инструмента имеют цилиндрическую форму.
<стр. 26>
Диапазон пятиоктавной маримбы начинается на октаву ниже, то есть с ноты C [*]. Пластины нижнего регистра имеют довольно крупные размеры. Резонаторы верхнего и среднего регистров имеют цилиндрическую форму. Резонаторы самого нижнего регистра имеют прямоугольную форму. Для того чтобы соответствовать самым нижним звукам пластин, их следовало бы продлить ниже уровня пола, на котором стоит инструмент. Чтобы решить эту проблему, резонаторы изгибают внизу под углом 180 градусов и направляют вверх.
На маримбе играют палочками с деревянными, пластиковыми и фильцевыми наконечниками (головками). В зависимости от материала палочек изменяется и тембр звучания инструмента. Резонаторы продлевают время отзвука после удара палочки о пластину. Наиболее ощутим этот эффект в нижнем регистре.
Звук маримбы в нижнем и среднем регистре достаточно глубокий, сочный. В верхнем регистре тембр постепенно приближается к тембру ксилофона с его характерной резкостью и сухостью. Звук инструмента хорошо различим в оркестровой палитре. Динамика инструмента достаточно разнообразна. На маримбе прекрасно звучат и очень тихие, и очень громкие удары.
На маримбе играют двумя, тремя, четырьмя палочками. В особых случаях их количество может доходить до шести-восьми. На маримбе хорошо звучат двойные ноты и даже аккорды. Тремоло на двух звуках в нижнем и среднем регистрах сливаются в непрерывно звучащий интервал. Иногда используется тремоло двух созвучий; при этом возникает эффект многозвучного аккорда. Эффектно звучит на маримбе прием глиссандо.
Особый прием звукоизвлечения — игра по пластине хорошо наканифоленным контрабасовым смычком. При этом звук возникает не сразу, а постепенно. Звук набирает силу при более плотном движении смычка по пластине и постепенно угасает при игре концом смычка.
Записывается маримба соответственно реальному звучанию в басовом и скрипичном ключах (см. пример 15 на с. 27).
[*] Некоторые инструменты имеют нижним звуком ноту E или F. Диапазон инструмента зависит от фирмы изготовителя.
<стр. 27>
ВИБРАФОН (ит. — Vibrafono, фр. — Vibraphone, нем. — Vibraphon, англ. — Vibraphone).
Вибрафон во многом повторяет конструкцию маримбафона. Он имеет клавиатурообразное строение, двухрядные металлические резонаторы, соответствующие пластинам, которые расположены и укрепляются так же, как и на ксилофоне и маримбе. Однако в отличие от этих двух инструментов пластины вибрафона изготавливаются из металла, а цилиндрические резонаторы снабжены круглыми дисками-лепестками, которые крепятся на металлических стержнях. Стержни, в свою очередь, присоединены к электрическому мотору, который в случае его подключения начинает вращать лепестки-диски внутри резонаторов. В результате после удара палочкой вибрафона по пластине возникает не только резонирующее эхо, но и своеобразный эффект постепенно затихающего вибрато (уа-уа). При этом звук вибрафона длится гораздо дольше, чем на маримбе.
Чтобы погасить звук вибрафона, применяется механизм педали, приводящий в действие демпферную плоскость, которая прижимает
<стр. 28>
снизу все пластины инструмента. При этом звучание инструмента мгновенно прерывается. И наоборот, чтобы играть на вибрафоне, необходимо нажать педаль, таким образом освободив пластины от воздействия демпферной плоскости.
Долгое звучание пластин вибрафона позволяет использовать прием напластования звуков, который можно сравнить с игрой на фортепиано с нажатой педалью.
На вибрафоне играют палочками с твердыми и мягкими головками. При игре твердыми палочками хорошо различим характерный щелчок удара твердой головки палочки о пластину. При игре мягкими палочками звук возникает почти незаметным ударом. Количество применяемых палочек зависит от контекста исполняемой музыки, но, как правило, не превышает восьми. Вибрафон обладает тембром, который хорошо различим в оркестре. Инструмент обладает широкими возможностями, позволяющими исполнять и одноголосные последовательности, и многозвучные аккорды. Сила звука зависит от силы удара по пластине и от того, включен или выключен мотор резонаторов. Как и на маримбе, на вибрафоне иногда играют хорошо наканифоленным контрабасовым смычком, ведя им по краю пластины. При этом звук вибрафона тянется дольше, чем при аналогичной игре смычком на маримбе.
Вибрато включенного электрического мотора не всегда устраивает композиторов, поэтому на инструменте играют как с включенным, так и с выключенным мотором.
Вибрафон записывается в скрипичном ключе в соответствии с реальным звучанием от f до f3.
<стр. 29>
КОЛОКОЛА (ит. — Сатрапе tubalare, фр. — Closhes, нем. — Rohre Glocken, англ. — Chimes или Bell).
Колокола или трубчатые колокола представляют собой довольно сложную конструкцию, состоящую из металлических полых трубок, которые подвешиваются на шнурах на металлической штанге в два ряда. Их расположение соответствует черным и белым клавишам фортепиано. На дальнем ряду висят трубки, соответствующие черным клавишам, на ближнем — белым. Играют на колоколах деревянными колотушками, которыми ударяют по верхнему краю трубок.
Трубки колоколов пропущены сквозь отверстия в трех поперечных плоскостях, укрепленных на уровне примерно ½ высоты инструмента. Отверстия плоскостей, обтянутые тканью, несколько шире диаметра трубок. Таким образом, трубки свободно висят внутри этих отверстий. Средняя плоскость соединена с механизмом педали, при нажатии которой плоскость сдвигается и прижимает все трубки колоколов, выполняя роль демпфера.
Диапазон колоколов зависит от фирмы изготовителя. Нормативным по записи следует считать диапазон от ноты c1 до ноты g2. Реально инструмент звучит на октаву ниже. Следует, однако, учитывать, что звон трубчатых колоколов включает в себя большое количество призвуков, придающих звучанию инструмента некоторую неопределенность интонации.
На колоколах играют, как правило, одиночными ударами или одноголосными последовательностями, реже — двузвучными ударами. Для того чтобы четче проследить звук колокола, его удары должны иметь некоторый временной промежуток, иначе звук одного колокола
<стр. 30>
наслаивается на звук предыдущего. Особый эффект при игре на колоколах — глиссандо по «белым» или «черным» звукам или одновременно по всем колоколам инструмента обеими колотушками. Надо учитывать, однако, что эти глиссандо не обладают достаточно громким звуком. Тембр звона колоколов хорошо различим в партитуре оркестра, но определить точную высоту звука при этом удается не всегда.
УДАРНАЯ СЕКЦИЯ(англ. — Drum set).
В ударную секцию входят малый барабан, от двух до пяти подвешенных тарелок, набор том-томов, хай-хет (чарльстон) и большой барабан с педалью («бочка» на музыкальном жаргоне). Ударная секция непременный участник джазовых и рок-групп — употребляется как самостоятельная ударная единица и в симфоническом оркестре.
МАЛЫЙ БАРАБАН (ит. — Cassa (militare), Tamburo (a Corde), фр. — Caisse claire (Militaire), Tambour (à cordes), нем. — (Kleine) Trommel, англ. — Snare drum).
В разных странах используются разные по размеру и характеру звучания малые барабаны. Из встречающихся разновидностей малого барабана Snare drum является типовым инструментом, а Tamburo militare — инструмент несколько большего размера и имеет соответственно более низкий тембр. Snare drum — далее малый барабан — непременный участник ударной секции. Его строение подробно описано в основном тексте книги. При игре малый барабан ставится и закрепляется на специальном штативе, который позволяет регулировать высоту инструмента относительно исполнителя. Среди приемов игры на малом барабане — дробь, отдельные ритмические фигуры, игра палочкой по ободу, игра специальными металлическими метелочками, издающими характерное шуршание. Примембранные пружины, которые находятся на нижней плоскости инструмента и при игре добавляют звучанию инструмента дополнительный шорох, могут быть отведены от мембраны с помощью специального рычага. В этом случае звук малого барабана становится более похож на звук высокого том-тома.
<стр. 31>
ТОМ-ТОМЫ (ит., фр., нем., англ. — Tom-toms).
Том-томы — барабаны различного размера без примембранной пружины. Используются от двух и более инструментов для создания различной ударной звуковысотности. При определенном старании том-томы можно настроить относительно друг друга на определенный музыкальный интервал. Менее крупные инструменты укрепляются по две штуки на один штатив, более крупные сами имеют выдвижные ножки, которые позволяют устанавливать инструмент на определенной высоте или под углом к исполнителю. Играют на том-томах палочками малого барабана.
БОЛЬШОЙ БАРАБАН С ПЕДАЛЬЮ (ит. — Gran cassa con pedale).
Этот инструмент ударной секции, называемый на музыкальном жаргоне «бочкой», является по существу большим басовым том-томом. Он имеет достаточно низкий и глухой звук. На этом ударном инструменте играют с помощью ножной педали, которая приводит в действие колотушку, ударяющую по мембране барабана. Инструмент укрепляется на полу и имеет положение анфас по отношению к исполнителю и публике.
ПОДВЕШЕННАЯ ТАРЕЛКА (ит. — Piatto sospeso).
Кроме описанных автором книги способов игры на тарелках, в оркестровой и ансамблевой практике широко применяется подвешенная тарелка (piatto sospeso), вернее, тарелка, укрепленная на штативе. На стержень штатива насаживается тарелка раскрытой частью вниз и укрепляется сверху винтом. В этом положении тарелка имеет возможность колебаться, а верхний фиксатор удерживает инструмент от падения в случае сильного удара. Таким образом, на инструменте можно играть палочками от малого барабана, добиваясь четкого ритма, мягкими палочками, создавая тремоло со значительными динамическими оттенками (crescendo и diminuendo), или металлическими метелочками.
<стр. 32>
Особый прием звукоизвлечения — игра хорошо наканифоленным контрабасовым смычком. При этом исполнитель одной рукой плотно ведет смычком по краю тарелки, а другой рукой придерживает инструмент за чашечку. Возникает не очень сильный, но крайне характерный скрежещущий звук. В симфоническом оркестре используют от одной до трех и более подвешенных тарелок разного диаметра и, соответственно, разной высоты звучания.
ХАЙ-ХЕТ или ЧАРЛЬСТОН(ит., фр., нем., англ. — Hi-hat (Charlestone).
Этот инструмент представляет собой две тарелки, укрепленные на штативе вогнутыми плоскостями друг к другу. Одна из тарелок неподвижно укреплена на штативе. Внутри самого штатива проходит металлический стержень, движущийся внутри внешнего стержня штатива, на котором укрепляется другая тарелка. Движущийся стержень приводится в действие педалью, которую исполнитель нажимает ногой. При этом тарелки соприкасаются друг с другом, издавая характерный звук, имеющий два оттенка, которые можно определить как «открытый» и «закрытый». Одновременно с педальной игрой по хай-хету можно играть палочками малого барабана, издавая различные ритмические фигуры, которые хорошо получаются как при «открытом», так и «закрытом» положении инструмента.
БОНГИ нем., англ. — Bongos).
Инструмент представляет собой одномембранный барабанчик небольшого размера с выпуклой относительно обода мембраной. Бонги, как правило, употребляются парами — высокий и менее высокий инструмент.
По характеру звучания они близки том-томам и продолжают верхний регистр барабанной звучности, но обладают при этом менее ярким
<стр. 33>
звуком, более сухим тембром, чем том-томы и малый б