Идиофоны с неопределенной высотой звука
Из щелкающих инструментов следует в первую очередь назвать популярные для испанской музыки кастаньеты (ит. — Castagnetti, фр. — Castagnettes, нем. — Kastagnetten), представляющие собой две пары плоских деревяшек раковинообразной формы. Каждая
<стр. 207>
пара снабжена неплотно стягивающим их шнурком, которым прикрепляют инструмент к большому пальцу руки. Остальными пальцами исполнитель поочередно постукивает по одной из деревяшек, заставляя ее щелкать о другую. На таких кастаньетах можно исполнять самые прихотливые ритмы.
К сожалению, наряду с настоящими кастаньетами распространен также их суррогат — две раковины, укрепленные на ручке, которые просто встряхивают и добиваются тем самым лишь приблизительного, по сравнению с предписанным, ритмического рисунка.
Попытка внедрения в оркестровую практику механических кастаньет, на которых можно с помощью пальцевой техники исполнять сложные ритмические рисунки, пока не имеет успеха из-за тембровой бесхарактерности этого инструмента.
Все чаще используется в симфонической музыке очень звонкий щелкающий инструмент клавес (Claves), состоящий из двух небольших палочек, изготовленных из плотного, хорошо выдержанного дерева. На клавесе играют, ударяя одной палочкой о другую.
Звук его хотя и лишен определенной высоты, может быть, однако, сравним со звучанием ксилофона в самом верхнем регистре.
Резкий цокающий звук издает деревянная коробочка (ит. — Blocko di legno, фр. — Bloc de bois, нем. — Holzblock, англ.— Woodblock) — полый брусок из твердого дерева, по которому ударяют палочками от малого барабана.
<стр. 208>
Нередко в один блок объединяют несколько коробочек, и тогда становится возможным glissando — своеобразный эффект, напоминающий цоканье копыт.
Для очень сильных отдельных хлопкóв, напоминающих удары бича, применяется хлопушка (ит. — Frusta, Flagello; фр. — Fouet; нем. — Peitsche), состоящая из двух длинных дощечек, с одной стороны (у основания) соединенных между собой. Разводя свободные концы, исполнитель затем резко ударяет дощечки друг о друга, достигая силы пистолетного выстрела.
Своеобразный шумовой эффект издает деревянная трещотка (ит. — Raganella, фр. — Grecelle, нем. — Ratsche), где главной составной частью является зубчатое колесико, которое при вращении подцепляет упругую пластинку, заставляя ее соскакивать с каждого зубца на последующий.
При быстром вращении отдельные щелчки сливаются в сплошной треск, сила звука которого не зависит от исполнителя, а исключительно от степени упругости пластинки.
Еще одна из разновидностей треска достигается применением инструмента гуиро (Guiro) или ему подобных (реко-реко или же обыкновенная гребенка), изготовляемых из рога или бамбука.
Принцип звукоизвлечения на этих инструментах заключается в том, что по их ребристой поверхности (покрытой поперечными насечками) быстро проводят легкой палочкой, отчего возникает характерный взвизгивающий скрежет.
Наконец, маракасы (Maracas) — полые деревянные шары на рукоятках (всегда применяемые попарно — по одному в каждой руке) с некоторым количеством сыпучего материала внутри — при встряхивании издают характерное шипение, ассоциирующееся с шуршанием сухих листьев, гонимых ветром.
<стр. 209>
Описание ударных инструментов можно было бы продолжить за счет еще ряда так называемых «инструментов к случаю» — стучащих, гремящих, звенящих, скрипящих и всяких иных, как народных, так и призванных к выполнению ударных функций фантазией композиторов. Особенно причудливо проявляется эта фантазия при использовании электроаппаратуры, мгновенно преображающей, например, вспышку зажигаемой спички — во взрыв, а царапанье ногтем по микрофону — в грохот механического цеха. Но это уже выходит за рамки данной книги и является областью, где царит эксперимент.
Тембры ударных инструментов по сравнению с другими группами менее дифференцированы, зато имеют большое число оттенков и специфических тонкостей, предъявляя композитору высокие требования по части слухового опыта и воображения. Стать на уровень этих требований можно, только хорошо ознакомившись на практике с современными ударными инструментами всех типов в специальных классах и на концертах (с партитурой в руках).
<стр. 210>