Основная аппликатура хроматической гаммы
Следовательно, гаммы без открытых струн исполняются так:
Определение позиций на контрабасе такое же, как и на виолончели (привести к положению 1-го пальца и далее по формуле «интервал минус палец», с учетом альтерации).
Легатная техника на контрабасе по сравнению с виолончелью значительно менее подвижна, так как смена позиций происходит чаще, чем на виолончели (не через три ноты, а через две), а расстояние между позициями шире. Поэтому динамический пассаж всей струнной группы в быстром темпе можно представить себе так:
<стр. 69>
В прямом положении кварта берется на соседних струнах одним пальцем; уменьшенная квинта — соседними пальцами: (3-й палец не принимается в расчет); чистая квинта берется крайними пальцами: .
Примечание. Вообще двойные ноты, особенно в низком регистре, употребляются редко и звучат неясно. Очень удобны на контрабасе октавные скачки, которые исполняются через струну в прямом положении крайних пальцев.
Аккорды
Аккорды на контрабасе применяются редко, а если и применяются, то больше с пустыми струнами: (по письму).
Все сказанное относится к более низким позициям. На высоких позициях — выше 7-й (редко употребляемых) — применяется ставка. В виртуозной литературе на очень высоких позициях применяется скрипичная аппликатура.
Высокие звуки контрабаса весьма жидки и применяются в качестве специального эффекта.
<стр. 70>
В исключительных случаях применяются звуки до: (по письму).
В оркестре же лучше не подниматься намного выше, чем:
(по письму).
Флажолеты
Флажолеты на контрабасе звучат превосходно. Употребляются все натуральные флажолеты, вплоть до самых высоких (исполняются в местах 4/5, 5/6, 6/7, 7/8 и т. д., то есть ближе к подставке).
Возможно также применение искусственных флажолетов — квартовых и терцовых (со ставкой):
Искусственные флажолеты, основанные на более мелких делениях струн, не употребляются.
Pizzicato
Pizzicato на контрабасе звучит мягко, бархатно и гулко. Выше ноты pizzicato становится все более сухим.
Сурдины применяются редко, так как они оказывают слабое воздействие на характер звучности. Контрабас и без сурдины звучит достаточно мягко.
<стр. 71>
Техника правой руки
Техника правой руки на контрабасе та же, что и на виолончели. Следует только учесть, что смычок контрабаса еще более массивен, чем смычок виолончели, и поэтому легкие штрихи (летучее staccato, ricochet, sautillé и другие) на контрабасе трудно выполнимы и не дают должного художественного эффекта.
Существуют две школы игры на контрабасе, существенно отличающиеся друг от друга техникой владения смычком. Последователи одной из этих школ (французской) держат при игре смычок подобно виолончельному; другие исполнители (представители немецкой школы), наоборот, предпочитают положение кисти правой руки, при котором плотно охватывается вся колодочка смычка под тростью. Первый способ дает выигрыш в подвижности, второй — способствует достижению большей силы звучности.
Естественно, что и в конструктивном отношении смычки, употребляемые представителями обеих школ игры на контрабасе, также весьма различны. В первом случае контрабасовый смычок отличается от виолончельного лишь большей массивностью, в то время как для смычков немецкого типа характерны совсем иные пропорции: широкая (в ладонь!) колодочка, значительно большее удаление волос от древка, особенно у основания смычка.
Как покатые плечи контрабаса сохраняют форму старинных виол, так и удлиненно-трапециевидная форма контрабасового смычка немецкого типа напоминает о конструктивных особенностях смычков конца XVII века.
<стр. 72>