Тема: Вечная память героям. День Победы

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Р. Шуман. Грёзы. Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание).

Ø Т. Попатенко, стихи И. Черницкой. Вот какая бабушка (пение).

Ø Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше (пение).

Ø Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Музыка Великой Отечественной Войны».

w Знать:

-Исторические события 1941-1945 гг;

-Музыкальное произведение, которое звучит в минуту молчания у Вечного огня Р.Шуман. Грезы. Какое название соответствует ее характеру? Какое значение имела песня из фортепианного цикла «Детские сцены»

w Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность (О чем поется в военных песнях?).

Над облаками и векамиБессмертной музыки хвала -Россия русскими рукамиСебя спасла и мир спасла. Сияет солнце, вьётся знамя,И те же вещие слова:"Ребята, не Москва ль за нами?"Нет, много больше, чем Москва!

Георгий Иванов

Май 1945

Ведущий: (читает на фоне музыки): 9 мая 2010 года в 65-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы... Вспомним...

Звучит вальс Ф. Шуберта.

Ведущий: Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда... Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь…

Учитель: Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко "война". Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней. Но больше всего досталось детям. Война и дети! Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом, потому что дети родятся для жизни. А война эту жизнь отнимает. Сегодня мы увидим войну глазами детей. Представьте себе замечательный день воскресенье. У детей каникулы. У их родителей отпуск, у всех выходной.

Звучит лёгкая музыка.

Звучит голос Левитана; звучит "Священная война" (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, 1941 г.).
Учитель: В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны собирали тёплые вещи для фронтовиков. Работали на военных заводах, выступали с концертами перед ранеными. Между Волгой и Доном был открыт Сталинградский фронт. Из города эвакуировали почти всех женщин, детей и стариков. Труднее всего приходилось детям военного Сталинграда.

Звучит вокализ С. Рахманинова.

Ведущий (читает на фоне вокализа): Никто не знал, что война продлится 4 года - это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 млн. погибших людей! 20 млн., вы только представьте - если по каждому из 20 млн. в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 32 года!
Звучит " Реквием" В. А. Моцарта.
Реквием(отрывок)

Черный камень, черный камень, что ж молчишь ты, черный камень?   Разве ты хотел такого? Разве ты мечтал когда-то стать надгробьем для могилы Неизвестного солдата? Черный камень. Что ж молчишь ты, черный камень?..   Мы в горах тебя искали. Скалы тяжкие дробили. Поезда в ночах трубили. Мастера в ночах не спали, чтобы умными руками чтобы собственною кровью превратить обычный камень в молчаливое надгробье...   Разве камни виноваты в том, что где-то под землею слишком долго спят солдаты? Безымянные солдаты. Неизвестные солдаты...   А над ними травы сохнут, А над ними звезды меркнут. А над ними кружит беркут и качается подсолнух. И стоят над ними сосны. И пора приходит снегу. И оранжевое солнце разливается по небу. Время движется над ними... Умер — Неизвестным. Слушайте! Распахните глаза. Слушайте до конца.   Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните! Но когда-то, но когда-то кто-то в мире помнил имя Неизвестного солдата! Ведь еще до самой смерти он имел друзей немало. Ведь еще живет на свете очень старенькая мама. А еще была невеста. Где она теперь — невеста?.. Умирал солдат — известным. Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!   Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!   Люди! Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!   Песню свою отправляя в полет,— помните! О тех, кто уже никогда не споет,— помните!   Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните!   Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!   Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!


Звучит вокализ С. Рахманинова.

Ведущий: Тихо, ребята, минутой молчания
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,
Кто ушел на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Минута молчания (метроном).
Звучит песня "Журавли" (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова).
Ведущий: В сырой степи под перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы,
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там, на пустынных перекрёстках,
Чтоб их запомнила страна,
На звёздах, на фанерных досках
Мы написали имена.
"Вечный огонь" (музыка. Р. Хозака, слова Е. Аграновича) учителя
1-й ученик: Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
2-й ученик: Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрёт.
Песня "Последний бой" (из кинофильма "Освобождение", стихи М. Ножкина).
Звучит отрывок из песни "На Мамаевом кургане тишина" (музыка А. Пахмутовой, слова А. Добронравова).

Ведущий:

Товарищ, в светлый день Победы
Припомни к ней далёкий путь:
Наш правый гнев и наши беды,
Припомни горечь отступления,
Свинца и стали чёрный град.
И, как высокое отмщение,
Припомни имя - Сталинград.
В венце огня и клубах дыма,
В раскатах оружейных гроз
Стояла Волжская твердыня
Неколебима, как утёс.


Война... Суровее нет слова.
Война... Печальнее нет слова.
Война... Священнее нет слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть... И нет...
(А. Твардовский)

"В лесу прифронтовом" (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского)

1-й ученик: На фронтах, в партизанских отрядах, в тылу врага...
2-й ученик: На заводах, в полях, у станков день и ночь люди ковали Победу.
3-й ученик: Кто мог и как мог.
4-й ученик: Это была всенародная война и Победа!
5-й ученик: Был солдат на бывалой войне,
На дорогах обожженной планеты.
Он сначала видел только во сне
День Победы.
6-й ученик: Отступал он и в атаку ходил,
Превозмог все ранения и беды.
Был готов он жизнь отдать за один
День Победы!
7-й ученик: И ни разу - ни слезинки из глаз.
Он усталости и страха не ведал.
А заплакал он единственный раз -
В День Победы!

Звучит "Майский вальс" (музыка И. Лученка, слова М. Ясеня).

Ведущий:: Цветёт земля под мирным небом,
Земля свежа от майских рос.
Цветком лазоревым и хлебом
Окопный след в полях зарос.
Нет выше подвига на свете.
Наш ратный путь на веке свят.
Тобой спасённая планета
Благодарит тебя, Солдат!..

Ведущий: Прошли годы. Отгремели тяжёлые бои. Но чтобы на земле никогда не повторялись те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамёна молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов. Среди нас в этом зале находятся наши мальчишки, многие из которых, повзрослев, станут настоящими защитниками Родины. Хочется им пожелать, чтобы они были сильными, смелыми, ловкими и честными, чтобы они готовили себя к службе в армии… Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость, и, конечно же, хорошо учитесь. Ведь, как сказал великий полководец А. Суворов, "Тяжело в учении, легко в бою".
Исполнение песни "День Победы" (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова). Разучить песню «Вот какая бабушка!», исполнять маршеобразно, с воодушевлением.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Стр. 85-87 р/т.

-Разучить одну из предложенных песен.

-Написать, с какой интонацией нужно исполнять песню.

-Подчеркнуть средства музыкальной выразительности, которые понадобятся для исполнения песни.

-Произвести записи в рабочей тетради.

Урок 32

Наши рекомендации