Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.

Звучит музыка в исполнении симфонического оркестра. Можно использовать любое знакомое произведение.

Учитель: В чьем исполнении прозвучала музыка?

Дети: Эту музыку исполнил оркестр.

Учитель: Какой это был оркестр?

Дети: Это симфонический оркестр.

Учитель: А какие оркестры вы еще вы знаете?

Дети: Оркестр народных инструментов и духовой оркестр.

Учитель: Верно, посмотрим на таблицах эти оркестры и вспомним названия некоторых инструментов.

Дети называют знакомые инструменты.

Учитель: Давайте вернемся к первой таблице, посмотрим симфонический оркестр и вспомним инструменты.

Дети называют группы оркестра и названия инструментов.

Учитель: Каждый инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой Сергея Сергеевича Прокофьева “Петя и волк”. Эта сказка была написана в 1936 году.

О том как рождалось это произведение вспоминала Наталия Николаевна Сац: “Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я словами, он – музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом – а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента.

Мы решили, что в симфонической сказке для самых младших слушателей должны быть яркие образы с броскими характерами, непохожими один на другой”.

II. Стратегия “слушание с остановками”.

Стадия осмысления

Учитель: Ребята сказка называется “Петя и волк” как вы предполагаете, какие ещё герои могут присутствовать в этой сказке?

Варианты ответов детей.

Учитель: Скажите, о чем будет, эта сказка и как будут развиваться события?

Дети высказывают самые неожиданные предположения.

Учитель: Ребята, мы внимательно прослушаем вступление и узнаем, с какими персонажами встретимся в сказке.

После прослушивания заполняется первые две колонки: герой, инструмент.

Учитель: Мы познакомились со всеми действующими лицами сказки “Петя и волк”.

Слушание начала сказки.

“Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…”

Здесь можно сделать первую остановку и дать ребятам возможность пофантазировать, что произойдет дальше. Ответы детей кратко записать в первую колонку.

Моменты остановок учитель выбирает по своему усмотрению. Заинтересованность детей: “А что произойдет дальше?” предполагает самые разнообразные, неожиданные и противоречивые варианты ответов, которые учитель записывает на доске в таблицу. Затем ребята прослушивают фрагмент сказки, сравнивают со своими ответами. Ребята познакомятся с содержанием сказки, когда таблица будет полностью заполнена.

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.



Герой Инструмент
Птичка Флейта “Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…” “Из лесу показался серый волк…” “Волк смотрел жадными глазами…” “В это время из леса…” “Они шли по следам волка и стреляли…” “Петя сказал: “ Не надо стрелять!”…”
Утка Гобой
Кошка Кларнет
Петя Струнный квартет
Дедушка Фагот
Волк Валторны
Охотники Литавры

Физминутка отдыха “Оздоровительный этюд”

III. Стадия рефлексии.

Анализ прослушанного произведения, беседа по вопросам:

1. Какое впечатление произвел на вас Петя?

2. Какие инструменты исполняли тему главного героя, помогали передать его характер?

3. Какой герой вам особенно понравился и запомнился?

4. Какой инструмент характеризует его?

Стратегия “синквейн”

Составить синквейн.

Петя птичка дедушка волк.

Например:

1. Петя

2. Любопытный, храбрый.

3. Гуляет, спасает, ловит.

4. Смелый мальчик не боится волка.

5. Герой.

Состав оркестра: Флейта • Гобой • Кларнет (in A) • Фагот • Три валторны • Труба • Тромбон • Литавры • Треугольник • Бубен • Кастаньеты • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан • Первые скрипки • Вторые скрипки • Альты • Виолончели • Контрабасы

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

· Петя ― струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;

· Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;

· Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;

· Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;

· Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;

· Волк ― три валторны, тема в g-moll;

· Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Выставление оценок.

Вокально-хоровая работа.

Ø В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).

Разучить и петь песню «В мире много сказок» оживленно, радостно.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание. (29 урок)

Стр. 80-81 р/т.

-В калейдоскопе букв найти и выделить названия четырех деревянных духовых инструментов, изображающих интонации Птички, Утки, Кошки и Дедушки.

-Подумать, что больше понравилось и запомнилось в симфонической сказке С.Прокофьева «Петя и волк». Отобразить свои впечатления в рисунке или рассказе.

-Произвести записи в рабочей тетради.

VI. Домашнее задание. (30 урок)

Стр. 82-84 р/т.

-Разучить и петь песню «В мире много сказок».

-Написать авторов музыки и названия оперных произведений по изображенным рисункам.

-Вписать названия произведений С.Прокофьева в афишу концерта.

-Произвести записи в рабочей тетради.

Урок 31

Наши рекомендации