Тема: Картины, изображающие музыкальные инструменты

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vacas» (звучание лютни, слушание).

Ø Г.Ф. Гендель. Siciliana. Allegro. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание).

Ø Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре (звучание гитары, слушание).

Ø Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Картины, изображающие музыкальные инструменты

Запись на доске:

ЛЮТНЯ ВИОЛА ДА ГАМБА ГИТАРА

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Разнообразие сюжетов картин, изображающих музыкальные инструменты».

w Знать:

-Многие художники изображали на своих полотнах музыкальные инструменты. Такие картины рассказывают нам, какие именно музыкальные инструменты бытовали в ту или иную эпоху, какое значение они имели в жизни людей;

-Музыкальные инструменты: лютня, виола да гамба, гитара;

- Виола да гамба – старинный струнный смычковый инструмент, при игре держат между коленей;

-Аристократия – высший слой дворянства. Поведение и манеры аристократа отличаются благородством и изысканностью.

w Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Соответствует ли настроение музыкальной фантазии настроению картины Караваджо «Лютнист»? В чем это проявляется?

О чем рассказывает картина Д.Тенирса «Концерт семьи Тенирс на террасе»? Звучание каких инструментов вы слышите в музыке Г.Ф.Генделя? Какая из картин созвучна этой музыке? Почему? Сравните изображения и звучание лютни и гитары. Чем похожи эти музыкальные инструменты, и чем они отличаются?).

Многие художники изображали на своих полотнах музыкальные инструменты. Такие картины рассказывают нам, какие именно музыкальные инструменты бытовали в ту или иную эпоху, какое значение они имели в жизни людей.

На картине Караваджо «Лютнист» мы видим юношу, играющего на лютне. В далёкие времена звучание этого инструмента можно было слышать повсюду. Прелестные серебристые звуки лютни сопровождали придворные концерты и народные праздники. Лютня была инструментом виртуоза и простого любителя музыки.

Ø Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vacas» (звучание лютни, слушание).

¾ Соответствует ли настроение музыкальной фантазии Л. Нарваэса настроению картины Караваджо «Лютнист»?

¾ В чём это проявляется?

Давайте рассмотрим картину Д. Тенирса «Концерт семьи Тенирс на террасе».

О чём «рассказывает» картина Д. Тенирса «Концерт семьи Тенирс на террасе»?

Отец играет на виоле да гамба. Сидящие слева от него женщина и ребёнок поют. Дама в чёрном играет на струнном щипковом инструменте.

Мы также видим террасу, сад, окружающий дом. Замечаем и подробности: одежду музыкантов, посуду, стол со скатертью.

Интересная деталь картины – изображение обезьянки. Судя по внимательному взгляду, животное увлечённо наблюдает за происходящим.

Это семейное событие выглядит на картине как музыкальный праздник аристократической семьи.

Ø Г.Ф. Гендель. Siciliana. Allegro. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание).

¾ Звучание каких инструментов вы слышали в музыке Г. Ф. Генделя?

¾ Какая из картин созвучна этой музыке? Почему?

¾ Сравните изображения и звучание лютни и гитары. Чем похожи эти музыкальные инструменты и чем они отличаются?

Вокально-хоровая работа.

Ø Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение). Разучить песню, исполнять неторопливо, выразительно, с воодушевлением.

IV. Итог урока.

Многие художники изображали на картинах музыкальные инструменты. Некоторые мы рассмотрели сегодня.

V. Домашнее задание.

Стр.73-75 р/т.

-Подумать, какой характер придает звучанию песни ритмический рисунок.

-Рассмотреть рисунки, написать названия инструментов.

-Произвести записи в рабочей тетради.

Урок 27

Наши рекомендации