Тема: Картины, изображающие музыкальные инструменты
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vacas» (звучание лютни, слушание).
Ø Г.Ф. Гендель. Siciliana. Allegro. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание).
Ø Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре (звучание гитары, слушание).
Ø Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Картины, изображающие музыкальные инструменты
Запись на доске:
ЛЮТНЯ ВИОЛА ДА ГАМБА ГИТАРА |
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Разнообразие сюжетов картин, изображающих музыкальные инструменты».
w Знать:
-Многие художники изображали на своих полотнах музыкальные инструменты. Такие картины рассказывают нам, какие именно музыкальные инструменты бытовали в ту или иную эпоху, какое значение они имели в жизни людей;
-Музыкальные инструменты: лютня, виола да гамба, гитара;
- Виола да гамба – старинный струнный смычковый инструмент, при игре держат между коленей;
-Аристократия – высший слой дворянства. Поведение и манеры аристократа отличаются благородством и изысканностью.
w Уметь:
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;
-Анализировать музыкальное произведение (Соответствует ли настроение музыкальной фантазии настроению картины Караваджо «Лютнист»? В чем это проявляется?
О чем рассказывает картина Д.Тенирса «Концерт семьи Тенирс на террасе»? Звучание каких инструментов вы слышите в музыке Г.Ф.Генделя? Какая из картин созвучна этой музыке? Почему? Сравните изображения и звучание лютни и гитары. Чем похожи эти музыкальные инструменты, и чем они отличаются?).
Многие художники изображали на своих полотнах музыкальные инструменты. Такие картины рассказывают нам, какие именно музыкальные инструменты бытовали в ту или иную эпоху, какое значение они имели в жизни людей.
На картине Караваджо «Лютнист» мы видим юношу, играющего на лютне. В далёкие времена звучание этого инструмента можно было слышать повсюду. Прелестные серебристые звуки лютни сопровождали придворные концерты и народные праздники. Лютня была инструментом виртуоза и простого любителя музыки.
Ø Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vacas» (звучание лютни, слушание).
¾ Соответствует ли настроение музыкальной фантазии Л. Нарваэса настроению картины Караваджо «Лютнист»?
¾ В чём это проявляется?
Давайте рассмотрим картину Д. Тенирса «Концерт семьи Тенирс на террасе».
О чём «рассказывает» картина Д. Тенирса «Концерт семьи Тенирс на террасе»?
Отец играет на виоле да гамба. Сидящие слева от него женщина и ребёнок поют. Дама в чёрном играет на струнном щипковом инструменте.
Мы также видим террасу, сад, окружающий дом. Замечаем и подробности: одежду музыкантов, посуду, стол со скатертью.
Интересная деталь картины – изображение обезьянки. Судя по внимательному взгляду, животное увлечённо наблюдает за происходящим.
Это семейное событие выглядит на картине как музыкальный праздник аристократической семьи.
Ø Г.Ф. Гендель. Siciliana. Allegro. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание).
¾ Звучание каких инструментов вы слышали в музыке Г. Ф. Генделя?
¾ Какая из картин созвучна этой музыке? Почему?
¾ Сравните изображения и звучание лютни и гитары. Чем похожи эти музыкальные инструменты и чем они отличаются?
Вокально-хоровая работа.
Ø Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение). Разучить песню, исполнять неторопливо, выразительно, с воодушевлением.
IV. Итог урока.
Многие художники изображали на картинах музыкальные инструменты. Некоторые мы рассмотрели сегодня.
V. Домашнее задание.
Стр.73-75 р/т.
-Подумать, какой характер придает звучанию песни ритмический рисунок.
-Рассмотреть рисунки, написать названия инструментов.
-Произвести записи в рабочей тетради.
Урок 27