Тема: Колокольные звоны на Руси

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Н.А. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

Ø Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного автора (пение).

Ø Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора:Н.А. Римского-Корсакова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Колокольные звоны на Руси.

Запись на доске:

КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

III. Работа по теме урока.

С давних времён на Руси с большим почитанием относились к колоколам и колокольным звонам. В звучании колоколов отражена душа русского народа, вся его жизнь.

Колокольный звон сопровождал человека от рождения до смерти – во времена великих праздников и событий, в моменты радости и горя.

Существуют большие и малые колокола. Большие издают низкие, тяжёлые звуки. Вес такого колокола может достигать пятидесяти тонн!

Малые колокола отличаются более высоким, светлым звучанием.

В давние времена в случае тревоги, пожара было принято бить в набатныйколокол. Частые звуки набата служили сигналом к сбору людей.

В дни радостных событий можно слышать праздничный трезвон всех колоколов.

Устанавливают колокола на башнях церквей. Это место называется колокольней или звонницей.

Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Пытаясь спастись от нашествия татар Великий Китеж, дева Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой туман окутал Китеж, город погрузился под воды озера. В ужасе враг отступил назад.

Постепенно туман рассеялся. Под праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно преображённым.

¾ Рассмотрите картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях?

¾ Н.А. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

¾ Какое состояние передаёт колокольный звон в опере Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»?

¾ Вес самого большого колокола в России свыше двухсот тонн. Известно ли вам как он называется?

Вокально-хоровая работа.

¾ Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного автора (пение).

¾ Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение).

Колокольчик мой хрустальный(К-Ф Рок-н-ролл для принцессы)

В тумане утреннем седом
Скрыт от людей волшебный дом
В нем колокольчиков содом
Дин-дон, дин-дон
Дин-дон, дин-дон
Туда не легок переход,
Но там мечта моя живет
И не спроста меня зовет
Волшебный этот звон
Припев:

Колокольчик мой хрустальный
То веселый, то печальный
Я из тысячи голосов
Дин-дон, дин-дон
Слышу твой волшебный звон
Дин-дон, дин-дон
Колокольчик мой хрустальный
То веселый, то печальный
Я из тысячи голосов
Дин-дон, дин-дон
Слышу твой волшебный звон

Пуская на сердце тяжело
И над добром смеется зло
В том доме ты найдешь тепло
Поверь, поверь, поверь
Поверь, поверь, поверь
И пусть вокруг седой туман
Колдует словно злой шаман,
Но колокольчик- талисман,
Открыть поможет дверь
Припев:

Мне говорят со всех сторон
Волшебный дом - лишь только сон
И потому, хрустальный звон
Забудь, забудь, забудь, забудь,
Но без мечты нельзя прожить,
Сумей ее в душе ее хранить
Тогда любви святая нить
Добру укажет путь
Припев:

IV. Итог урока.

Мы услышали колокольный звон, переданный в оперном фрагменте композитора Н.А. Римского-Корсакова.

V. Домашнее задание.

Выучить песню «Колокольчик мой хрустальный».

Урок 18

Тема: Музыка в храме

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание).

Ø П. Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома» (слушание).

Ø Небо и земля. Народное песнопение (пение).

Дополнительный материал:

Портреты композиторов: М.Мусоргского и П.Чайковского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Музыка в храме.

Запись на доске:

Благоговение – глубочайшее почтение. Ладан – душистая смола.

III. Работа по теме урока.

Торжественный звон колоколов мы слышим во Вступлении к опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Действие оперы переносит нас в далёкий XVI век. Умный и грозный царь Борис, сумевший «и страхом, и любовью, и славою народ очаровать», коронуется на царство.

Венец за ним! Он царь! Он согласился!

Борис наш царь! Да здравствует Борис!

На площади Московского Кремля народ ликует, славя русского царя.

Ø М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание).

¾ Звучание каких колоколов слышится во Вступлении к опере М.Мусоргского «Борис Годунов»? Каков характер их звучания?

Если вы бываете в церкви, то вам знакомо чувство благоговения, какое испытывает человек в храме. В церкви всё особенное: лики святых на иконах, молитвенное пение, огонь свечей, запах ладана…

Хоровое пение звучит в церкви во время каждой службы.

Главное правило церковного пения заключено всего в двух словах «пойте разумно».

Разумное пение предполагает проникновение в смысл слов, которые распеваются. Хор певчих должен петь так, «чтобы приятны были произносимые слова, а не голос поющего». Потому что «Господь внимает не голосу, а сердцу и не может быть умолён восклицаниями…»

Поэтому характер песнопений неспешный и сдержанный; звучание никогда не бывает слишком громким.

Одна из пьес «Детского альбома» П. Чайковского называется «В церкви». Звучание фортепиано подражает в ней звучанию хора.

Ø П. Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома» (слушание).

¾ Что в церковном пении означают слова «пойте разумно»?

¾ Каков характер пьесы «В церкви» П. Чайковского?

¾ Почему в церкви недопустима лёгкая, эстрадная музыка? С чем это связано?

Вокально-хоровая работа.

Ø Небо и земля. Народное песнопение (пение).

IV. Итог урока.

Целью пения в церкви является восхваление Бога, возвещение Благой вести каждой душе. Духовное песнопение несет в себе заряд духовной силы, способной успокоить, возродить нравственно, обличить, указать смысл жизни и открыть истину, которой является Иисус Христос.

V. Домашнее задание.

Исполнение народного песнопения.

Урок 19

Наши рекомендации