Тема: Колокольные звоны на Руси
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Н.А. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).
Ø Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного автора (пение).
Ø Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора:Н.А. Римского-Корсакова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Колокольные звоны на Руси.
Запись на доске:
КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН |
III. Работа по теме урока.
С давних времён на Руси с большим почитанием относились к колоколам и колокольным звонам. В звучании колоколов отражена душа русского народа, вся его жизнь.
Колокольный звон сопровождал человека от рождения до смерти – во времена великих праздников и событий, в моменты радости и горя.
Существуют большие и малые колокола. Большие издают низкие, тяжёлые звуки. Вес такого колокола может достигать пятидесяти тонн!
Малые колокола отличаются более высоким, светлым звучанием.
В давние времена в случае тревоги, пожара было принято бить в набатныйколокол. Частые звуки набата служили сигналом к сбору людей.
В дни радостных событий можно слышать праздничный трезвон всех колоколов.
Устанавливают колокола на башнях церквей. Это место называется колокольней или звонницей.
Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Пытаясь спастись от нашествия татар Великий Китеж, дева Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой туман окутал Китеж, город погрузился под воды озера. В ужасе враг отступил назад.
Постепенно туман рассеялся. Под праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно преображённым.
¾ Рассмотрите картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях?
¾ Н.А. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).
¾ Какое состояние передаёт колокольный звон в опере Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»?
¾ Вес самого большого колокола в России свыше двухсот тонн. Известно ли вам как он называется?
Вокально-хоровая работа.
¾ Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного автора (пение).
¾ Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение).
Колокольчик мой хрустальный(К-Ф Рок-н-ролл для принцессы)
В тумане утреннем седом
Скрыт от людей волшебный дом
В нем колокольчиков содом
Дин-дон, дин-дон
Дин-дон, дин-дон
Туда не легок переход,
Но там мечта моя живет
И не спроста меня зовет
Волшебный этот звон
Припев:
Колокольчик мой хрустальный
То веселый, то печальный
Я из тысячи голосов
Дин-дон, дин-дон
Слышу твой волшебный звон
Дин-дон, дин-дон
Колокольчик мой хрустальный
То веселый, то печальный
Я из тысячи голосов
Дин-дон, дин-дон
Слышу твой волшебный звон
Пуская на сердце тяжело
И над добром смеется зло
В том доме ты найдешь тепло
Поверь, поверь, поверь
Поверь, поверь, поверь
И пусть вокруг седой туман
Колдует словно злой шаман,
Но колокольчик- талисман,
Открыть поможет дверь
Припев:
Мне говорят со всех сторон
Волшебный дом - лишь только сон
И потому, хрустальный звон
Забудь, забудь, забудь, забудь,
Но без мечты нельзя прожить,
Сумей ее в душе ее хранить
Тогда любви святая нить
Добру укажет путь
Припев:
IV. Итог урока.
Мы услышали колокольный звон, переданный в оперном фрагменте композитора Н.А. Римского-Корсакова.
V. Домашнее задание.
Выучить песню «Колокольчик мой хрустальный».
Урок 18
Тема: Музыка в храме
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание).
Ø П. Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома» (слушание).
Ø Небо и земля. Народное песнопение (пение).
Дополнительный материал:
Портреты композиторов: М.Мусоргского и П.Чайковского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Музыка в храме.
Запись на доске:
Благоговение – глубочайшее почтение. Ладан – душистая смола. |
III. Работа по теме урока.
Торжественный звон колоколов мы слышим во Вступлении к опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Действие оперы переносит нас в далёкий XVI век. Умный и грозный царь Борис, сумевший «и страхом, и любовью, и славою народ очаровать», коронуется на царство.
Венец за ним! Он царь! Он согласился!
Борис наш царь! Да здравствует Борис!
На площади Московского Кремля народ ликует, славя русского царя.
Ø М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание).
¾ Звучание каких колоколов слышится во Вступлении к опере М.Мусоргского «Борис Годунов»? Каков характер их звучания?
Если вы бываете в церкви, то вам знакомо чувство благоговения, какое испытывает человек в храме. В церкви всё особенное: лики святых на иконах, молитвенное пение, огонь свечей, запах ладана…
Хоровое пение звучит в церкви во время каждой службы.
Главное правило церковного пения заключено всего в двух словах «пойте разумно».
Разумное пение предполагает проникновение в смысл слов, которые распеваются. Хор певчих должен петь так, «чтобы приятны были произносимые слова, а не голос поющего». Потому что «Господь внимает не голосу, а сердцу и не может быть умолён восклицаниями…»
Поэтому характер песнопений неспешный и сдержанный; звучание никогда не бывает слишком громким.
Одна из пьес «Детского альбома» П. Чайковского называется «В церкви». Звучание фортепиано подражает в ней звучанию хора.
Ø П. Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома» (слушание).
¾ Что в церковном пении означают слова «пойте разумно»?
¾ Каков характер пьесы «В церкви» П. Чайковского?
¾ Почему в церкви недопустима лёгкая, эстрадная музыка? С чем это связано?
Вокально-хоровая работа.
Ø Небо и земля. Народное песнопение (пение).
IV. Итог урока.
Целью пения в церкви является восхваление Бога, возвещение Благой вести каждой душе. Духовное песнопение несет в себе заряд духовной силы, способной успокоить, возродить нравственно, обличить, указать смысл жизни и открыть истину, которой является Иисус Христос.
V. Домашнее задание.
Исполнение народного песнопения.
Урок 19