Тема: Инструмент-оркестр. Фортепиано
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Глинка. Марш Черномора. Из оперы «Руслан и Людмила» (в фортепианном исполнении, слушание).
Ø Н. Осминина, стихи Э. Мифтяхетдиновой. Пушкинские сказки (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора М. Глинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
ФОРТЕПИАНО ПИАНИНО РОЯЛЬ КЛАВИШИ КЛАВИАТУРА | РЕГИСТР ВЫСОКИЕ РЕГИСТРЫ СРЕДНИЕ РЕГИСТРЫ НИЖНИЕ РЕГИСТРЫ |
Фортепиано –клавишный струнный музыкальный инструмент. И пианино и рояль – разновидности фортепиано.
По-итальянски слово «форте» (f) означает «сильно, громко»; слово «пиано» (p) – «тихо».
Рояль
Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица – струна
В этом городе видна.
Мандельштам Осип
Фортепиано может звучать низко и высоко, громко и тихо, отрывисто и связанно. Поэтому звучание фортепиано часто сравнивают со звучанием оркестра.
¾ М. Глинка. Марш Черномора. Из оперы «Руслан и Людмила» (в фортепианном исполнении, слушание).
¾ В какой момент рояль звучит громко, а в какой – тихо?
¾ Какие регистры использует М. Глинка в «Марше черномора»? Похожи ли звуки фортепиано на звуки колокольчиков?
Вокально-хоровая работа
¾ Н. Осминина, стихи Э. Мифтяхетдиновой. Пушкинские сказки (пение).
IV. Итог урока.
Мы говорили о клавишном струнном музыкальном инструменте – фортепиано.
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Знать определения: форте и пиано.
Урок 22
Тема: Музыкальный аккомпанемент
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø П. Чайковский. Вальс. Из «Детского альбома». Фрагмент (слушание).
Ø Г. Вольф, стихи Э. Мерике. Садовник (слушание).
Ø М. Славкин, стихи из шотландской народной поэзии, перевод И.Токмаковой. Лошадка пони (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Музыкальный аккомпанемент
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
АККОМПАНЕМЕНТ АККОМПАНИРОВАТЬ | ПИАНИНО РОЯЛЬ ГИТАРА |
Слово аккомпанементпо-французски значит «сопровождение». Музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения. Аккомпанируют на отдельных инструментах (фортепиано, баян, гитара и т.д.), оркестром, ансамблем самого различного состава. Аккомпанемент помогает солисту более выразительно исполнять свою партию.
Например, танцует девушка в ярком национальном костюме. Её танец сопровождается ритмическими фигурациями, которые один или несколько музыкантов исполняют на ударных инструментах – бубне, барабане. Музыканты аккомпанируют ей.Играет скрипач Д. Ойстрах, ему аккомпанирует струнный ансамбль. Полный состав симфонического оркестра аккомпанирует С.Рихтеру, исполняющему фортепианный концерт П. Чайковского. Иногда солисту аккомпанирует хор, вокальный, инструментальный ансамбль.
! _____________________
· АККОМПАНЕМЕНТПИАНИНО
АККОМПАНИРОВАТЬ РОЯЛЬ
ГИТАРА
Внимательно рассмотрите иллюстрации.
Назовите пропущенные слова в предложениях.
Под аккомпанемент … девушки кружатся в … .
Девушка танцует. Гитарист аккомпанирует ей на … .
Дама поёт. Музыканты … ей.