Тема: «Балло» означает «танцую»
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев. Вальс. Полночь. Из балета «Золушка» (слушание).
Ø Т. Попатенко, стихи В. Викторова. Котёнок и щенок (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора С. Прокофьева.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Балло» означает «танцую»
III. Работа по теме урока.
Балет (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкалъно-хореографический жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью оперы.
БАЛ – большой танцевальный вечер. БАЛЕТ – большой музыкальный спектакль. АРТИСТ БАЛЕТА – выступающие в балете, танцуют. |
Обратите внимание: слова «бал» и «балет» родственные. Что их объединяет?
Стр. 44 учебника.
Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер этого танца?
Слова для справок: плавный, лёгкий, сказочный, воздушный. |
Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С. Прокофьева «Золушка».
Ø С. Прокофьев. Вальс. Полночь. Из балета «Золушка» (слушание).
Согласны ли вы с композитором, который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы думаете, почему?
Вокально-хоровая работа
Ø Т. Попатенко, стихи В. Викторова. Котёнок и щенок (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с понятием «балет». Услышали фрагмент из балета «Золушка» С. Прокофьева.
V. Домашнее задание.Исполнять песню.
Урок 16
Тема: Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø П. Чайковский. Увертюра. Сражение. Из балета «Щелкунчик». Фрагменты (слушание).
Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Песня Мышильды. Из детского спектакля «Щелкунчик» (слушание).
Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Песня Щелкунчика. Из детского спектакля «Щелкунчик» (слушание).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
III. Работа по теме урока.
В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки и маршируют мальчики.
Дети Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.
Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет ее. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.
Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой.
Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.
В отчаянии она берёт тяжёлый горящий подсвечник и со всей силой бросает его в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестает быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звездным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.
Мари и Принц любуются красотой звездного неба. Внезапно их атакуют мыши. И вновь, Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся, празднуют победу над мышиным войском.
Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи.
Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…
Ø П. Чайковский. Увертюра. Сражение. Из балета «Щелкунчик». Фрагменты (слушание).
Как музыка увертюры (вступления) балета «Щелкунчик» рисует рождественский праздник? Что можно увидеть в звучании музыки?
Стр. 48 учебника.
Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Песня Мышильды. Из детского спектакля «Щелкунчик» (слушание).
Какой показана Мышильда в стихотворении и в песне? Почему она так зла?
Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Песня Щелкунчика. Из детского спектакля «Щелкунчик» (слушание).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с рождественским балетом Чайковского «Щелкунчик».
V. Домашнее задание.
Впереди у вас новогодние каникулы. Я желаю вам счастливого Рождества и Нового года!
III четверть
Урок 17