Тема: Ноты долгие и короткие
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Мусоргский. Лимож. Рынок (Большая новость). Катакомбы (Римская гробница). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Ø Ю. Литовко. Весёлые лягушки (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора М. Мусоргского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Ноты долгие и короткие».
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
ДОЛГИЕ ДОИТЕЛЬНОСТИ КОРОТКИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ |
Долгие длительности звучат долго (продолжительно).
Короткие длительности звучат коротко (непродолжительно).
Долгие длительности – целая ( ) и половинная ( ). Короткие длительности – восьмая (♪) и шестнадцатая ( ♪).
Ø М. Мусоргский. Лимож. Рынок (Большая новость). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
¾ Какие длительности – долгие или короткие – использовал композитор М. Мусоргский в пьесе «Лимож. Рынок (Большая новость)»? Подумайте почему?
Ø М. Мусоргский. Катакомбы (Римская гробница). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
¾ Почему пьеса «Катакомбы (Римские гробницы)» записана долгими длительностями?
Ø Ю. Литовко. Весёлые лягушки (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились на уроке с длительностями долгими и короткими.
V. Домашнее задание.
Записать в нотных тетрадях по строчке длительности: целую, половинную, восьмую, шестнадцатую.
Урок 14
Тема: Величественный орган
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø И.С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа. Фрагмент (слушание).
Ø И.С. Бах. Органные хоральные прелюдии «И сонм ангелов спустился с небес» DWV 607. «О, как ничтожно мало, как мимолётно» DWV 644 (слушание).
Ø И.С. Бах, русский текст Д. Тонского. За рекою старый дом (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора И. Баха.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Величественный орган
III. Работа по теме урока.
Доводилось ли вам слышать звучание органа? Оно поражает нас силой, мощью и величием.
Иногда орган звучит волшебно и таинственно, иногда легко и шутливо.
Много произведений для органа создал великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (нем. Jóhann Sebástian Bach; 31 марта (21 марта ст. ст.) 1685 Эйзенах, Саксен-Эйзенах, Священная Римская империя — 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Священная Римская империя) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон-Бартольди. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.
ОРГАН ОРГАНИСТ |
Орган (от греч. organon - инструмент, орудие) - самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. Орган представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление Органом осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания Орган соперничает с симфоническим оркестром.
ОРГАН
Самый большой из всех музыкальных инструментов - орган. Играют на нем, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а маленькой флейте.
В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе. Инструмент этот древние греки называли флейтой Пана. Считалось, что придумал его бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее - не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать воздух стали мехами, такими же как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне.
Во втором веке до новой эры в Александрии изобрели гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал равномернее, и звук получался лучше - ровнее и красивее.
Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый исполнительский пульт или исполнительский стол. На нем несколько клавиатур, расположенных одна над другой, а внизу огромные клавиши для ног - педали, которыми извлекались самые низкие звуки.
Конечно, давно были забыты камышовые дудочки - флейты Пана. В органе зазвучали металлические трубы, причем число их доходило до многих тысяч. Понятно, что если бы каждой трубе соответствовала клавиша, то на инструменте с тысячами клавиш невозможно было бы играть. Поэтому над клавиатурами сделали регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише соответствуют несколько десятков, а то и сотен труб, издающих звуки одной высоты, но разного тембра. Их можно включать и выключать регистровыми ручками, и тогда, по желанию композитора и исполнителя, звук органа становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты; он может имитировать даже пение птиц.
В Средние века органами заинтересовалась церковь. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами.
Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом.
Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой, связанной с церковью. Сочинялись для него и так называемые «светские» произведения. В России орган был только светским инструментом, так как в православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.
Начиная с XVIII века композиторы включают орган в оратории. А в XIX веке он появился и в опере. Как правило это было вызвано сценической ситуацией - если действие происходило в храме или около него. Чайковский, например, воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы Гуно «Фауст» (сцена в соборе). А вот Римский-Корсаков в опере «Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который прерывает пляску Морского царя. Верди в опере «Отелло» при помощи органа имитирует шум морской бури.
Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и «Прометей» Скрябина. В симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и не предусмотрел этого. Он написал партию фисгармонии, которую там орган часто заменяет.
КЛАВИАТУРА КЛАВИШИ ПЕДАЛЬ БАСОВЫЙ КЛЮЧ |
По – латыни слово «педаль» означает «нога». Для чего нужна педаль в устройстве органа?
Послушайте органные произведения И. С. Баха. Как звучит орган в каждом из них?
Ø И.С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа. Фрагмент (слушание).
Ø И.С. Бах. Органные хоральные прелюдии «И сонм ангелов спустился с небес» DWV 607. «О, как ничтожно мало, как мимолётно» DWV 644 (слушание).
Вокально-хоровая работа
Ø И.С. Бах, русский текст Д. Тонского. За рекою старый дом (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкой Баха и органом.
V. Домашнее задание.
Исполнять песни.
Урок 15