Тема: Ноты долгие и короткие

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Мусоргский. Лимож. Рынок (Большая новость). Катакомбы (Римская гробница). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Ø Ю. Литовко. Весёлые лягушки (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора М. Мусоргского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Ноты долгие и короткие».

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

ДОЛГИЕ ДОИТЕЛЬНОСТИ КОРОТКИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ

Долгие длительности звучат долго (продолжительно).

Тема: Ноты долгие и короткие - student2.ru Короткие длительности звучат коротко (непродолжительно).

Тема: Ноты долгие и короткие - student2.ru Тема: Ноты долгие и короткие - student2.ru Тема: Ноты долгие и короткие - student2.ru Долгие длительности – целая ( ) и половинная ( ). Короткие длительности – восьмая (♪) и шестнадцатая ( ♪).

Ø М. Мусоргский. Лимож. Рынок (Большая новость). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

¾ Какие длительности – долгие или короткие – использовал композитор М. Мусоргский в пьесе «Лимож. Рынок (Большая новость)»? Подумайте почему?

Ø М. Мусоргский. Катакомбы (Римская гробница). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

¾ Почему пьеса «Катакомбы (Римские гробницы)» записана долгими длительностями?

Ø Ю. Литовко. Весёлые лягушки (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились на уроке с длительностями долгими и короткими.

V. Домашнее задание.

Записать в нотных тетрадях по строчке длительности: целую, половинную, восьмую, шестнадцатую.

Урок 14

Тема: Величественный орган

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø И.С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа. Фрагмент (слушание).

Ø И.С. Бах. Органные хоральные прелюдии «И сонм ангелов спустился с небес» DWV 607. «О, как ничтожно мало, как мимолётно» DWV 644 (слушание).

Ø И.С. Бах, русский текст Д. Тонского. За рекою старый дом (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора И. Баха.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Величественный орган

III. Работа по теме урока.

Доводилось ли вам слышать звучание органа? Оно поражает нас силой, мощью и величием.

Иногда орган звучит волшебно и таинственно, иногда легко и шутливо.

Много произведений для органа создал великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (нем. Jóhann Sebástian Bach; 31 марта (21 марта ст. ст.) 1685 Эйзенах, Саксен-Эйзенах, Священная Римская империя — 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Священная Римская империя) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон-Бартольди. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

ОРГАН ОРГАНИСТ

Орган (от греч. organon - инструмент, орудие) - самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. Орган представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление Органом осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания Орган соперничает с симфоническим оркестром.

ОРГАН

Самый большой из всех музыкальных инструментов - орган. Играют на нем, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а маленькой флейте.

В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе. Инструмент этот древние греки называли флейтой Пана. Считалось, что придумал его бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее - не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать воздух стали мехами, такими же как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне.

Во втором веке до новой эры в Александрии изобрели гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал равномернее, и звук получался лучше - ровнее и красивее.

Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый исполнительский пульт или исполнительский стол. На нем несколько клавиатур, расположенных одна над другой, а внизу огромные клавиши для ног - педали, которыми извлекались самые низкие звуки.

Конечно, давно были забыты камышовые дудочки - флейты Пана. В органе зазвучали металлические трубы, причем число их доходило до многих тысяч. Понятно, что если бы каждой трубе соответствовала клавиша, то на инструменте с тысячами клавиш невозможно было бы играть. Поэтому над клавиатурами сделали регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише соответствуют несколько десятков, а то и сотен труб, издающих звуки одной высоты, но разного тембра. Их можно включать и выключать регистровыми ручками, и тогда, по желанию композитора и исполнителя, звук органа становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты; он может имитировать даже пение птиц.

В Средние века органами заинтересовалась церковь. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами.

Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом.

Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой, связанной с церковью. Сочинялись для него и так называемые «светские» произведения. В России орган был только светским инструментом, так как в православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.

Начиная с XVIII века композиторы включают орган в оратории. А в XIX веке он появился и в опере. Как правило это было вызвано сценической ситуацией - если действие происходило в храме или около него. Чайковский, например, воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы Гуно «Фауст» (сцена в соборе). А вот Римский-Корсаков в опере «Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который прерывает пляску Морского царя. Верди в опере «Отелло» при помощи органа имитирует шум морской бури.

Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и «Прометей» Скрябина. В симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и не предусмотрел этого. Он написал партию фисгармонии, которую там орган часто заменяет.

КЛАВИАТУРА КЛАВИШИ ПЕДАЛЬ БАСОВЫЙ КЛЮЧ

По – латыни слово «педаль» означает «нога». Для чего нужна педаль в устройстве органа?

Послушайте органные произведения И. С. Баха. Как звучит орган в каждом из них?

Ø И.С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа. Фрагмент (слушание).

Ø И.С. Бах. Органные хоральные прелюдии «И сонм ангелов спустился с небес» DWV 607. «О, как ничтожно мало, как мимолётно» DWV 644 (слушание).

Вокально-хоровая работа

Ø И.С. Бах, русский текст Д. Тонского. За рекою старый дом (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой Баха и органом.

V. Домашнее задание.

Исполнять песни.

Урок 15

Наши рекомендации