Тема: Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков
Цели урока:
Ø Познакомить с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Ø Участие в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
Ø Н.А. Римский-Корсаков. Белка. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Аранжировка для детского оркестра Г. Струве (игра на детских музыкальных инструментах).
Ø Г. Струве, стихи А. Пушкина. «Ветер по морю гуляет…» (пение).
Ø Во саду ли, в огороде. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).
Дополнительный материал:
Ø Картинки.
Ø Портрет композитораН.А. Римского-Корсакова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
II. Сообщение темы урока.
Сегодня мы познакомимся с удивительным композитором-сказочником Н. А. Римским-Корсаковым.
Работа по теме урока.
Николая Андреевича Римского-Корсаковасправедливо называют композитором-сказочником. Лучшие его произведения написаны на основе известных сказок: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане»…
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами…
А. С. Пушкин
ü Надеюсь, что вы узнали из какой это сказки строки.
ü Кто написал «Сказку о царе Салтане»?
ü Какие три чуда в «Сказке о царе Салтане»?
ü Рассмотрите рисунки художника И. Билибина к сказке А. С. Пушкина
Ель растёт перед дворцом.
А под ней хрустальный дом;
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
***
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все стройны как на подбор –
С ними дядька Черномор…
А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А. С. Пушкин
Ø Послушайте музыку Н.А. Римского-Корсакова. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
ü Какие три чуда изображены в музыке Н. А. Римского-Корсакова?
ü Согласны ли вы, что каждое из чудес мы можем не только услышать, но и увидеть в музыке?
Вокально-хоровая работа.
ü Н.А. Римский-Корсаков. Белка. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Аранжировка для детского оркестра Г. Струве (игра на детских музыкальных инструментах).
ü Г. Струве, стихи А. Пушкина. «Ветер по морю гуляет…» (пение).
ü Во саду ли, в огороде. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).
III. Итог урока.
Мы познакомились с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, участвовали в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.
IV. Домашнее задание.
Нарисовать рисунки к фрагменту «Три чуда» оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 5
Тема: В оперном театре
Цели урока:
Ø Продолжить знакомить с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Ø Участие в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Н.А. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко» (слушание).
Ø У меня ль во садочке. Русская народная песня, обработка Н.А. Римского-Корсакова (пение).
Дополнительный материал:
Ø Картинки.
Ø Портрет композитораН.А. Римского-Корсакова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова. Окиан-море синее.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «В оперном театре». И отправимся мы в театр, где прозвучит музыка Н. А. Римского-Корсакова. Сегодня в оперном театре звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова. Окиан-море синее. Из оперы «Садко».
ü Почему вступление к опере «Садко» звучит медленно, широко и величественно?
III. Работа по теме урока.
Радостные песни гусляра Садко покорили сурового Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная Морская Царевна. Под весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.
ü Рассмотрите рисунки.
ü Н.А. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко» (слушание).
ü Отчего под гусельный наигрыш Садко всё подводное царство пустилось в пляс?
Запись на доске:
ОПЕРА – большой музыкальный спектакль. АРТИСТ ОПЕРЫ Артисты, выступающие в опере, поют. ГУСЛИ – старинный музыкальный инструмент. ГУСЛЯР – музыкант, играющий на гуслях |
Вокально-хоровая работа.
У меня ль во садочке. Русская народная песня, обработка Н.А. Римского-Корсакова (пение).
IV. Итог урока.
Мы продолжили знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова. Услышали фрагменты из оперы «Садко». Выучили «У меня ль во садочке». Русскую народную песню, в обработке Н.А. Римского-Корсакова. А их собрал и обработал композитор более 100!
V. Домашнее задание.
Нарисовать рисунки к фрагментам оперы «Садко», а в дневниках наблюдений выразить своё впечатление о музыке.
Урок 6