Кошки, собаки, медведи и зайцы
ИГРА 59 (с 6 лет)
Цели:
Эта игра поможет Вам сформировать в своем классе культуру дружеского прикосновения и объятия. В ней зажатые и агрессивные дети получат отличный шанс найти способ удовлетворения своей потребности в тепле и близости. Использование мягких игрушек является своего рода катализатором, позволяющим сделать первый шаг в этом направлении.
Вам понадобятся четыре мягкие игрушки. Мы предлагаем Вам использовать для упражнения кошку, собаку, медведя и зайца, чтобы предоставить детям некоторое разнообразие возможных идентификаций. Эти игрушки должны постоянно находиться в классе. Время от времени предлагайте детям брать эти игрушки, держать их в руках и прижимать к себе.
Если Вы заметите, что, кто-то из детей испытывает выраженное чувство одиночества, Вы можете сказать ему, что одна из игрушек очень хочет забраться ему на руки. Вы можете спросить ребенка, в состоянии ли он в данный момент дать этой игрушке немного тепла и нежности.
Материалы:Четыре мягкие игрушки —кошка, собака, медведь и за-
Инструкция:
Я принесла вам четыре мягкие игрушки и оставляю их здесь, в классе. Чтобы они чувствовали себясчастливыми, им необходимо как минимум десять крепких объятий в день. В магазине, в котором я их купила, продавцы не могли обнимать их так часто, и от этого игрушкам было плохо. Теперь они довольны, чтооказались здесь, потому что от вас они могут получить то, что им так нужно. Вы готовы позаботиться оних? Вы можете объяснить мне, почему нужно брать игрушки на руки и обнимать их?
Сейчас я положу игрушки на пол. Разбейтесь на примерно равные группы. Подойдите к той игрушке, которуювы хотели бы немного поласкать. Теперь пусть в каждой группе один из вас возьмет игрушку, приласкает ее искажет ей что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен будет передать игрушку своему соседу. Тоттоже должен обнять игрушку и сказать ей ласковые слова. Таким образом, игрушка проходит по кругу иполучает все ваше тепло и нежность.
В завершение Вы можете предложить детям небольшое творческое задание. Младшие дети могут нарисовать игрушку, которой они давали тепло своей группе. Дети более старшего возраста могут придумать историю о том, как эта мягкая игрушка жила в магазине в ожидании того часа, когда она окажется, наконец, среди детей, которые так хорошо к ней относятся.
Творческое прикосновение
ИГРА 60 (с 8 лет)
Цели:
Во время этой игры каждый ребенок может проявить свои творческие способности и изобрести наиболее приемлемый для себя способ прикосновения или объятия. Детям нравится эта игра, потому что в ней они сами определяют степень своей готовности вступать в физический контакт.
Инструкция:
Я думаю, что всем людям хочется получать тепло, ласку и нежность от других людей. Но дело в том, чтоесть прикосновения, которые мы готовы получать только от очень близких людей, а есть такие касания, которые мы можем допустить и от друзей и одноклассников. Разбейтесь на четверки и сядьте на пол. Пустькаждый из вас скажет остальным, какое их прикосновение ему бы понравилось. Он может в точностиописать его, а они прикоснутся к нему так, как он хочет. Если вы не знаете в точности, какое прикосновениевам нравится, то мы можем попробовать разные. Когда в результате одного из них вам станет приятно, вамбудет проще попросить остальных из вашей четверки выразить вам их нежность по отношению к вам.
Пройдите от группы к группе и при необходимости помогите детям вспомнить или придумать наиболее подходящие для них способы ласкового прикосновения.
Анализ упражнения:
— Почему важно иногда просить окружающих, чтобы те обняли или дружески приласкали вас?
— Когда у тебя появляется желание пообниматься с любимой мягкой игрушкой?
— Бывают ли дети, которые вообще не любят прижимать к себе мягкие игрушки?
Тряпичная кукла
ИГРА 61 (с 6 лет)
Цели:
Это релаксационное упражнение дает детям возможность нежно позаботиться друг о друге.
Инструкция:
Вы можете рассказать мне, что такое нежность? Когда окружающие люди проявляют по отношению к вамнежность? А когда вы сами нежны по отношению к другим людям?
Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы сможете быть особенно нежными и милыми поотношению к остальным ученикам. Сядьте все, пожалуйста, в круг. Кто из вас хотел бы отдохнуть ирасслабиться? Хорошо, Галя, ложись на пол в центр круга и хорошенько расслабься, как тряпичная кукла. Япокажу сейчас остальным, как можно понежить тряпичную куклу.
Нежно приподнимите по очереди руки и ноги Гали и мягко положите их обратно на пол. При этом прокомментируйте свои действия словами, например: "Я мягко прикасаюсь к твоему локтю и запястью и медленно и нежно поднимаю твою руку вверх. Ты можешь расслабить все свои мускулы и не помогать мне при этом. Теперь ты можешь почувствовать приятный вес своей руки, а я буду нежно и ласково поднимать и опускать твою руку, а потом осторожно положу ее обратно на пол".
Ты хочешь, чтобы дети тоже подошли к тебе и по очереди нежно приподнимали твои руки и ноги подобнотому, как я это только что делала? (Пусть первая четверка детей продемонстрирует вам, что они могут это делать столь же аккуратно, как и Вы.) Вы все видели, как нежно и осторожно ваши одноклассники делали это. Большоеспасибо. Галя, ты можешь встать. Теперь вы все можете разбиться на пятерки. Каждый из вас должен хотябы один раз побыть "тряпичной куклой". А остальные четверо в это время сядут возле него и по очередибудут нежно и ласково поднимать и опускать его руки и ноги.
Проследите, пожалуйста, чтобы у детей, лежащих в центре каждой подгруппы, одновременно была расслаблена только одна конечность, то есть, чтобы только один из четверых поднимал его руку или ногу. Ребенок, лежащий на полу, в каждой подгруппе может при желании останавливать движение ноги или руки.
Накопительные комплименты
ИГРА 62 (с 9 лет)
Цели:
Это замечательное упражнение построено по принципу самореализующегося предсказания. Никто не должен мучиться в поисках действительно существующих позитивных качеств другого ребенка. Достаточно называть те качества, которые он хотел бы видеть в своих одноклассниках.
Инструкция:
Случалось ли с вами когда-нибудь так, что кто-то говорит вам комплимент, а вы при этом думаете: "А насамом деле я совсем не такой"? Понравилось бы вам услышать от меня, такую, например, фразу: "Тыневероятно ловок?" Возможно, некоторые из вас подумали бы при этом: "Ну, ко мне это не относится". Адругие, может быть, подумают: "Этого мне никто не говорил раньше. А, похоже, в этом что-то есть". Атретьи могут подумать: "Именно так оно и есть, хорошо, что окружающие это тоже замечают".
Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете наговорить друг другу много комплиментов. Разбейтесь на группы по восемь человек и встаньте в ряд друг за другом. Постарайтесь продумать комплимент для ребенка, стоящего за вами. Подумайте о каких-либо чертах характера или личности, например, о дружелюбии, уме, чуткости. Комплименты в отношении внешнего вида тоже хороши, но мы их припасем для следующего раза. Вы можете подготовить такой комплимент, который ваш одноклассниквполне "заслужил". А можете придумать такой комплимент, о котором вы про себя бы подумали: "Вот былобы здорово, если бы Петя (Вася, Маша…) на самом деле был таким!"
У кого уже появились идеи? Теперь я расскажу вам, как протекает эта игра. Первым начинает тот, ктостоит в самом начале ряда. Он поворачивается к стоящему за ним ребенку и шепчет ему на ушкозаготовленный комплимент, например: "Я считаю, что ты замечательный фантазер и выдумщик!" Второйребенок, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему ещеи свой. Например, он шепчет на ухо третьему так: "Я считаю тебя замечательным фантазером, выдумщикоми при этом очень умным!" Третий ребенок должен запомнить оба этих комплимента и добавить к ним ещеодин собственный…
Так игра продолжается, пока последний ребенок в ряду не повторит все комплименты, которые он услышал: "Вы считаете меня фантазером, выдумщиком, умным, ловким и т.д."
Вы поняли, как протекает игра?
Анализ упражнения:
— От кого ты иногда слышишь комплименты?
— Какие комплименты тебе делает папа, а какие мама?
— Какие комплименты тебе доводилось слышать в нашем классе?
— Какой комплимент ты в последний раз слышал от учительницы?
— Говоришь ли ты комплименты самому себе?
— Кому последнему говорил комплимент ты?
— Что лучше: комплименты по поводу внешнего вида или по поводу характера?
— Почему людям нужно постоянно слышать комплименты в свой адрес?
Записки с любовью
ИГРА 63 (с 8 лет)
Цели:
С помощью этого упражнения Вы как учитель сможете создать в классе благоприятную психологическую атмосферу. Вы выражаете детям свое уважение и демонстрируете, что вы замечаете их позитивное поведение и глубоко его цените. Лучше всего проводить это упражнение раз в неделю. Вырежьте для этого из картона различные фигуры — красные яблоки, золотые монеты, зеленые листья, майских жуков и так далее. Каждый ребенок будет получать один раз в неделю такой цветной символ с кратким письменным комплиментом. ("Спасибо, что ты постоянно поддерживал школьную доску в прекрасном состоянии", "Молодец! Твоя парта каждый день выглядит чистой и аккуратной", "Ура! Твое сочинение мне чрезвычайно понравилось", "Отлично! Твое рукоделие просто прекрасно".)
Делайте ученикам сюрпризы с помощью этих приятных записок, подкладывая их им на парты, в карман, в портфель — туда, где они обязательно вскоре их обнаружат. Дети будут необычайно рады таким приятным находкам и будут проводить в их ожидании всю неделю. Рано или поздно они начнут посылать такие записки с любовью и Вам.
Материалы:Для каждого ребенка нужен один небольшой символ (см. выше), вырезанный из цветного картона с уважительной или поощрительной надписью в его адрес. Проследите, чтобы на каждом символе было надписано имя ребенка. На перемене спрячьте все эти символы в классе так, чтобы дети могли их легко, но не сразу найти.
Инструкция:
Сегодня я приготовила для вас сюрпризы. Для каждого из вас в классе спрятана подготовленная мнойзаписка. Постарайтесь разыскать все записки. Как только вы что-нибудь найдете, сразу приносите на мойстол. После того, как вы найдете все записки, вы сможете найти среди них ту, которая адресована именновам.
По окончании поисков все дети могут собраться вокруг стола, рассмотреть все найденные записки, чтобы обнаружить среди них свою. Намекните детям, что они могут еженедельно рассчитывать на получение такого комплимента от Вас.
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе эта игра?
— Мог бы ты когда-нибудь написать подобное послание дома папе, маме, брату или сестре?
Говорящие очки
ИГРА 64 (с 9 лет)
Цели:
Эта игра предоставляет ученикам прекрасную возможность услышать в свой адрес пару приятных комментариев и комплиментов. А реквизиты — очки и рифмованные заклинания — придают игре особенную легкость и понятность.
Материалы:Солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Дети и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в собственныйадрес.
Я хочу предложить вам в связи с этим поиграть в одну новую игру, в ходе которой вы сможете сказать другдругу много приятных и добрых слов. Олег, будь так добр, надень, пожалуйста, вот эти очки, они волшебные. А теперь повернись направо и посмотри на своего соседа. Он должен посмотреть в твои очки и произнестиследующие слова: "Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?" Как только Олег услышит это заклинание, онтут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседасправа. После этого Олег снимает "волшебные" очки и передает их своему соседу слева. Когда его соседнаденет очки, уже Олег обращается к нему с заклинанием, которое я только что произнесла.
Ну, что, давайте попробуем?
Обращаясь к соседу Олега, спросите: "Ты запомнил слова, которые должен произнести Олегу?"
Таинственный друг
ИГРА 65 (с 8 лет)
Цели:
Дети любят сюрпризы и тайны. Это упражнение позволяет удовлетворить этот их интерес и использовать его для создания в классе хорошего психологического климата и развития дружеских отношений между детьми.
Материалы:Какая-нибудь емкость, из которой дети могут тянуть жребий (напишите на отдельных бумажках имена всех детей и сложите их вчетверо).
Инструкция:
Я хочу предложить вам новую игру, играть в которую вы сможете в течение всей следующей недели. Я пройдуперед вами с небольшой коробочкой, в которой лежат ваши жребии. На каждом из них написано имя одногоиз вас. Никто не должен знать, чье имя вам досталось. (Пройдите с коробкой через весь класс и дайте возможность тем детям, которые вытащат свое имя, поменять бумажку.)
В течение следующей недели вы будете "таинственным другом" или "таинственной подругой" того, чье имявам досталось. Задача этого "таинственного друга" или "таинственной подруги" — делать своемуподопечному время от времени небольшие приятные сюрпризы. Эти маленькие сюрпризы должны приноситьчеловеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Но при этом вы должны устраивать своисюрпризы таким образом, чтобы ваш подопечный не мог догадаться, от кого именно он их получает. Черезнеделю игра заканчивается, и вы будете отгадывать, кто же был столь любезен с вами все это время…
Расскажите мне, пожалуйста, какими могут быть эти сюрпризы?
Часто имеет смысл обговорить общие правила относительно того, какие сюрпризы допустимы, а какие нет.
Анализ упражнения:
— Любишь ли ты иногда порадовать других небольшими сюрпризами?
— Ты уже ждешь приготовленных для тебя сюрпризов?
Личные письма
ИГРА 66 (с 9 лет)
Цели:
Очень важно, чтобы дети научились делать подарки от всей души. В ходе этой игры каждый участник должен написать личное письмо одному из своих одноклассников и выслать его по-настоящему — по почте. Авторы писем могут почувствовать собственную значимость, ведь они должны будут проявить свои творческие способности, чтобы доставить радость адресатам. А те, в свою очередь, могут почувствовать свою важность, получив настоящие письма с собственным именем на конверте.
Позднее Вы сможете использовать различные вариации этой игры. Дети смогут сами выбирать себе адресатов в соответствии с заданием: "Письмо тому, кому ты хочешь доставить радость", "Письмо тому, кого ты хочешь отблагодарить", "Письмо тому, кто чувствует себя одиноким" и так далее.
Материалы:Каждый ребенок приносит конверт с уже наклеенной почтовой маркой. Подготовьте небольшие карточки с именами и полными почтовыми адресами всех детей в классе.
Инструкция:
Когда вы в последний раз получали почту? Кто иногда посылает вам открытки? А от кого вы пороюполучаете настоящие письма? А кому вы в последний раз сами писали письмо?
Сегодня вы можете доставить кому-нибудь из одноклассников особенную радость, написав ему личноеписьмо.
Сейчас вы можете вытянуть жребий с именем того, кому вам нужно будет написать такое письмо. Пожалуйста, сохраните имя этого ребенка в тайне, чтобы ваше письмо оказалось настоящим сюрпризом.(Попросите детей вытянуть жребии.)
А теперь вы можете приступить к написанию письма. Подумайте о том, что вы хотели бы написать своемуадресату. Может быть, вы захотите договориться с ним о том, чтобы провести время вместе? Может, вызахотите написать ему, что он вам нравится? А может, вы захотите рассказать ему о себе что-нибудьтакое, чего он не знает… Может быть, вы захотите спросить его о чем-нибудь, что вам было бы оченьинтересно узнать о нем… А вдруг вы захотите сделать ему предложение, как вам лучше общаться друг сдругом? Когда вы закончите письмо, аккуратно сложите его, вложите в конверт и надпишите адрес.
Соберите все письма и сами опустите их в почтовый ящик. Через соответствующий промежуток времени вернитесь к теме писем и попросите детей рассказать о своих впечатлениях от полученных писем.
Анализ упражнения:
— Легко ли было тебе написать такое письмо?
— От кого ты сам хотел бы получить письмо?
— Какое письмо, полученное тобой, было самым лучшим в твоей жизни?