Схема Прелюдии Ф. Шопена ля мажор
Фраза А Фраза В Фраза С Фраза D
Первое предложение
Фраза А1 Фраза В1 Фраза С1 Фраза D1
Второе предложение
Вокально-хоровая работа.
Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).
Ø “Есть только миг” композитора Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева, написанная к известному кинофильму “Земля Санникова” и, вероятно, многим из вас уже знакомая. Послушайте 1 куплет этой песни, вспомните ее, обратите внимание на ее интонационные краски и настроение, а так же поразмышляйте, похожа ли ее форма на “Прелюдию № 7” Ф.Шопена?
Показ одного куплета.
Д: - В этой песне мы слышим лирическое размышление о смысле жизни. Задумчивая, неторопливая, но яркая и выразительная мелодия заставляет и нас размышлять об отношении к собственной жизни: яркой мгновенной вспышкой озарить все вокруг или неторопливо тлеть долгие годы.
У: - А что вы можете сказать по поводу построения этого фрагмента песни?
Д: - Так же, как и прелюдия, он построен в форме периода, но он усложнен повторением 2-го предложения, в этом состоит его отличие.
У: - Верно, вы правильно определили форму куплета этой песни. А повторение, о котором вы сказали, называется в музыке РЕПРИЗОЙ. ( Запись в тетради.)
Предлагаю разучить первый куплет песни.
У: - Давайте вместе подумаем, какой образ мы должны создать, исполняя песню?
Д: - Задумчивый, философский, лирический.
Разучивание начинаем с выстраивания 1-го звука.
Затем использую приемы:
1. “Музыкальное эхо” ( повторение фраз после исполнения учителем).
2. Пение по цепочке ( по группам или по рядам).
3. При исполнении особое внимание уделяю плавному, певучему звучанию.
4. Работаю уже при разучивании над кульминационным развитием.
После разучивания куплета, исполняем его с аккомпанементом или фонограммой.
IV. Итог урока.
У: - Итак, с какой простейшей формой музыки мы познакомились?
Д: - Мы познакомились с периодом.
У: - Как вы поняли, что из себя представляет период?
Д: - Это построение из 16-ти тактов, выражающее одну музыкальную мысль, и состоящее из 2-х предложений.
У: -Какие произведения в этой форме звучали сегодня на уроке?
Д: - “Прелюдия № 7” Фридерика Шопена и песня “Есть только миг”.
У: - Убедили ли нас эти произведения в правильности и неоспоримости утверждения Ромена Роллана?
Д: - Да, конечно, мы встретились с музыкой, которая проста в построении, но удивительно красива и выразительна.
Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”.Рассмотрим произведение, написанное в форме периода, которая в музыке считается одной из простейших.
Однако всякая простота в искусстве нередко оказывается мнимой. Краткое, но ёмкое по смыслу высказывание – такое определение произведения, написанного в форме периода, нередко представляется наиболее верным.
V. Домашнее задание.
Определение и строение периода. Исполнять песню.
Попробуйте найти среди знакомых вам музыкальных произведений, спетых или прослушанных ранее произведения, построенных в форме периода.
Урок 22
Тема: Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).
Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).
III. Работа по теме урока.
В музыке, как и в поэзии, одну из основ звуковой организации образуют всевозможные повторы (репризы). Повторами богата и поэзия. Вот как строит своё стихотворение – Афанасий Фет:
Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.
Свеж и душист твой роскошный венок,
Ясного взора губительна сила,-
Нет, я не верю, чтоб ты не любила:
Свеж и душист твой роскошный венок.
Свеж и душист твой роскошный венок,
Счастию сердце легко предается:
Мне близ тебя хорошо и поется.
Свеж и душист твой роскошный венок.
Каждая строфа этого стихотворения обрамляется одной и той же строчкой, что образует своеобразную репризность. В музыке такие повторы составляют главную суть музыкального развития, сообщая произведению симметрию и стройность.
Формы, имеющие повторы (репризы), используются в музыке намного чаще, чем безрепризные. Поэтому гораздо чаще можно встретить трёхчастную форму, чем двухчастную: ведь двухчастная, особенно не включающая репризы (безрепризная), как правило, статична, ведь в ней почти отсутствует образное развитие.
Романс Глинки - воспевание прелестной венецианской ночи, наполненной звуками баркаролы, несущей радость, красоту, дыхание весны.
В основу романса Глинки положен отрывок из стихотворения И. Козлова «Венецианская ночь»:
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной;
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
Упоенья аромата
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Гармонических октав -
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.
Что же, что не видно боле
Над игривою рекой
В светло-убранной гондоле
Той красавицы младой,
Чья улыбка, образ милый
Волновали все сердца
И пленяли дух унылый
Исступленного певца?
Нет ее: она тоскою
В замок свой удалена;
Там живет одна с мечтою,
Тороплива и мрачна.
Не мила ей прелесть ночи,
Не манит сребристый ток,
И задумчивые очи
Смотрят томно на восток.
Но густеет тень ночная;
И красот цветущий рой,
В неге страстной утопая,
Покидает пир ночной.
Стихли пышные забавы,
Все спокойно на реке,
Лишь Торкватовы октавы
Раздаются вдалеке.
Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).
Вокально-хоровая работа.
Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).
IV. Итог урока.
Музыка, заглянув в душу человека, говорит нам, что полной и всеобъемлющей радости не бывает, что она, как ни велика, а всегда таит в себе неуловимую ноту грусти. Грусть эта прекрасна: благодаря ей люди не утрачивают способности к радости и восхищению.
V. Домашнее задание.
Исполнять романс.
Урок 23