Тема: Музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция.
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание).
Ø М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание).
Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).
Дополнительный материал:
Портреты композиторов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция».
III. Работа по теме урока.
Пытаясь понять и объяснить и любое музыкальное произведение, мы убеждаемся, что его содержание неотделимо от формы, что в композиции (строении сочинения) обнаруживает себя вся система образов, характеров и настроений. По сложности или простоте композиции, по её масштабности мы судим о сложности и масштабности содержания, которое тоже бывает очень разным, то обращаясь к малым проблемам жизни, то ставя глобальные, общечеловеческие задачи.
Напоминаю:
«Мы называем художественным образом то явление в музыке, литературе или изобразительном искусстве, которое отображает какое-то важное событие в жизни» Д. Кабалевский.
1. В образе воплощены какие-то жизненные явления личности, но личность всегда связана с атмосферой эпохи, в которой живёт.
2. В образе всегда отражается личность художника и эпохи, в которой он живёт.
Большое искусство, искусство больших мыслей и глубоких чувств способно пробудить в человеке его лучшие качества.
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой» - говорил сам Бетховен. Его девиз – «Через борьбу – к победе!» - очень чётко выражен в пятой симфонии. В ней – картины напряжённых боёв во имя той светлой жизни, мечта о которой всегда живёт в людях и которую они сами хотят создать.
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)
«Люди сами строят свою судьбу!» - утверждал Бетховен.
Вера Бетховена в жизнь, в победу удивительна. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы столько ударов: безрадостное детство (пьяные оргии отца, болезнь и смерть любимой матери, опостылая служба с одиннадцати лет), постоянные неурядицы, потеря друзей и, наконец, самый страшный удар – глухота. Чтобы понять всю меру несчастья глухого композитора, достаточно представить себе слепого художника. Но Бетховен не сдавался. Он сочинял музыку. И какую! «Аппассионата», Пятая, Девятая симфонии и т. д. В самый трудный час он писал: «Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся». Жизнь подтвердила девиз композитора. Он сражался и победил. Победил потому, что сражался.
Ромен Роллан писал: «Он – самый лучший, самый боевой друг всех, кто страдает и борется».
Ø Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание).
Вокально-хоровая работа.
Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).
IV. Итог урока.
«Музыка симфонии так могуча и так сильна, что оказалась способной воплотить борьбу всего человечества со всеми несправедливостями, вставшими на его пути. И не только борьбу, но и образ грядущей победы!»
Д. Кабалевский.
V. Домашнее задание.
Выучить песню и подготовить к ответу.
Урок 21
Тема: Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание).
Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).
Дополнительный материал:
Портрет Ф. Шопена.
Ход урока:
I. Организационный момент.
“Полонез” Ф.Шопена.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
“Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота”. Р.Роллан |
Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.
Обратили ли вы внимание, что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?
Д: - Да, эта музыка нам знакома. Это “Полонез” польского композитора Фридерика Шопена.
У: - Верно, действительно, это “Полонез”, а вы знаете, что это такое?
Д: - Это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах.
У: - Верно, а что вы помните об авторе этой музыки, Фридерике Шопене?
Д: - Это композитор первой половины 19 века, блестящий пианист. Его музыка отличается большой виртуозностью, изяществом, танцевальностью и мечтательностью.
У: - Молодцы, действительно, Шопена называли самым поэтичным композитором. Но мне бы хотелось напомнить вам, что судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от горячо любимой Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.
“Шопен вдалеке от родимого края,
Влюбленный в прекрасную Польшу свою,
О ней вспоминая, сказал умирая:
“Варшаве я сердце свое отдаю!”
Попробуйте вспомнить, в каких произведениях Шопен “отдавал свое сердце”, какие произведения сочинил? Плакаты на доске могут помочь вам, выберите из них нужное (на доске несколько плакатов с названиями музыкальных жанров):
ОПЕРА ВАЛЬС | МАЗУРКА СИМФОНИЯ | ПРЕЛЮДИЯ КОНЦЕРТ | ПОЛОНЕЗ БАЛЕТ | НОКТЮРН КАНТАТА |
Д: - Фридерик Шопен сочинял вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны.
У: - Молодцы, вы замечательно справились с заданием, верно назвали все жанры.
У: - Сегодня удивительная музыка Фридерика Шопена поможет нам понять еще одну тайну музыки – тайну музыкальной формы, о которой мы продолжаем разговор уже в течение нескольких уроков. Сейчас мы обратимся к одной из самых простейших форм музыки. Взгляните на доску и прочтите название темы сегодняшнего урока – “Музыкальный шедевр в 16 ти тактах” (записываем).
Художественно-педагогической идеей сегодняшнего урока взяты слова французского писателя начала 20 века Ромена Роллана, прочтите их, подумайте и скажите, как вы их понимаете в связи с формой музыки, с которой нам предстоит познакомиться сегодня?
Д: - Наверное, форма музыки, о которой пойдет сегодня речь очень маленькая и простая.
У: - Произведение, которое мы услышим, носит название “Прелюдия № 7”. Вспомните, что такое “прелюдия”?
Д: - Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.
У: - Верно. Так вот произведение Ф.Шопена, которое будет звучать сегодня, действительно очень маленькое, оно умещается на небольшом фрагменте обыкновенной страницы (показываю в учебнике стр.78).
Сейчас вы услышите это произведение, а вы выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы (можно по рядам).
1 гр.
Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения.
2 гр.
Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки.
3 гр.
Предположит, о чем этой музыкой мог рассказать композитор слушателю.
Итак, слушаем и работаем.
Исполнение “Прелюдии” и опрос и анализ ответов ребят.
У: - Молодцы, вы очень верно определили изящество и неторопливость доверительной интонации, аккордовый склад звучания, благородное и светлое спокойствие музыки. В этом небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие в себе и возвышенно-духовные и нежно-танцевальные истоки.
Мы будто слышали музыкальное послание композитора. Это послание, как мы убедились, весьма лаконично: в музыке оно получило название – период.
Период – один из элементов музыкальной формы, в построении которого выражена одна музыкальная мысль. Период делится на 2 равных предложения. (Показать их, записать определение периода в тетради.)
Давайте послушаем это произведение еще раз, но теперь уже с посланием самого автора.
На фоне музыки чтение фрагмента письма Ф.Шопена:
“…Милая моя, далекая, единственная!
Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…
Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”
У: - Итак, какая же мысль заключена в музыкальном шедевре из 16-ти тактов Шопена?
Д: - Любовь и память о Родине, Польше.
У: - Вы наверное, помните, ребята, из наших предыдущих бесед о творчестве Фридерика Шопена, что любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что после его смерти по просьбе Ф.Шопена сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов) Варшавы и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:
“Стоит в Варшаве церковь,
Там стена скрывает человечества святыню –
Шопена сердце –
Тишина полна биеньем сердца этого поныне!”
…Вот такая короткая жизнь, но яркая, цельная, во имя любви к Родине. Жизнь – словно миг, мгновение.
Сегодня на уроке прозвучит еще одно произведение, которое подтвердит мысль о скоротечности жизни.
Ø Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание).
Эта прелюдия так невелика, что всю её целиком можно уместить на небольшом фрагменте обыкновенной страницы.
Период, небольшое законченное музыкальное повествование, может заключать в себе всевозможные отступления, расширения, дополнения, однако в Прелюдии Шопена ничего этого нет. Её форму отличает повторное строение: то есть мелодия во втором предложении начинается с того же мотива, что и в первом, равная продолжительность предложений, состоящих из восьми тактов (в музыке это называется квадратностью), простота фактурного изложения.