Всё превзойдёт, что было или будет.
П. Б. Шелли. Любовь бессмертная
¾ Какой образ создаёт музыка? соответствует ли название «Лунная соната», данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
¾ Каков характер музыки – мужественный, женственный, юношеский или детский?
¾ Слушая 1-ю часть сонаты, обратите внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов. Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
¾ Сколько образов в этой музыке? (Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности.)
¾ Как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?
Вывод: «… Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много» Д. Кабалевский.
ü Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. II часть. (слушание).
¾ Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал её вторую часть «цветком между двумя безднами»?
¾ Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой?
¾ Как вы думаете, о чём думал Бетховен, когда писал эту часть? (Это либо воспоминание о чём-то светлом и одновременно печальном, либо мечта, а может быть, это улыбка Джульетты, почти танцевально-игривая, чередующаяся с его мрачнымимыслями.)
¾ Сколько образов? (Два – мужественный и женственный.)
Возможно, Бетховен имел в виду себя, когда говорил: «Мужчина должен быть крепок и мужественен во всём».
И, наконец, 3-я часть.
Слушание.
¾ Какие чувства переданы в 3-й части? (Бурное кипение страстей, могучее стремление преодолеть скорбь.)
¾ Известно, что суть сонатной формы в конфликте (борьбе) или контрасте образов. Почему Бетховен нарушил установленную традицию и написал 1-ю часть сонаты не в сонатной форме?
¾ Где конфликт проступает отчётливее: внутри частей сонаты или между частями?
¾ В чём проявляется оптимизм Бетховена? (Достижение цели в борьбе, не легкомысленный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость.)
Вывод: «… Страждущие души, благородные души, возьмите себе в спутники этого человека!» Эдуард Эррио «Жизнь Бетховена».
Вокально-хоровая работа.
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
IV. Итог урока.
«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Подготовить доклад о Л. Бетховене.
***
Урок 4
Тема: Что такое музыкальное содержание.
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». 8 класс (слушание).
Ø Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
Ø Ю. Мигуля. Быть человеком (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора Л. Бетховена.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Что такое музыкальное содержание».
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
Безумная любовь моя, Бетховен! Как от тебя уйти, коль ты во мне? То я распят тобою на струне, То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень… П. Михня |
Мы продолжим разговор о Бетховене. Сегодня вы услышите его увертюру «Эгмонт».
В основу трагедии «Эгмонт» немецкого поэта И. В. Гёте легли исторические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества. Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание против испанского короля Филиппа II, но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины.
Образ Эгмонта бал близок идеалам и настроениям Л. Бетховена. Всю силу своих чувств он выразил в увертюре.
Увертюра «Эгмонт» – произведение одночастное. Л. Бетховен сумел показать в сжатой форме основные моменты развития трагедии.
Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь зарождается конфликт.
Образ испанского владычества. Аккордовое изложение, темп медленный, ритм синкопированный, звучит торжественно, властно – напоминает испанский танец-шествие сарабанду. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты.
Образ нидерландского народа. Тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придаёт ей скорбный характер.Стонущие интонации, интонации «вздохов», просьба, жалоба. Когда вы будете слушать музыку, обратите внимание на самое важное – когда вступление переходит в основную часть: главная (первая) тема этой части незаметно вырастает из второго (угнетённого) образа – темы народа.
ü Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». 8 класс (слушание).
¾ Почему? Что этим хотел сказать Л. Бетховен? (Композитор даёт понять – угнетённый народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе.)
¾ Вслед за первой темой, стремительно несущейся вперёд, появляется вторая (побочная) – образ завоевателей. Но, обратите внимание, в ней нет былого величия и властности.
¾ В экспозиции два образа сталкиваются, охваченные единым потоком напряжённой борьбы.
¾ Каков итог борьбы? Герой погибает, но народ торжествует победу.
¾ Сколько частей в увертюре? Три: в 1-й – излагаются и сопоставляются контрастные образы, во 2-й – разработка и развитие образов, в 3-й – итог противоборства тем.
Увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия её постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, а затем подхватывается всем оркестром fortissimo.
Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления – темой «страданий» народа. Её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
Побочная партия также связана с музыкой вступления, аккордовой, тяжеловесной – без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре (ля-бемоль мажор), она звучит теперь не только торжественно, но и победно. Эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления.
Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.
Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с ещё большей силой. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще – тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.
Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, и в конце увертюры флейта пикколо. Заканчивает Бетховен увертюру в одноимённом мажоре.
Вывод: «Драматургия произведения заключена в остром столкновении двух образов».
Вокально-хоровая работа.
ü Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
ü Ю. Мигуля. Быть человеком (пение).
IV. Итог урока.
Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу – основное содержание героических произведений композитора.
V. Домашнее задание.
Выучить песни. Доклады о творчестве Бетховена.
***
Урок 5
Тема: Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами.
Цели урока:
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
ü А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание).
ü О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание).
ü Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение).
Дополнительный материал:
Портреты композиторов:А. Вивальди и О. Мессиана.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сегодня мы познакомимся с программностью в музыке.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами».
III. Работа по теме урока.
Каждое искусство говорит на своём языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой интонационной глубиной. Именно эта эмоциональная сторона содержания музыки ощущается слушателем в первую очередь. Музыка замечательно точно рисует и человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями. Она несёт в себе целостное миросозерцание. Музыка тесно связана с жизнью, с другими видами искусства. Песня предстаёт перед нами как единство поэзии и музыки. Балет – сплав музыки и хореографии. Опера, в сущности своей, есть синтез драматургии, изобразительного искусства и музыки. Программная музыканередко воспроизводит в звуках сюжет, знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других видов искусства.
Музыкальное содержание проявляет себя по-разному.
Оно может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далёкое историческое прошлое и дарит мечту о прекрасном будущем, оно заново создаёт характеры героев – даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы или изобразительного искусства.
Такое содержание воплощается в многочисленных музыкальных произведениях, объединённых общим для них качеством – программностью.«Лес» и «Ночь в Мадриде», «Богатырская» симфония и «Зимние грёзы», «Шехеразада» и «Гном» – все эти произведения, созданные А. Глазуновым и М.Глинкой, А. Бородиным и П. Чайковским, Н. Римским-Корсаковым и М. Мусоргским, образуют чудесный ряд различных воплощений музыкального содержания.
Знакомясь с музыкальным произведением, имеющем программное название, мы не ищем лишь звуковое изображение подсказанных нам образов, но и улавливаем в его звучании нечто большее. Звучание музыки образует особое настроение, дающее простор воображению слушателя. Каждый представляет своё, то, что ему близко и дорого. И любим мы что-то в произведении только тогда, когда открываем в нём близкое и дорогое нам самим. Вот почему нас и в жизни, и в искусстве какие-то вещи трогают сильно и глубоко, а какие-то оставляют равнодушными.
(Программная музыка – воспроизводит в звуках сюжет, знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других произведений искусства.)
Инструментальная музыка, реально отделившись от иных искусств, сохраняет внутренние связи с ними.
Услышать музыку – значит проникнуть в её смысл, в её художественный мир. Но этот путь пролегает через звуковую форму.
Музыкальный пейзаж – это «пейзаж» настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
Потому, что музыкальное содержание избегает конкретности, в нем всегда заключён обобщающий смысл. История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы – всё это представлено в музыке, но представлено особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное описание. Ведь каждое искусство выражает себя своими собственными, только ему присущими средствами: литература воздействует словом, живопись – красками и линиями, а музыка покоряет своими мелодиями, ритмами и гармониями.
Давайте проследим, как проявляет себя содержание в произведениях с программной музыки. Природа разнообразна, богата чудесами, что этих чудес хватит не на одно поколение музыкантов, поэтов и художников.
ü А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание).
Пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало школой композиторского мастерства. Особенные тембры присущи каждой птице, характер щебетания, темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна её пению, – всё это учило точности, детальности, выразительности музыкальных характеристик.
Оркестровое произведение О. Мессиана «Пробуждение птиц» – один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц.
ü О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание).
В этом фрагменте можно было услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышинки, чёрного дрозда и других птиц, постепенно пробуждающихся и своим пением встречающих рассвет. Музыка открывает новые возможности звукоизобразительности – не только ритмической и тембровой, но и динамической.
Вокально-хоровая работа.
ü Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение).
IV. Итог урока.
Потому, что музыкальное содержание избегает конкретности, в нем всегда заключён обобщающий смысл. История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы – всё это представлено в музыке, но представлено особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное описание
V. Домашнее задание.
Дополнительно ознакомиться с жизненным и творческим путём А. Вивальди. Подготовить доклады.
Урок 6