СЛАЙД №20 Древнегреческий театр.
Учитель.
Вокально-хоровая работа.
Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Музыка настраивает на размышления, будит фантазию… Представим, что мы в Древней Греции и наш класс - это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА ЗВУЧИТ», а ваши работы к этой песне можно посмотреть на экране.
СЛАЙДЫ с 21 – 37 рисунки учащихся к песне «Музыка звучит».
Кроссворд
1. ДИРИЖЁР2.ТРУБА3.ОРХЕСТРА4.ФАГОТ5.ВАЛТОРНА6.ГОБОЙ7.ФЛЕЙТА
По горизонтали.
1. Он руководит всем оркестром.
2. В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии.
3. В Древней Греции так называли место для хора.
4. Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос.
5. Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог».
6. Деревянно-духовой инструмент.
7. Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели.
IV. Домашнее задание.
Рисунки учащихся к песне «Музыка звучит».
Урок 29
Тема: Соло и тутти.
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø С. Рахманинов. Вокализ (слушание).
Ø И. С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание).
Ø Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
Ø Музыканты. Немецкая народная песня (пение).
Ø М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
Тутти (итальянское tutti, буквально — все) исполнение музыки полным составом оркестра, хора; противоположность HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/170426/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE"Соло. В оркестре и хоре часто противостоит звучанию их отдельных групп.
СОЛО (ит. один). Часть музыкальной пьесы или целая пьеса, исполняемые одним, в отличие от tutti, все - хора и дуэта. В балете: танец исполняемый одним.
ВОКАЛИЗ. Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос.
Поет без слов, но ясно, что это – рассказ о чем-то очень дорогом и близком. Это "Вокализ" Рахманинова.
Слово вокализ происходит от латинского vocalis -- звучащий, поющий. Так называют пьесы для голоса без слов. Кроме рахманиновского, известен вокализ М. Равеля, который имеет еще название "Хабанера", так как написан в характере этого танца. По существу вокализом является и такое крупное произведение, как Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра.
Есть у этого термина и более специальное значение. Так называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приемов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений. Их знают певцы, но на эстраде они никогда не исполняются.
Скерцо— музыкальное произведение, чаще всего оживленного, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным, а также входить в симфонию или другое крупное произведение.
Сюита — музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, первоначально — танцевального характера. Число частей в сюите не является строго определенным, обязателен лишь контраст соседних частей.
Ø С. Рахманинов. Вокализ (слушание).
Ø И. С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание).
Ø Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
Вокально-хоровая работа.
Ø Музыканты. Немецкая народная песня (пение).
Ø М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с новыми терминами: соло, тутти, вокализ, скерцо, сюита. Выучите определения.
V. Домашнее задание.
Выучить песни.
Урок 30