СЛАЙД №9 МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА
Учитель.Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.
Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.
СЛАЙД №10 Труба
Ученик:В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».
Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу трубы).
СЛАЙД № 11 Валторна
Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии.Звук – мягкий, «ленивый», теплый.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу валторны).
СЛАЙД №12 Туба
Ученик:Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.
Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».
СЛУШАЕМ(подбираем цвет голосу тубы).
СЛАЙД №13 Ударные инструменты
Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.
Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.
СЛАЙД №14 Литавры
Ученик: Литавры -древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.
Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).
СЛАЙД №15 Ксилофон
Ученик:Ксилофон–инструмент, с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками.
Звук – резкий, щёлкающий, сильный.
СЛУШАЕМ(подбираем цвет голосу литавр).
Учитель:А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов
СЛАЙД №16 (Выразительно читаем)
Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный.
Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком.
Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный.
Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун».
Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
Валторна: мягкий, «ленивый», теплый.
Туба: густой и глубокий, «неповоротливый».
Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием).
СЛАЙД № 17 (Вывод)
? Почему музыкальные тембры сравнивают с красками.
? Что можно сказать о голосах музыкальных инструментов: похожи ли они друг на друга.
Учитель: да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.
БЛОК №2
ИГРА на инструментах СЛАЙД № 18
Учитель. Оркестр – особая страна. Она живет по своим законам. Любой инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает ГАРМОНИЮ.
ЗАДАНИЕ:
Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на ударных инструментах (бубен, ложки, флейта и маракас).
ВЫЗВАТЬ 2-3 раза и дать оценку исполнению.
Учитель. Ребята очень хорошо исполнили ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ.
Блок №3 СЛАЙД № 19 КРОССВОРД(каждое слово кроссворда открывается по щелчку)
Учитель. А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов.
У вас на партах есть Лист №2 (приложение 2), в который вы вписываете ответы, а затем все вместе проверяем.