Знакомство с музыкальным произведением
— Сегодня мы с вами послушаем фрагмент I части Концерта № 1 для фортепиано с оркестром этого великого композитора.
Слушание музыкального произведения.
— Как звучала эта музыка? Может быть, вы слышали её когда-либо раньше? (Да, эта музыка часто звучит. Она очень светлая, радостная,
ликующая, можно сказать — жизнеутверждающая.)
Да, действительно, это так. Первый концерт стал одним из мировых шедевров музыкального искусства, одним из тех произведений, о которых Чайковский говорил как о редкостных образцах/бывших для него самого идеалом.
Пропагандист и поклонник музыки Чайковского Ганс фон Бюлов, называвший композитора «истинным поэтом в звуках», получив разрешение автора на исполнение концерта в Америке, сыграл его в Бостоне 13 октября 1875 года. Вскоре Пётр Ильич получил сообщение от пианиста об успехе сочинения, о том, что в каждом из шести вечеров приходилось по требованию публики повторять финал. Сочинение быстро завоевало популярность и в России, и за её пределами, полюбилось исполнителям — пианистам и дирижёрам.
Скажите, ребята, живописна ли эта музыка? (Да, можно представить картины русской природы: бескрайние поля, величавые дубравы, белоствольные берёзовые рощи и т.д.)
Посмотрите, ребята, внимательно ещё раз на портреты композиторов, можно сказать, что они музыкальны? (Да, конечно, в этих портретах передан внутренний мир каждого музыканта.)
Хорошо, на следующих страницах мы видим портрет Александра Сергеевича Пушкина, выполненный Орестом Адамовичем Кипренским, портрет актрисы М.Н. Ермоловой художника Валентина Серова, портрет скульптора Веры Игнатьевой Мухиной, созданный Михаилом Васильевичем Нестеровым. Как вы думаете, а эти портреты музыкальны, ведь на них не изображены музыканты? Прочитайте учебники на стр. 200-201.
(На всех этих портретах изображены люди искусства, творческие люди — это их и объединяет. Каждый из этих портретов наполнен внутренней жизненной силой, которую можно прочесть по выражению глаз, уголкам губ, взглядам, позам, но внешне все они выглядят очень сдержанно.)
Так и в музыкальных произведениях, при всей строгости форм, музыка может вызвать так много разнообразных чувств.
Не секрет, что музыка духовная, особенно известная своей сдержанностью, порой гораздо сильнее задевает струны человеческого сердца, чем музыка эмоционально-порывистая.
С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
Мы уже говорили с вами о том, что если внимательно всмотреться в картину, то можно её услышать. К примеру, если вглядеться в картину Василия Андреевича Тропинина «Гитарист» (показ репродукции картины), мы как будто можем услышать, как струны под пальцами этого простодушного юноши начинают звучать. Мы даже можем представить себе
негромкое звучание русского романса «На заре ты её не буди» Варламова.
Слушание музыкального отрывка.
Рассматривание репродукции картин «Мужчина с лютней» П. Бордоне, «Лютнист» Караваджо.
— Конечно, нельзя думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает музыку». Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к музыкальным сюжетам. Живопись просто запечатлевала историю музыкального искусства, что позволяло судить об инструментах, формах музицирования, о связи музыки с бытом или общественной жизнью той или иной эпохи, а также о воздействии музыки на людей.
Мы с вами говорили о музыкальности живописи, но мы знаем также, что музыкальные произведения могут быть живописными, например, песни.
В исполнении учителя звучит песня «Звёздная река» — песенка Гека из мюзикла «Том Сойер и другие», слова и музыка В. Семёнова. Далее идёт вокально-хоровая работа по разучиванию песни.
IV. Итог урока.
— Итак, мы сегодня рассуждали на тему «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». В основном мы говорили о портретной живописи, так можно ли сказать, что у картин есть своя музыка и, если глубоко проникнуть в содержание нарисованного, можно услышать музыку7 {Наверное, так можно сказать. Точнее, конечно, это зависит от конкретного человека.)
V. Домашнее задание.
Повторить песни к уроку-концерту.
Подготовить доклад об интересных фактах из жизни любимого композитора.
***
Урок 32