Литературные произведения, посвящённые музыке и музыкантам
— Мы видим, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер, балетов, кантат, но и является важнейшей темой литературы. Музыке и музыкантам посвящены произведения литературы различных жанров, как прозы, так и поэзии.
Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она ничуть не поучала,
А лишь тихонечко звала...
(Ю. Визбор)
Сейчас мы с вами прочитаем текст, начиная с четвёртого абзаца на стр. 137 и два абзаца на стр. 138.
Самостоятельное чтение учащихся.
— О чём говорится в только что прочитанном вами тексте? (Здесь говорится о том, что звуки окружающего мира рождают звуки музыкальные. Например, в известном стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» говорится о буре, которая уподобляется живому существу.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
В следующих же строках речь идёт о музыке:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Это уже совсем другой образ. Здесь говорится о любимой няне, которая в такие зимние вечера находится рядом с поэтом. Пушкин вспоминает волшебный мир её сказок, у ют и тепло, исходящие от этой замечательной женщины.)
Слушание. «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, ел. А.С. Пушкина.
– О музыке пишут разные поэты и писатели, в их произведениях она является главным действующим лицом. У каждого автора она своя, но каждый повествует о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев вымышленных и подлинных.
В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» из «Записок охотника» музыка — главное действующее лицо. В этом рассказе говорится о состязании двух народных певцов.
Кабачок в небольшом селе, посетители ждут важного события. Наконец соревнование началось. Победителем оказывается Яков. Прочитайте, как описывает Тургенев его выступление.
Учащиеся читают по цепочке.
В чём заключается главный смысл этого рассказа? (В том, как велика сила музыки, в конце рассказа люди замерли, никто не крикнул, даже не шевельнулся, все ждали, не будет л и он петь ещё.)
Ребята, я думаю, что многие из вас что-либо слышали о В.А. Моцарте. Кто это такой? (В.А. Моцарт — это великий композитор, родом из Австрии.).
Да, это гениальнейший композитор/музыка которого будет жить, пока существует человечество.
Сейчас мы прослушаем новую песню, которая так и называется — «Песенка о Моцарте», а написал её Булат Окуджава.
Учитель исполняет песню.
— Понравилась ли вам эта песенка и почему?
Заслушиваются ответы детей.
IV. Итог урока.
— Расскажите, что нового вы узнали на уроке?
V. Домашнее задание.
Дневник музыкальных наблюдений, стр.21.
***
Урок 22
Тема: Музыкальные сюжеты в литературе.
Цели урока:
Ø Научить слышать музыку со страниц литературных произведений.
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
Ø М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (пение).
Дополнительный материал: портреты композиторов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит песня Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Что общего в стихотворении Константина Никольского и песне Булата Окуджавы?
Запись на доске:
О несчастных и счастливых. О добре и зле. О лютой ненависти И святой любви, Что творилось, Что творится на твоей земле – Всё в этой музыке Ты только улови. (К. Никольский) |
II. Сообщение темы урока.
— Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и
спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В
музыке вся наша жизнь. Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы
взяли слова Константина Никольского из песни «Музыкант». Музыка
бросала вызов судьбе — и нередко выигрывала, потому что перед её
силой отступала даже смерть.
Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литера-
туре.
III. Работа по теме урока.
Легенды о музыке
— Люди давным-давно слагали легенды о силе музыки. Но, наверное, самым известным мифом античного мира является миф об Орфее.
Прекрасная античность — золотой век человечества, эпоха, когда преклонялись перед искусством. Эпос Гомера рисует многочисленные состязания певцов, которые способны глубоко очаровывать слушателя своим искусством.
Так вот, Орфей — один из легендарных прародителей самоотверженных певцов и музыкантов, голос которого покорял не только людей и природу, но и диких зверей, которые забывали свой жестокий нрав и вражду к человеку, окружали и слушали его пение с покорностью и вниманием.
Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140-141.
Самостоятельное чтение учащихся.
— Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что, когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)
Помните, когда мы с вами говорили о балете, мы слушали замечательное произведение из оперы «Орфей и Эвридика»..
Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (заслушиваются ответы детей).
— Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто написал эту оперу и как звучит эта музыка? О чём же дальше повествует миф? (Орфей не выполнил условия Аида обернулся Эвридика тут же исчезла в царстве смерти.
Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было.
Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.)
Музыканты-виртуозы
Учитель читает стихотворение.
На руке написано: музыкант.
А в глазах написано: не умру.
Я никак не выучу языка,
Что научит кланяться серебру.
Серебру да золоту, но зато
Понимаю запросто скрипача.
В небесах он, проклятый, знает толк,
Знает толк и в милости палача,
Вне земли и времени он парит.
Что ему, бессмертному, смертный час?!
Он через столетия говорит,
Словно на мгновение отлучась.
Скрипка и любовь ему, и жена.
И любовь отдал он ей, и жену.
Будут все оплаканы времена
Я как в шаль закутаюсь в тишину.
Это замечательное стихотворение Н. Мирошниченко посвятила музыканту-легенде — Никколо Паганини. Публика приходила в неистовый восторг, когда смычок великого итальянского скрипача касался струн. Искусство его было столь необычно, что приписывалось дьявольской силе, а самого маэстро считали учеником дьявола. Зато настоящие музыканты учились у Паганини музыкальной смелости и изобретательности, неудержимой страстности и потрясающему виртуозному мастерству, которое великий итальянец добыл огромным неустанным трудом.
Я зачитаю вам небольшой эпизод из романа российского писателя Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини» — замечательное произведение о жизни великого скрипача.
«Под обстрелом сотен глаз Паганини поднял смычок. Мелодии ушедшего столетия, мелодии Люлли и Рамо, чарующие такты менуэтов и гавота сменялись звуками охотничьего рога. Торжественное звучание церковных колоколов, похоронные песни и голоса гневных псалмов постепенно уступали место вторгающимся нечаянно стеклянным перезвонам колокольчиков. Раздавалась музыка того странного тысячелетия, когда в церковные хоралы вливались звуки веселых танцев. Колокольный звон благословения переходил в набат, набат сменялся простыми солдатскими и крестьянскими песнями Франции. Опять «День гнева» (церковное песнопение) и, как из пропасти, раздаются глухие удары, топот конницы и вой бури врезаются в зал, наполненный праздничной нарядной толпой. Всё ускоряются всплески аккордов, Паганини рисует звуками, музыкальным вихрем колоссальную картину событий, потрясающих Европу».