Литературные произведения, посвящённые музыке и музыкантам

— Мы видим, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер, балетов, кантат, но и является важнейшей темой литературы. Музыке и музыкантам посвящены произведения литературы различных жанров, как прозы, так и поэзии.

Какая музыка была!

Какая музыка звучала!

Она ничуть не поучала,

А лишь тихонечко звала...

(Ю. Визбор)

Сейчас мы с вами прочитаем текст, начиная с четвёртого абзаца на стр. 137 и два абзаца на стр. 138.

Самостоятельное чтение учащихся.

— О чём говорится в только что прочитанном вами тексте? (Здесь говорится о том, что звуки окружающего мира рождают звуки музыкальные. Например, в известном стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» говорится о буре, которая уподобляется живому существу.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

В следующих же строках речь идёт о музыке:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Это уже совсем другой образ. Здесь говорится о любимой няне, которая в такие зимние вечера находится рядом с поэтом. Пушкин вспоминает волшебный мир её сказок, у ют и тепло, исходящие от этой замечательной женщины.)

Слушание. «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, ел. А.С. Пушкина.

– О музыке пишут разные поэты и писатели, в их произведениях она является главным действующим лицом. У каждого автора она своя, но каждый повествует о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев вымышленных и подлинных.

В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» из «Записок охотника» музыка — главное действующее лицо. В этом рассказе говорится о состязании двух народных певцов.

Кабачок в небольшом селе, посетители ждут важного события. Наконец соревнование началось. Победителем оказывается Яков. Прочитайте, как описывает Тургенев его выступление.

Учащиеся читают по цепочке.

В чём заключается главный смысл этого рассказа? (В том, как велика сила музыки, в конце рассказа люди замерли, никто не крикнул, даже не шевельнулся, все ждали, не будет л и он петь ещё.)

Ребята, я думаю, что многие из вас что-либо слышали о В.А. Моцарте. Кто это такой? (В.А. Моцарт — это великий композитор, родом из Австрии.).

Да, это гениальнейший композитор/музыка которого будет жить, пока существует человечество.

Сейчас мы прослушаем новую песню, которая так и называется — «Песенка о Моцарте», а написал её Булат Окуджава.

Учитель исполняет песню.

— Понравилась ли вам эта песенка и почему?

Заслушиваются ответы детей.

IV. Итог урока.

— Расскажите, что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений, стр.21.

***

Урок 22

Тема: Музыкальные сюжеты в литературе.

Цели урока:

Ø Научить слышать музыку со страниц литературных произведений.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

Ø М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит песня Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Что общего в стихотворении Константина Никольского и песне Булата Окуджавы?

Запись на доске:

О несчастных и счастливых. О добре и зле. О лютой ненависти И святой любви, Что творилось, Что творится на твоей земле – Всё в этой музыке Ты только улови. (К. Никольский)

II. Сообщение темы урока.

— Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и

спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В

музыке вся наша жизнь. Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы

взяли слова Константина Никольского из песни «Музыкант». Музыка

бросала вызов судьбе — и нередко выигрывала, потому что перед её

силой отступала даже смерть.

Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литера-

туре.

III. Работа по теме урока.

Легенды о музыке

— Люди давным-давно слагали легенды о силе музыки. Но, наверное, самым известным мифом античного мира является миф об Орфее.

Прекрасная античность — золотой век человечества, эпоха, когда преклонялись перед искусством. Эпос Гомера рисует многочисленные состязания певцов, которые способны глубоко очаровывать слушателя своим искусством.

Так вот, Орфей — один из легендарных прародителей самоотверженных певцов и музыкантов, голос которого покорял не только людей и природу, но и диких зверей, которые забывали свой жестокий нрав и вражду к человеку, окружали и слушали его пение с покорностью и вниманием.

Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140-141.

Самостоятельное чтение учащихся.

— Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что, когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)

Помните, когда мы с вами говорили о балете, мы слушали замечательное произведение из оперы «Орфей и Эвридика»..

Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (заслушиваются ответы детей).

— Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто написал эту оперу и как звучит эта музыка? О чём же дальше повествует миф? (Орфей не выполнил условия Аида обернулся Эвридика тут же исчезла в царстве смерти.

Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было.

Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.)

Музыканты-виртуозы

Учитель читает стихотворение.

На руке написано: музыкант.

А в глазах написано: не умру.

Я никак не выучу языка,

Что научит кланяться серебру.

Серебру да золоту, но зато

Понимаю запросто скрипача.

В небесах он, проклятый, знает толк,

Знает толк и в милости палача,

Вне земли и времени он парит.

Что ему, бессмертному, смертный час?!

Он через столетия говорит,

Словно на мгновение отлучась.

Скрипка и любовь ему, и жена.

И любовь отдал он ей, и жену.

Будут все оплаканы времена

Я как в шаль закутаюсь в тишину.

Это замечательное стихотворение Н. Мирошниченко посвятила музыканту-легенде — Никколо Паганини. Публика приходила в неистовый восторг, когда смычок великого итальянского скрипача касался струн. Искусство его было столь необычно, что приписывалось дьявольской силе, а самого маэстро считали учеником дьявола. Зато настоящие музыканты учились у Паганини музыкальной смелости и изобретательности, неудержимой страстности и потрясающему виртуозному мастерству, которое великий итальянец добыл огромным неустанным трудом.

Я зачитаю вам небольшой эпизод из романа российского писателя Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини» — замечательное произведение о жизни великого скрипача.

«Под обстрелом сотен глаз Паганини поднял смычок. Мелодии ушедшего столетия, мелодии Люлли и Рамо, чарующие такты менуэтов и гавота сменялись звуками охотничьего рога. Торжественное звучание церковных колоколов, похоронные песни и голоса гневных псалмов постепенно уступали место вторгающимся нечаянно стеклянным перезвонам колокольчиков. Раздавалась музыка того странного тысячелетия, когда в церковные хоралы вливались звуки веселых танцев. Колокольный звон благословения переходил в набат, набат сменялся простыми солдатскими и крестьянскими песнями Франции. Опять «День гнева» (церковное песнопение) и, как из пропасти, раздаются глухие удары, топот конницы и вой бури врезаются в зал, наполненный праздничной нарядной толпой. Всё ускоряются всплески аккордов, Паганини рисует звуками, музыкальным вихрем колоссальную картину событий, потрясающих Европу».

Наши рекомендации