Слушание музыкального произведения

– В хороших романсах мелодия более гибко следует за содержанием поэтического произведения и отражает малейшие нюансы, оттенки в движении стиха. Стихи больших поэтов сами по себе музыкальны. Возьмём, к примеру, творчество знаменитого немецкого поэта Генриха Гейне – одного из крупнейших лирических поэтов XIX века. Недаром Роберт Шуман, принадлежавший к поколению художников-романтиков, открывших тончайшие оттенки человеческих настроений, преклонившихся перед богатством внутреннего мира человека, величайшего духа, обратился к творчеству этого великого поэта. Среди лучших песенных циклов Шумана – «Любовь поэта», написанных на стихи Генриха Гейне. Цикл состоит из шестнадцати романсов, в них – волнующая история любви поэта.

Мы прослушаем первую песню (романс) этого цикла «В сиянье тёплых майских дней».

Слушание.

– Что вы можете рассказать об этом произведении? Какие чувства оно в вас вызвало? Как звучала музыка? (Прозвучал романс «В сиянье тёплых майских дней» Р. Шумана на слова Г. Гейне из цикла «Любовь поэта». Музыка звучала как-то по-весеннему свежо, светло, в произведении говорится о пробуждении природы, звонком пении птиц.)

Действительно, это чудесный весенний романс – первый в цикле. «Пробуждение души», жизнь сердца близки и созвучны движениям, происходящим в природе:

(Перевод Аргамакова)

В сияньи теплых майских дней

Листок раскрылся каждый,

Во мне тогда проснулась

Любви и ласки жажда.

В сияньи теплых майских дней

Звенело птичек пенье,

И я поведал милой

Любви моей томление.

Поэтические ароматы, вздохи и томление Шуман превращает в нежные звуки фортепиано. А голосу поручает выразительные, словно стихи, мелодии.

Работа с учебником

Учебник стр. 85. Вы видите перед собой репродукцию картины Исаака Левитана «Цветущие яблони», написанную в технике импрессионизма. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, созвучна ли романсу Шумана данная картина? (Думаем, что да, при взгляде на эту картину возникают ощущение свежести, света, легкого ветерка, весеннее настроение.)

Да, конечно, направления импрессионизм получил наибольшее развитие тоже в XIX веке. Импрессионизм (от фр. impression – впечатление).

Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолётное впечатление. Для художников данного направления живописи характерна передача тонких настроений, психологических нюансов. Чувствуете, как это близко к пониманию романса.

Эти картины необыкновенно прозрачны и поэтичны, как романсы. Переверните страничку, что вы видите? (Верхняя картина Клода Моне «Уголок сада в Монжероне», изображающая лето.

Ниже картина В. Поленова «Осень в Абрамцеве», передающая картину тёплого осеннего дня.

На следующей странице картина И. Грабаря «Февральская лазурь», где изображены берёзки в тёплый, солнечный зимний день.)

Хорошо, ребята. Мы можем сказать о том, что каждое время года, каждая краска, цветок, запах несут в себе целый мир образов, близких и понятных человеку с его вечным стремлением к счастью, любви, красоте.

В творчестве романтиков возникает целый круг сюжетов, мотивов, интонаций, которые углубляют тему человеческих чувств. Прочитайте текст на стр. 87-88 ваших учебников. Какой мы можем сделать вывод? (Романс «В сиянье тёплых майских дней» – первый романс в цикле «Любовь поэта» – рассказывает о любви. В нём звучит робкая надежда на будущее счастье, мелодические фразы несколько неопределённы, интонации по большей части неуравновешенного характера.)

А какую роль играет аккомпанемент? (Аккомпанемент – неотделяемая часть произведения, представляющая непрерывное движение.)

Верно, здесь до последнего аккорда сохраняется неустойчивость гармонии, которая в большинстве составляет диссонанс.

Диссонанс в переводе с латинского означает «нестройно звучу». Этим музыкальным термином называют сочетание двух или нескольких звуков, которые образуют напряжённое, острое звучание.

Быть может, этот диссонанс несёт в себе предчувствие последней катастрофы разочарования – тяжёлого и скорбного пути «любви поэта», выраженного в 16 романсах цикла.

Музыка Роберта Шумана (1810 – 1856) поразительно живописна. Он умел написать звуками портрет, пейзаж, бытовую сцену так, что они становились маленькими историями большой жизни. Он был не только замечательным композитором и пианистом, но и создателем музыкально-литературного жанра, в котором рассказывал о музыкальном искусстве и о том, как следует слушать музыку великих мастеров.

Вокально-хоровая работа.

Наиграть «Жаворонок» М.И. Глинки.

– Знакома ли вам эта мелодия, откуда она? (Это романс «Жаворонок» на слова кукольника, муз. М.И. Глинки.)

Правильно. Этот романс созвучен романсу « В сиянье тёплых майских дней»? (И да, и нет. Да, потому что весна – свет, свежесть, радость.

Нет – потому что грусть присутствует и в том, и в другом произведении. У Глинки грусть светлая, а у Шумана – какая-то неопределённая, предчувствие разочарования, предательства.)

Сегодня мы с вами разучим первый куплет романса «Жаворонок».

Обращается внимание на светлый, полётный звук, плавность фраз, распевы.

IV. Итог урока.

– Чем романс отличается от песни?

V. Домашнее задание.

Найдите и запишите стихотворение, которое, как вы считаете, могло бы стать основой романса в «Дневнике музыкальных наблюдений».

Урок 14

Наши рекомендации