Тема: Романса трепетные звуки
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Ознакомить с романсом – одним из жанров вокальной музыки.
Ø Формировать умение выделять особенности романса и находить отличия от других вокальных жанров.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание и пение).
Ø С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание).
Дополнительный материал:
Портреты композиторов, фотографии исполнителей.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Урок начинается с романса.
– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Люблю я слушать, в негу погружаясь, Романов пылких вздохи огневые». (С. Данилов) |
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы будем говорить о романсе.
III. Работа по теме урока.
Что такое романс
– Приходилось ли вам когда-нибудь слышать, как об одном из иностранных языков говорят, что он относится к романским или к «романской группе»? В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не латинском, официальном языке католической церкви, называли романом. Стихотворения, положенные на музыку, в отличии от латинских песнопений стали называть романсами.
Как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и точно передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности.
Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс – музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
В современном понимании романс возник в начале XIX века, при формировании романтизма. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, не смогли бы выразить крупномасштабные жанры. Такие как симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.
Простые лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы.
Конечно же, такую музыку создавали композиторы-романтики – Шуберт и Шуман, Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.
Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки. Как называется романс, с которым мы недавно знакомились? («Я помню чудное мгновение» на стихи А.С. Пушкина.)
Романс может воспевать красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, перевернуть страницы истории, заглянуть в будущее.
Слушание романса
– Сейчас мы с вами послушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс М. И. глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника.
Ø М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание).
– Как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением. Какие чувства, настроения? (Настроение светлое, приподнятое, радостное. И всё же чувствуется некоторая грусть, пусть светлая, мечтательная, но она всё же присутствует в этом романсе.)
Ответ учащихся с опорой на текст и иллюстрацию на стр. 78.
Психологизм романса
– Романсы – подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными.
Назовите виды искусства, которым присущ психологизм.