Смысловое своеобразие музыки
¾ Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи всех мировых мифологий по-своему воплотились в музыке, придав ей огромное смысловое своеобразие.
Вспомним некоторые из них.
Учащийся читает подготовленный материал.
Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. Она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу реки Ладон, но Сиринга обратилась к реке с мольбой, чтобы та укрыла её в тростнике. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней. |
¾ Из панциря черепахи сконструировал лиру Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов. Флейту изобрела богиня мудрости и справедливости войны Афина.
Именно так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.
Таким образом, подражая звучанию мифологических музыкальных инструментов, композиторы искали новые сочинения, тембры, вводили в произведения голоса птиц, шум ветра и другие звуки природы. Всё это создавало необыкновенную художественную достоверность, наполняемость живыми звуками и образами.
Образы в музыке
¾ Послушайте фрагмент из органной пьесы Мориса Равеля. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами.
Слушание музыки.
¾ На что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный органный композитор?
Заслушиваются ответы детей, делаются выводы по данному этапу.
¾ Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышится переливы искрящихся на солнце струй.
Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки из стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.
Это значит, что в музыке живёт всё многообразие литературы: Фольклор и мифология, священные писания, поэзия, драма и многое другое.
Мы знаем многие литературные жанры, которые также являются и музыкальными жанрами – это прежде всего, конечно же, стихотворные жанры – элегии и оды, баллады и романсы. Всё это обогатило музыку новыми интонациями.
Литературные образы прочно вошли в оперы, балеты.
IV. Итог урока.
¾ Наверное, без влияния слова было бы совсем другим строение музыкального произведения, музыкальной речи, ставшее более выразительным в содружестве с поэзией.
Связь эта продолжается по сей день и будет существовать всегда, несмотря на то, что и музыка и литература приобрели на сегодняшний день независимость, которые способны каждая по-своему завоёвывать мир, но они порой встречаются вновь и приводят к новым открытиям и берут друг у друга только самое лучшее.
V. Домашнее задание.
Дневник музыкальных наблюдений, стр. 8,9.
***
Урок 8
Тема: Песня – верный спутник человека
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание).
Дополнительный материал:
Ø Повесть Ю. Нагибина «Книга детства» (фрагмент).
Ø Повесть В. П. Астафьева «Последний поклон».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит песня Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели».
¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Как волшебный клубок из сказки Песни – на всём моём пути… Идите по следу до самой последней, Коль захотите меня найти!» (М. Джалиль) |
II. Сообщение темы урока.
¾ Темой сегодняшнего урока является песня. Песня – самый главный, самый первый музыкальный жанр, который родился почти с первыми музыкальными звуками.
III. Работа по теме урока.
Как появилась песня
¾ Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев, напевали тихим, нежным голосом следующее: «А-а-а! а-а-а», такое мы слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев – самая настоящая колыбельная песня с её размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.
Колыбельная – это первая представительница вокального жанра да и музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня была без слов. Догадайтесь почему? (Потому что люди тогда ещё не умели разговаривать.)
Видите, как интересно получается. Человек и человеком-то ещё не стал, а первый музыкальный жанр уже появился.