Слушание музыкальных произведений

Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств.

ü П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года».

Может быть, кто-то вспомнит, что это за такой фортепианный цикл? (Пётр Ильич Чайковский посвятил свой фортепианный цикл детям. Здесь каждому месяцу года есть соответствующее название. Например: Май. «Белые ночи»; Апрель. «Подснежник», и к каждому месяцу есть соответствующий эпиграф – строчки, взятые из стихотворений известных русских поэтов.)

Что хотел сказать этим композитор? (Он хотел подчеркнуть связь литературы с музыкой. Быть может, эти строчки и явились толчком для написания какого-либо произведения, словесной картины природы.)

Таким образом, мы с вами видим ещё один пример взаимопроникновения разных видов искусств.

Эпиграфом к «Осенней песне» являются строчки из стихотворения Алексея Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят…

А теперь сядьте как слушатели, и постарайтесь понять, что хотел сказать нам композитор своей музыкой.

ü Слушание. П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года».

Расскажите о том, что вы услышали. (Композитор своей музыкой хотел передать нам состояние природы. Осенью всегда настроение грустное, так как деревья теряют листву, постоянно дуют ветры, которые напоминают о том, что скоро настанет холодная зима.)

Это не просто зарисовка осеннего пейзажа, музыка звучит задумчиво и печально, как бы передавая настроение человека, созвучное тому, что происходит в природе. Сожаление об уходящем и вместе с тем воспевание красоты увядающей осенней природы, а эпиграф как нельзя лучше способствует данному настроению.

ü Слушание. Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества».

Расскажите о своих впечатлениях. (Музыка звучит грустно, плавно, протяжно, состоит из трёх частей. Первая и третья части похожи, середина звучит более взволнованно. Настроение этой пьесы схоже с предыдущей, можно различить жалобу, безысходность, безутешность.)

Рассматривание репродукций картин

Страница 22 учебника. Что общего вы видите на этих двух картинах? (И на той, и на другой изображена осень. На картине Исаака Левитана «осенний день. Сокольники» мы видим парк, аллею, по которой навстречу нам идёт женщина. Кажется, что настроение женщины соответствует окружающей природе: наверное, она тоже сожалеет о прошедшем лете, может быть, о чём-то ушедшем.

Картина Иосифа Бродского «Опавшие листья» показывает нам загородный дом или дачу, заброшенный на зимний период. Этот дом покинули так же, как листья покидают деревья.)

Скажите, что же общего между всеми этими произведениями? (Все эти произведения красками, словами, звуками рассказывают нам об осени.)

Их объединяет общая тема – осень. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.

Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.

Вспомните песни, соответствующие данной теме. («Скворушка прощается», «В небе туча хмурится», «Зонтики».)

Вокально-хоровая работа.

Мы продолжим с вами работу над песней «Зонтики». Послушайте 3 куплет. В первой части этого куплета встречается очень много слов с буквой «Р». Давайте порычим как тигры – Р-Р-Р-Р.

Сейчас медленно и чётко проговорим каждую строчку.

Маленькое небо как-то вдРуг пРомокло.

В маленьких окошках задРожали стёкла.

И большущий дождик застучал по кРышам –

Все схватили насмоРк сразу в гоРоде том.

Проводится работа над дикцией, артикуляцией.

¾ Песня должна звучать выразительно. Поработаем над исполнительским планом 3 куплета как должна звучать первая часть 3 куплета? (Громко, ярко, грозно, страшно, насыщенно. Вторая часть звучит не очень громко, как бы сожалея о том, что случилось.)

¾ Давайте исполним всю песню. Стараемся петь выразительно, представляя то, о чём поём.

IV. Итог урока.

Что такое тема произведения? (Тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.

Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.)

V. Домашнее задание.

Страница 26, задание № 3 в Дневнике музыкальных наблюдений к уроку-концерту.

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Урок 5

Наши рекомендации