Исследования лечебных свойств музыкотерапии
В наши дни, когда музыка является не только источником развлечения, но и работой, сферой деловых интересов – каждый так или иначе соприкасается с ней, и по-своему воспринимает разные музыкальные ритмы, по-разному на них реагирует. Изучением этих особенностей восприятия звуков занимается наука. Одно из направлений биологии – биомузыкология выявляет, как звуки воздействуют на живой организм.
К середине XX века ряд стран пополнился специализированными центрами, которые занимались углублённым изучением этого вопроса. Эффективность и практическое применение результатов в немалой степени стимулировались интересом и экономической поддержкой со стороны государства.
В 1961 году в Англии разработали первую программу по музыкотерапии, создали Центр музыкотерапии. В США после 2-ой мировой войны музыка была с успехом применена при лечении ветеранов. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В 90-х годах научным обоснованием метода музыкотерапии занялись ученые Института Российской Академии Медицинских Наук. С 2003 года музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения в России. В Голландии используют музыку в клиниках сердечнососудистых заболеваний, в Австралии – для лечения тех, кто страдает болями в суставах. Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.
Ученые из Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и аудиозаписи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.
Ну, а съезды и конференции музыкотерапевтов по всему миру – уже давно самое обычное дело. На подобных съездах рассматриваются данные, полученные в результате экспериментов. Эксперименты велись в нескольких направлениях:
1. Влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
2. Влияние музыки великих музыкантов человечества;
3. Индивидуальное воздействие отдельных произведений;
4. Воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
В итоге современная музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой активную музыкальную деятельность: воспроизведение, импровизацию посредством человеческого голоса или выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия (прослушивания) музыки с терапевтической целью. В настоящее время существует обширная музыкальная «аптека», где буквально на каждый недуг прописан «рецепт», представленный определёнными произведениями конкретного композитора. Например, существует музыка, которую рекомендуется слушать конкретно для снятия раздражения,от головной боли, от бессонницы, для успокоения, от гипертонии. Иногда нельзя без улыбки реагировать на подобные «препараты».
Но, как уже известно, действие музыки, хоть и эффективно, но кратковременно и находится в прямой зависимости от длительности и регулярности прослушивания. Поэтому разумнее и целесообразнее не прибегать к музыкотерапии, а предвосхищать проблему: избегать как создания конфликтных или стрессовых ситуаций, так и пребывания в таковых. Тем более это относится к христианам, радость и мир в сердце которых являются плодами Духа, которые необходимо не только хранить, но и постоянно взращивать. А христианская музыка, которая занимает в богослужении немаловажную роль, приносит не только назидание, но и покой с умиротворением.
Однако люди мира сего, как известно не ищут лёгких путей. И каждый отдельный симптом они пытаются «лечить» определённым композитором, произведением и даже инструментальным тембром. Например, в разделе рецептивной музыкотерапии отдельно рассматривались музыкальные инструменты, специфика их влияния на органы и системы. Врачи утверждают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от её характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Ниже приводятся некоторые подобные данные:
Скрипка – успокаивает психику;
Орган – символизирует духовную «небесную» музыку, как правило, ассоциируется с ней; стимулирует работу ума и позвоночника;
Фортепиано – корректирует работу почек, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;
Флейта – лечит легкие и бронхи, стимулирует кровообращение;
Арфа – гармонизирует работу сердца;
Виолончель – лечит сердце, благотворно действует на почки;
Гармонь, баян, аккордеон – активизируют работу брюшной полости;
Кларнет – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;
Металлофон, колокольчики – излечивают болезни легких, способствуют устранению тоски и депрессии;
Дудочки, рожки, флейты – самые близкие к звукам природы музыкальные инструменты. В связи с этим существует гипотеза, что, звуки этих инструментов являются самыми лечебными;
Гитара, скрипка, виолончель, арфа, альт (т.е. струнные) – лучшие инструменты для «сердечников» (действуют преимущественно на сердечнососудистую систему, а также на тонкий кишечник). Ученые придерживаются мнения, что медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление.
Музыка и дети. Влияние музыки на развитие плода. В начале XX века ученые могли, благодаря технологиям, уже и видеть, что классическая музыка и колыбельные являлись целительными средствами в первую очередь для детей. Для обоснования музыкальной терапии, первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, были ещё не родившиеся или родившиеся преждевременно дети. Что же показали исследования?
Врачи придерживаются мнения, что классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармонической музыки ребенок еще в лоне матери развивается гармонично, и не только физически. Исследования врачей доказали, что уже на пятом месяце беременности ребенок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему нравиться или нет. И, через нейроэндокринную систему матери музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника.
Также доказано, что малыши узнают, активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они «слышали» до рождения, будучи в утробе матери. В процессе формирования ребенка уже можно косвенно влиять на интеллект, творческие и музыкальные способности малыша, стимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.
Исследования позволили сделать вывод, что слуховые системы начинают действовать в мозгу плода с 26 недели беременности. Он воспринимает, прежде всего, звучание организма матери, внешние звуки напрямую в утробе не слышны, ребенок защищен от них материнским телом. Спокойные звуки замедляют сердцебиение – как мелодичная, плавная музыка. Громкие ритмичные звуки, напротив, заставляют сердце биться сильнее и чаще. Ещё будучи беременной, мать в какой-то степени развивает у своего ребенка ассоциативное мышление: быстрая музыка связана с кормлением, медленная – со сном и т.п. Дети матерей, которые на 28 – 36 неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память.
Но когда малыш родится, то при прослушивании музыкальных произведений нужно соблюдать несколько простых правил. Музыкальный центр располагается на расстоянии не менее одного метра от кроватки или манежа ребенка, а звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи. Ни в коем случае не стоит надевать наушники на новорожденных. Необходимо помнить: то хорошо, что хорошо в меру!
Также родителям не стоит забывать, что в их распоряжении всегда есть уникальный инструмент – голос. Пойте! Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания. Это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными в дальнейшем. Сон от воздействия колыбельных мелодий особенно крепкий и глубокий.
Немалый интерес представляют также исследования, где участвовали новорожденные младенцы. Как правило, если ребенок страдал от кислородной недостаточности в период перинатального развития, вне зависимости от того, родился ли он преждевременно или нет, деятельность ферментных клеток была занижена. После прослушивания классической музыки, деятельность детских ферментных клеток возрастала. Это показал цитохимический анализ. Также существует доказательство факта, что рок-музыка с резко выраженным ударным ритмом является крайне вредной для маленьких детей.
Какую музыку должны слушать дети? Беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом – Adagio (спокойно – темп, второй после самого медленного; 50-55 ударов в минуту), Andante (умеренно медленный темп; 80-100 ударов в минуту).
А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе Allegro moderato (умеренно скоро, 110-126 ударов в минуту) и Allegro (скоро, весело; 120-140 ударов в минуту).
Наблюдения показали, что мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную или Рождественские церковные песнопения на немецком языке.
Врачи пришли к выводу, что процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. При этом ни в коем случае не стоит надевать на ребенка наушники – уши человека приспособлены к рассеянному звуку по природе. Не вполне развитый мозг ребенка может получить слуховую травму в результате прямого звука. Музыкальная терапия противопоказана:
1. Детям с предрасположенностью к судорогам;
2. Детям с тяжелым состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма;
3. Детям, страдающим от отита;
4. Детям, у которых резко повышается внутричерепное давление.
Большое количество медицинских исследований подтверждает положительное воздействие музыки на функции дыхания и кровообращения детского организма, на уровень иммунных процессов, взаимодействие полушарий мозга, умственную работоспособность, развитие речи, вычислительные навыки. Доказано, что в результате музыкального воздействия улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы. В среде дошкольников облегчается усвоение информации. Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок. Особенно если учесть ослабленное внимание дошкольников, их быструю усталость.
Однако родителям христианам, которые посвятили своих детей Богу, стоит помнить, что нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям. Именно возраст до семи лет является периодом становления личности ребенка и его характера; периодом, когда закладывается интеллектуальная и духовная база. И очень важно проверять, с какой информацией (в том числе и с музыкальной) соприкасается ребёнок. Потому что не вся музыка, которая кажется спокойной, является благотворной всесторонне. Тем более что дети весьма чутки к содержанию музыкальных композиций. Ребёнку доступно почувствовать не только музыкальное настроение, но и, вопреки мнению взрослых, идею произведения.