Степень и интенсивность влияния музыки на человека

Многие ученые согласны в том, что эстетическая эмоция (эмоция, вызванная посредством музыкального и др. искусства) не вызывает немедленного действия, в отличие от эмоции, вызванной реальными жизненными обстоятельствами. Музыка побуждает нас к чему–то, действует на нас, но самым неопределенным образом, таким, который непосредственно не связан ни с какой конкретной реакцией, движением, поступком. Действие музыки сказывается неизмеримо тоньше, сложнее. Музыка, являясь невербальным искусством, воспринимается больше на уровне интуиции.

На восприятие музыки оказывают значительное влияние индивидуально–личностные характеристики слушателя. Такими могут являться: психическое и эмоциональное состояние, степень новизны музыкального стиля для слушателя, индивидуальные предпочтения, степень музыкальной грамотности.

Музыка способна вызывать в человеке очень глубокие и сложные чувственные переживания, выходящие за рамки простого настроения, эмоционального фона и базовых эмоций.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Перед тем, как перейти к данному разделу статьи, считаем необходимым сделать на основании Писания несколько направляющих заметок, которые прольют свет на поставленный вопрос. В настоящее музыкотерапия время весьма популярна в рядах даже традиционной (!) медицины, и согласно международному словарю «всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни».

В христианском служении музыка занимает весомое место. На страницах Писания даётся прямая оценка музыке и обозначается её роль и назначение, как в рамках служения, так и в повседневной жизни. Хорошо известно, что главная задача музыкального служения – назидать и приближать к Богу. Многие факты научного порядка, приведенные ниже, имеют своё действие и в нашей обыденной жизни. Но нам, христианам, никак не стоит видеть в музыке своего рода «анальгетик», средство ухода от сложной реальности. Сам Господь-Пастырь ведет нас к водам тихим, нам оставлен Дух-Утешитель. На страницах Писания неоднократно отмечается благотворно воздействие христианской музыки на дух и душу человека. Но нигде не сказано, что её предназначение – «лечить» душу и тело слушателя, услаждать чувствования и эмоции. Использование христианской музыки в прикладных целях (как фон в дороге или в процессе работы, для отдыха и успокоения), без проникновения в содержание и сопереживания автору текста и музыки, умаляет, а порой и обесценивает её духовную глубину. С такой целью, как правило, широкими массами используется лёгкая музыка.

Что немаловажно, классика, которая сегодня широко используется в целях музыкотерапии, никогда не создавалась для этого. Уже современные исследования выявили, что эстрада в основе своей влияет негативно, тогда как классика на её фоне – благотворна. Но никакое классическое произведение, даже самое спокойное и гармоничное, не способно полноценно утешить человека. Музыка лишь временно заглушает боль. Ни одно произведение, пусть и «высокое», описывающее идеальный образ человека или образ природы, не способно изменить человека. Яркая фраза «искусство облагораживает человека» – всего лишь эфемерная мечта разлагающегося мира. Даже программное произведение с доброй идеей лишь побуждает слушателя измениться, но не даёт для этого сил (аналогичен эффект литературных произведений Л.Толстого, Ф. Достоевского и т.п.).

Что касается воздействия музыки, то для христиан здесь всё должно быть предельно ясно: ничто мирское не сравниться с действием христианских гимнов и песнопений. Даже самые гармоничные и сбалансированные произведения венских классиков, как и любые другие, действуют кратковременно и односторонне. Благотворно воздействуя на организм, они при этом не способны вести к совершенству все стороны души (действуя на чувства, не вполне достигают разума или наоборот, обращаясь к разуму, они могут быть неприятны уже на эмоциональном уровне). Классические произведения, в большинстве своём, не разрушая человеческий дух (известны и исключения), в то же время не приносят никакой пользы душе, и уж тем более, духу. А первостепенная, напомним, задача музыки, согласно Писанию – назидать духовного человека.

Для христиан несомненным фактом является негативное воздействие современной эстрадной музыки (что доказано и светскими исследователями) не только на организм или психику, но и на все составляющие человеческого естества. Однако не стоит наивно полагать, что вся академическая музыка, которая классифицируется также как «классическая», автоматически становится благотворной для физиологии или психики слушателя. Крайне осторожно стоит относиться даже к славянской народной или до-романтической (т.е. классической буквально) профессиональной музыке в целях музыкотерапии.

Не обладая полными скрупулёзными знаниями (с одной стороны – о произведении, его авторе, идее и цели создания; с другой стороны – знаниями медицинского характера), можно подвергнуться опасности соприкоснуться с музыкой, которая при внешней красоте, очаровании и умиротворенности будет выражать даже оккультные идеи. Здесь в качестве примера можно привести «безобидные» славянские фольклорные напевы, которые используются в языческих сектах; симфонические произведения некоторых классиков, как Шуман, Брамс, Брукнер, Вагнер и другие. Отдельно стоит отметить весьма актуальную сегодня (а соответственно, и особо опасную) медитативную музыку, как пассивно-обволакивающую типа Нью-Эйдж и эмбиент, так и более ритмичную – техно, транс или этно-электроника. Последняя группа (медитативная), особенно привлекательная для слушателя, в то же время берёт своё начало от восточных религий буддистского и индуистского толка, и непосредственно обусловлена их оккультно-практическими ритуалами.

Только музыка, которая звучит во славу Бога, под действием Святого Духа, исцеляет как духовные раны, так и душевные. Только хвала, направленная к престолу благодати, возвращается во сто крат, назидая и укрепляя многие дни. Вне всякого сомнения, истинно христианская музыка, даже самая безыскусная (но при этом благоговейная), действует всесторонне, являясь бальзамом, как для духа, так и для души и тела.

* * *

Вопрос взаимодействия человека и музыки всегда волновал человеческий ум. Ещё античные умы пытались изучить музыку с точки зрения физики, как результат колебания струн. Но именно арабские ученые середины Средневековья (IX–XI века) внесли в эту область значительный вклад.

Особое место занимает Абу Али ибн Сина (980 – 1037). Философ, врач, психолог, политический деятель, писатель и, наконец, музыкант – вот приблизительный список направлений деятельности «таджикского Леонардо да Винчи». В Европе он был более известен как врач – его капитальный труд «Канон врачебной науки», представляющий собой свод знаний о медицине того времени, на многие столетия стал настольной книгой европейских медиков. Уже в XII веке этот пятитомный труд был переведен на латынь.

Будучи врачом, Абу ибн Сина направлял свои поиски в сторону практической деятельности. Ибн Сина, считавший, что «естество послушно внушениям души», лечить душу он предлагал музыкой. Музыка в его трудах предстает в нескольких аспектах: теоретическом, эстетическом, психоло-гическом, медицинском. Собранные вместе, эти аспекты образуют целостную систему, направленную на воспитание гармоничного человека.

Вопрос о соотношении души и тела является одним из центральных в исследованиях Ибн Сина. Ученый утверждал идею их гармонии и взаимодополнения, где тело, по его мнению, – жилище души и орудие для её деятельности. Следовательно, для развития гармоничного человека необходимо двустороннее воспитание: физические упражнения для здоровья организма, а музыка и другие виды искусства – для здоровья духовного.

Более того, как врач, Ибн Сина считал, что музыка может обладать лечебным эффектом и что «лучшим упражнением для всестороннего развития человека и сохранения его здоровья является пение и музыкальное исполнительство вообще». То есть «музыкальная терапия», по мнению Ибн Сина, – процесс, предполагающий не только пассивное слушание музыки и звуков вообще, но и активное участие в её исполнении.

К тем же выводам приходят современные врачи, психологи и педагоги. Так, Т. Юдовина-Гальперина – педагог и автор уникальной методики развития детей с раннего возраста, считает, что «игра на рояле – это стимуляция областей мозга именно через мануальные навыки».

Физик Гордон Шоу из Калифорнийского университета объясняет эффект формирования пространственно-временных связей у детей тем, что «при игре на рояле наглядно ощущается взаимодействие пространства и времени». Когда последовательность «палец-клавиша» порождает мелодию, нейросвязи между движением (клавиш) и звуками (мелодия) укрепляются».

Что касается «пассивной музыкотерапии», то есть воздействия, осуществляемого через слух, то здесь Ибн Сима сосредоточился на роли ритма в диагностике заболеваний. Учёный сопоставляет человеческий пульс с музыкальным метром и ритмом: «Тебе должно знать, что у пульса существует некое музыкальное естество. Как искусство музыки совершенно благодаря сочетанию звуков в известном соотношении ритма и промежутков времени, разделяющих звуки, таково и качество ударов человеческого пульса. Так же, как темп и ритм звуков бывают согласные, а бывают и несогласные, так и неровности пульса бывают упорядоченные, а бывают и неупорядоченные».

Ученый полагал, что музыке, как и пульсу, должна быть присуща соразмерность, которая включает в себя такие моменты, как упорядоченность, пропорциональность, мера. Он полагал, что соразмерность в музыке раскрывает одно из качеств, составляющих гармоничность.

Далее Ибн Сина излагает принципы диагностики по пульсу: «Мы говорим: пульс бывает либо хорошего размера, либо дурного размера. Разновидностей пульса дурного размера – три. Одна из них – это пульс, присущий не возрасту исследуемого, а возрасту смежному; так, у детей бывает размер пульса юношей. Вторая разновидность – это пульс отдаленного по возрасту размера, как например, когда у детей размер пульса стариков, и третья – пульс, выходящий из размера, то есть пульс, непохожий по своему размеру на пульс какого бы то ни было возраста. Выход пульса из размера часто указывает на значительное расстройство здоровья». ...Не потому ли расстроилось состояние здоровья человечества, что пульс его музыки вышел из размера, пренебрег мерой?

Идея Ибн Сины о связи пульса и музыкального метра была впоследствии подхвачена многими врачами и учеными. Один из них – известный французский врач Рене Лаэннек, прославившийся введением в медицинскую практику метода аускультации. Он один из первых пытался изобразить шумы в сосудах по аналогии с запись звуков посредством нот (своего рода средневековая электрокардиограмма).

Опытный врач, по мнению Ибн Сины, может уловить изменения частоты пульса на половину, одну треть и. т. д. При условии, что врач будет также и музыкантом. Сегодня многие исследователи приходят к аналогичному выводу о том, что ритм – это наиболее сильнодействующее музыкальное средство. В итоге музыкотерапия, становится одним из прогрессивных направлений современной медицины. Многие люди, вместо того, чтобы искать истинный покой для своей души, покой, дарованный Богом, пытаются хотя бы временно забыться, приглушить терзания своего сердца звучанием приятной, но пассивной и малоразвитой музыки.

Музыкотерапия – одно из наиболее мало исследованных в настоящее время направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами организма или всем организмом человека в целом. Музыкотерапия (с греч. «лечение музыкой») была официально признана в Европе в XIX веке, когда её стали использовать в своей практике многие врачи. Уже тогда было установлено, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век.

В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Аналогично музыкальные звуковые волны действуют на все живые организмы. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Статья №3 свидетельствует о том, насколько благотворно воздействие на любой живой организм упорядоченных, резонирующих между собой звуковых волн (в результате чего усиливается их колебание). Под воздействием классической музыки улучшается рост растений, даже удой молока у коров. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; в ходе эксперимента акулы, услышав классические произведения, собирались со всего океанского побережья; растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Благотворно она влияет на плод у беременных женщин. То же можно сказать и о народной музыке.

Влияние классической музыки на основные функции всего организма благотворно потому, что она в основном написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту). Это происходит и под воздействием духовной христианской академической музыки, начиная от Баха.

Но нельзя к таким положительным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна, – ведь она описывает человека. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. Настроение, с каким писал композитор данное произведение, цель его создания, факторы, вдохновившие творческий процесс – всё это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения. Естественно, что каждое последующее музыкальное направление (от барокко и классицизма до романтизма, импрессионизма и т.п.) по мере его приближения к настоящему времени всё более подвержено болезненным реакциям на стрессовые и негативные явления действительности.

Однако в настоящее время классика практически потеряла свою актуальность для молодого поколения. Не случайно её относят в категорию элитарной – музыка, которую понимают лишь единицы. Современные звуки музыки уже не те, что были раньше. Как бы это печально ни звучало, большинство жанров, которые создаются сейчас, отрицательно влияют на организм человека и других живых существ.

Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Под звуки современной музыки коровы отказываются есть и двигаться, растения быстрее вянут, а человек, зная об этих фактах, продолжает заполнять свое жизненное пространство хаотическими вибрациями.

С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс (буквально: «евротанец», в русском иногда называется просто дэнс – направление европейской электронной танцевальной музыки, появившегося в конце 1980-х годов). Вскоре электронная музыка, которая дала новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более, получила широкое развитие. Но известно, что организм человека не рассчитан жить в этих ритмах. За подобный прогресс молодёжь платит серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Уже известно, что мозг, получая через органы слуха аудиоинформацию, анализирует её, сравнивая со своими ритмами. Известно, что у каждого человека ритмы протекают со своей частотой, и именно поэтому различны вкусы к музыке. Но есть и общие показатели, которые находятся в зависимости от возрастных показателей.

Под старость функционирование процессов в головном мозге замедляется, и человек медленнее воспринимает быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию. Тогда как молодежь с успехом воспринимает музыкальную информацию любого рода; в их случае эта информация обрабатывается вполне эффективно и нередко отлаживается не только на уровне сознания, но и на уровне подсознания. Таким образом, именно молодым людям следует понимать, что музыкальные предпочтения крайне важны и играют существенную роль в формировании как личностных характеристик, так и физиологических, – а всё это потому, что музыка действует, безусловно, и всесторонне.

Наши рекомендации