Роль музыкального ритма в процессе формирования эмоций.

Выражение эмоций в музыкальном искусстве. Роль эмоций в процессе влияния музыки на человека.

Нужно признать особую роль эмоционального начала, которое является непременной стороной содержания музыкального произведения и непременной стороной его воздействия. Стоит уточнить, что на эмоции музыка воздействует в первую очередь, так же как и на эмоциональное начало в музыке человек реагирует быстрее, чем на идейно-содержательное.

В искусстве жизненное содержание невозможно выразить внеэмоциональным путем. Здесь выражение эмоции (посредством речи, пения, изображения и пр.) может быть адресовано другому лицу, однако это делается без цели возбудить в нём подобную эмоцию. Человек, выражающий эмоцию, напротив, относится к себе и к своей аудитории совершенно одинаково: он разъясняет свои эмоции для аудитории, но, то же самое он делает и для самого себя. Из этого следует, что выражение эмоции просто как выражение не адресуется ни к какой конкретной аудитории. Оно адресуется, прежде всего, к самому говорящему, а затем уже ко всякому слушателю.

Выражение эмоции не то же самое, что её описание. Слова, в которых выражается злоба, могут вообще не содержать никакой ссылки на злобу как таковую. Подлинный поэт в те моменты, когда он создает подлинную поэзию, никогда не упоминает названия эмоций, которые берется выражать. Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах:

1) внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки;

2) восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир.

Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается. Конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.

Музыкальное переживание трактуется Б.М.Тепловым как осмысленное, содержательное переживание, когда слушатель понимает музыкальный язык и содержание самого произведения. Музыкальные переживания отличаются тем, что постигают «значения» не путем интеллектуального обобщения (разума), а посредством эмоционального познания. Таким образом, в процессе восприятия музыки первоначальным является восприятие эмоциональное, затем осмысление, т.е. разумное. В процессе творчества всё чаще происходит наоборот: после поиска идеи происходит её эмоциональное «наполнение» (как и в реальной жизни, где информация сначала принимается через какой-либо орган чувств, затем осмысление сопровождается эмоциональной реакцией – разумеется, всё это происходит за очень короткий промежуток времени).

Восприятие времени в музыке

Согласно одному из общепсихологических законов восприятия времени, время заполненное событиями, кажется коротким в переживании, длинными – в воспоминании, незаполненное наоборот. То есть оценка времени зависит от его заполненности событиями, определенным содержанием. Чем больше событий, явлений, действий человек воспринимает и производит в единицу времени, тем быстрее оно течет в настоящем, тем меньше возможности человека обращать внимание на его течение. Если время, даже непродолжительное, было заполнено интенсивной деятельностью, человек оценивает его с позиции «свершившегося» как более длительное по сравнению с тем же интервалом в прошлом, который был ничем не заполнен.

Другой закон оценки времени проявляется в том, что оценка времени связана с эмоциональной окрашенностью воспринимаемых событий. Время, заполненное положительными эмоциями, нам кажется короче, время, заполненное отрицательными эмоциями, длиннее. Так, режущая слух какофония, музыка, не соответствующая нашему психическому состоянию, наконец, не нравящаяся нам интерпретация вызывает часто отрицательные эмоции – мы ждем, с нетерпением окончания звучания, время тянется мучительно долго.

Напротив, если музыка связана с приятными ассоциациями, воспоминаниями, чувствами, процесс музыкального переживания летит быстро и незаметно. Композитор в некоторой степени способен влиять, с помощью средств музыкальной выразительности, на эффект, оказываемый музыкой на слушателя, закладывая в музыкальное произведение определённые чувства и эмоции.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Перед тем, как перейти к данному разделу статьи, считаем необходимым сделать на основании Писания несколько направляющих заметок, которые прольют свет на поставленный вопрос. В настоящее музыкотерапия время весьма популярна в рядах даже традиционной (!) медицины, и согласно международному словарю «всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни».

В христианском служении музыка занимает весомое место. На страницах Писания даётся прямая оценка музыке и обозначается её роль и назначение, как в рамках служения, так и в повседневной жизни. Хорошо известно, что главная задача музыкального служения – назидать и приближать к Богу. Многие факты научного порядка, приведенные ниже, имеют своё действие и в нашей обыденной жизни. Но нам, христианам, никак не стоит видеть в музыке своего рода «анальгетик», средство ухода от сложной реальности. Сам Господь-Пастырь ведет нас к водам тихим, нам оставлен Дух-Утешитель. На страницах Писания неоднократно отмечается благотворно воздействие христианской музыки на дух и душу человека. Но нигде не сказано, что её предназначение – «лечить» душу и тело слушателя, услаждать чувствования и эмоции. Использование христианской музыки в прикладных целях (как фон в дороге или в процессе работы, для отдыха и успокоения), без проникновения в содержание и сопереживания автору текста и музыки, умаляет, а порой и обесценивает её духовную глубину. С такой целью, как правило, широкими массами используется лёгкая музыка.

Что немаловажно, классика, которая сегодня широко используется в целях музыкотерапии, никогда не создавалась для этого. Уже современные исследования выявили, что эстрада в основе своей влияет негативно, тогда как классика на её фоне – благотворна. Но никакое классическое произведение, даже самое спокойное и гармоничное, не способно полноценно утешить человека. Музыка лишь временно заглушает боль. Ни одно произведение, пусть и «высокое», описывающее идеальный образ человека или образ природы, не способно изменить человека. Яркая фраза «искусство облагораживает человека» – всего лишь эфемерная мечта разлагающегося мира. Даже программное произведение с доброй идеей лишь побуждает слушателя измениться, но не даёт для этого сил (аналогичен эффект литературных произведений Л.Толстого, Ф. Достоевского и т.п.).

Что касается воздействия музыки, то для христиан здесь всё должно быть предельно ясно: ничто мирское не сравниться с действием христианских гимнов и песнопений. Даже самые гармоничные и сбалансированные произведения венских классиков, как и любые другие, действуют кратковременно и односторонне. Благотворно воздействуя на организм, они при этом не способны вести к совершенству все стороны души (действуя на чувства, не вполне достигают разума или наоборот, обращаясь к разуму, они могут быть неприятны уже на эмоциональном уровне). Классические произведения, в большинстве своём, не разрушая человеческий дух (известны и исключения), в то же время не приносят никакой пользы душе, и уж тем более, духу. А первостепенная, напомним, задача музыки, согласно Писанию – назидать духовного человека.

Для христиан несомненным фактом является негативное воздействие современной эстрадной музыки (что доказано и светскими исследователями) не только на организм или психику, но и на все составляющие человеческого естества. Однако не стоит наивно полагать, что вся академическая музыка, которая классифицируется также как «классическая», автоматически становится благотворной для физиологии или психики слушателя. Крайне осторожно стоит относиться даже к славянской народной или до-романтической (т.е. классической буквально) профессиональной музыке в целях музыкотерапии.

Не обладая полными скрупулёзными знаниями (с одной стороны – о произведении, его авторе, идее и цели создания; с другой стороны – знаниями медицинского характера), можно подвергнуться опасности соприкоснуться с музыкой, которая при внешней красоте, очаровании и умиротворенности будет выражать даже оккультные идеи. Здесь в качестве примера можно привести «безобидные» славянские фольклорные напевы, которые используются в языческих сектах; симфонические произведения некоторых классиков, как Шуман, Брамс, Брукнер, Вагнер и другие. Отдельно стоит отметить весьма актуальную сегодня (а соответственно, и особо опасную) медитативную музыку, как пассивно-обволакивающую типа Нью-Эйдж и эмбиент, так и более ритмичную – техно, транс или этно-электроника. Последняя группа (медитативная), особенно привлекательная для слушателя, в то же время берёт своё начало от восточных религий буддистского и индуистского толка, и непосредственно обусловлена их оккультно-практическими ритуалами.

Только музыка, которая звучит во славу Бога, под действием Святого Духа, исцеляет как духовные раны, так и душевные. Только хвала, направленная к престолу благодати, возвращается во сто крат, назидая и укрепляя многие дни. Вне всякого сомнения, истинно христианская музыка, даже самая безыскусная (но при этом благоговейная), действует всесторонне, являясь бальзамом, как для духа, так и для души и тела.

* * *

Вопрос взаимодействия человека и музыки всегда волновал человеческий ум. Ещё античные умы пытались изучить музыку с точки зрения физики, как результат колебания струн. Но именно арабские ученые середины Средневековья (IX–XI века) внесли в эту область значительный вклад.

Особое место занимает Абу Али ибн Сина (980 – 1037). Философ, врач, психолог, политический деятель, писатель и, наконец, музыкант – вот приблизительный список направлений деятельности «таджикского Леонардо да Винчи». В Европе он был более известен как врач – его капитальный труд «Канон врачебной науки», представляющий собой свод знаний о медицине того времени, на многие столетия стал настольной книгой европейских медиков. Уже в XII веке этот пятитомный труд был переведен на латынь.

Будучи врачом, Абу ибн Сина направлял свои поиски в сторону практической деятельности. Ибн Сина, считавший, что «естество послушно внушениям души», лечить душу он предлагал музыкой. Музыка в его трудах предстает в нескольких аспектах: теоретическом, эстетическом, психоло-гическом, медицинском. Собранные вместе, эти аспекты образуют целостную систему, направленную на воспитание гармоничного человека.

Вопрос о соотношении души и тела является одним из центральных в исследованиях Ибн Сина. Ученый утверждал идею их гармонии и взаимодополнения, где тело, по его мнению, – жилище души и орудие для её деятельности. Следовательно, для развития гармоничного человека необходимо двустороннее воспитание: физические упражнения для здоровья организма, а музыка и другие виды искусства – для здоровья духовного.

Более того, как врач, Ибн Сина считал, что музыка может обладать лечебным эффектом и что «лучшим упражнением для всестороннего развития человека и сохранения его здоровья является пение и музыкальное исполнительство вообще». То есть «музыкальная терапия», по мнению Ибн Сина, – процесс, предполагающий не только пассивное слушание музыки и звуков вообще, но и активное участие в её исполнении.

К тем же выводам приходят современные врачи, психологи и педагоги. Так, Т. Юдовина-Гальперина – педагог и автор уникальной методики развития детей с раннего возраста, считает, что «игра на рояле – это стимуляция областей мозга именно через мануальные навыки».

Физик Гордон Шоу из Калифорнийского университета объясняет эффект формирования пространственно-временных связей у детей тем, что «при игре на рояле наглядно ощущается взаимодействие пространства и времени». Когда последовательность «палец-клавиша» порождает мелодию, нейросвязи между движением (клавиш) и звуками (мелодия) укрепляются».

Что касается «пассивной музыкотерапии», то есть воздействия, осуществляемого через слух, то здесь Ибн Сима сосредоточился на роли ритма в диагностике заболеваний. Учёный сопоставляет человеческий пульс с музыкальным метром и ритмом: «Тебе должно знать, что у пульса существует некое музыкальное естество. Как искусство музыки совершенно благодаря сочетанию звуков в известном соотношении ритма и промежутков времени, разделяющих звуки, таково и качество ударов человеческого пульса. Так же, как темп и ритм звуков бывают согласные, а бывают и несогласные, так и неровности пульса бывают упорядоченные, а бывают и неупорядоченные».

Ученый полагал, что музыке, как и пульсу, должна быть присуща соразмерность, которая включает в себя такие моменты, как упорядоченность, пропорциональность, мера. Он полагал, что соразмерность в музыке раскрывает одно из качеств, составляющих гармоничность.

Далее Ибн Сина излагает принципы диагностики по пульсу: «Мы говорим: пульс бывает либо хорошего размера, либо дурного размера. Разновидностей пульса дурного размера – три. Одна из них – это пульс, присущий не возрасту исследуемого, а возрасту смежному; так, у детей бывает размер пульса юношей. Вторая разновидность – это пульс отдаленного по возрасту размера, как например, когда у детей размер пульса стариков, и третья – пульс, выходящий из размера, то есть пульс, непохожий по своему размеру на пульс какого бы то ни было возраста. Выход пульса из размера часто указывает на значительное расстройство здоровья». ...Не потому ли расстроилось состояние здоровья человечества, что пульс его музыки вышел из размера, пренебрег мерой?

Идея Ибн Сины о связи пульса и музыкального метра была впоследствии подхвачена многими врачами и учеными. Один из них – известный французский врач Рене Лаэннек, прославившийся введением в медицинскую практику метода аускультации. Он один из первых пытался изобразить шумы в сосудах по аналогии с запись звуков посредством нот (своего рода средневековая электрокардиограмма).

Опытный врач, по мнению Ибн Сины, может уловить изменения частоты пульса на половину, одну треть и. т. д. При условии, что врач будет также и музыкантом. Сегодня многие исследователи приходят к аналогичному выводу о том, что ритм – это наиболее сильнодействующее музыкальное средство. В итоге музыкотерапия, становится одним из прогрессивных направлений современной медицины. Многие люди, вместо того, чтобы искать истинный покой для своей души, покой, дарованный Богом, пытаются хотя бы временно забыться, приглушить терзания своего сердца звучанием приятной, но пассивной и малоразвитой музыки.

Музыкотерапия – одно из наиболее мало исследованных в настоящее время направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами организма или всем организмом человека в целом. Музыкотерапия (с греч. «лечение музыкой») была официально признана в Европе в XIX веке, когда её стали использовать в своей практике многие врачи. Уже тогда было установлено, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век.

В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Аналогично музыкальные звуковые волны действуют на все живые организмы. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Статья №3 свидетельствует о том, насколько благотворно воздействие на любой живой организм упорядоченных, резонирующих между собой звуковых волн (в результате чего усиливается их колебание). Под воздействием классической музыки улучшается рост растений, даже удой молока у коров. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; в ходе эксперимента акулы, услышав классические произведения, собирались со всего океанского побережья; растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Благотворно она влияет на плод у беременных женщин. То же можно сказать и о народной музыке.

Влияние классической музыки на основные функции всего организма благотворно потому, что она в основном написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту). Это происходит и под воздействием духовной христианской академической музыки, начиная от Баха.

Но нельзя к таким положительным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна, – ведь она описывает человека. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. Настроение, с каким писал композитор данное произведение, цель его создания, факторы, вдохновившие творческий процесс – всё это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения. Естественно, что каждое последующее музыкальное направление (от барокко и классицизма до романтизма, импрессионизма и т.п.) по мере его приближения к настоящему времени всё более подвержено болезненным реакциям на стрессовые и негативные явления действительности.

Однако в настоящее время классика практически потеряла свою актуальность для молодого поколения. Не случайно её относят в категорию элитарной – музыка, которую понимают лишь единицы. Современные звуки музыки уже не те, что были раньше. Как бы это печально ни звучало, большинство жанров, которые создаются сейчас, отрицательно влияют на организм человека и других живых существ.

Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Под звуки современной музыки коровы отказываются есть и двигаться, растения быстрее вянут, а человек, зная об этих фактах, продолжает заполнять свое жизненное пространство хаотическими вибрациями.

С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс (буквально: «евротанец», в русском иногда называется просто дэнс – направление европейской электронной танцевальной музыки, появившегося в конце 1980-х годов). Вскоре электронная музыка, которая дала новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более, получила широкое развитие. Но известно, что организм человека не рассчитан жить в этих ритмах. За подобный прогресс молодёжь платит серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Уже известно, что мозг, получая через органы слуха аудиоинформацию, анализирует её, сравнивая со своими ритмами. Известно, что у каждого человека ритмы протекают со своей частотой, и именно поэтому различны вкусы к музыке. Но есть и общие показатели, которые находятся в зависимости от возрастных показателей.

Под старость функционирование процессов в головном мозге замедляется, и человек медленнее воспринимает быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию. Тогда как молодежь с успехом воспринимает музыкальную информацию любого рода; в их случае эта информация обрабатывается вполне эффективно и нередко отлаживается не только на уровне сознания, но и на уровне подсознания. Таким образом, именно молодым людям следует понимать, что музыкальные предпочтения крайне важны и играют существенную роль в формировании как личностных характеристик, так и физиологических, – а всё это потому, что музыка действует, безусловно, и всесторонне.

Роль музыкального ритма в процессе формирования эмоций.

В результате одного из проведённых данными учёными эксперимента, было установлено, что ритм сердечной деятельности существенно меняется в зависимости от характера прослушиваемого произведения (подробнее в статье №5). «Это изменение состояло в том, что в каждом отдельном случае электрокардиограмма испытуемого фиксировала некоторую доминирующую частоту сердечной активности, возникающей под влиянием прослушиваемой музыки. Сердце, несомненно, является весьма чувствительным индикатором эмоционального состояния индивида, так как, находясь под непрерывным контролем центральной нервной системы, оно, по существу, отражает в своём поведении процессы, происходящие в мозге».

Уже известно, что музыкальные ритмы способны влиять на природные биоритмы человека, такие как: ритм движений, сна и бодрствования, ритм дыхания, ритм сердечных сокращений, ритм ходьбы и другие. Рассмотрим более подробно взаимодействие музыкальных ритмов с биоритмами, присущими нашему мозгу. Четыре основных биоритма получают подробную характеристику в статье №2, здесь лишь напомним их основные параметры:

Дельта-ритм: 3-4 Гц (колебания в секунду) – состояние глубокого сна; Альфа-ритм: 7-13 колебаний в секунду – покой во время бодрствования; Тэта-ритм: 4-7 Гц – сонливость, состояние покоя, и Бета-ритм: 13-40 Гц – на физиологическом уровне связан с активностью, бодрствованием, сосредоточенностью, познанием; на эмоциональном уровне с тревогой или возбуждением. В предыдущей статье не был рассмотрен ещё один ритм, который проявляет себя преимущественно в экстремальных ситуациях. Это Гамма-ритм: 40 Гц – сильная умственная активность, включая интенсивное восприятие, страх, осознание и решение проблемы.

Каждый биоритм представляет конкретное физиологическое состояние и связанное с ним эмоциональное состояние. Например, активность может быть связана с радостным возбуждением или тревожным ожиданием; сонливость – с покоем; сильная активность – со страхом.

Каждое музыкальное произведение, классическое или современное, также обладает своим собственным музыкальным ритмом. Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, как правило, не осознаётся рядовым слушателем, тем не менее, по данным многих исследований именно ритм оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние индивида в процессе музыкального переживания.

Другими словами, ритм музыки (представленный звуковыми колебаниями), больше чем мелодия или гармония, формирует эмоции, которые являются реакцией на состояние человеческого организма в момент прослушивания музыки. Путь возникновения эмоциональных переживаний берёт начало от состояния организма и только затем мозг выдает «оценку» этому состоянию. Именно поэтому явлению даётся определение как «психофизиологическое».

Сущность и характеристика эмоций.

Исходя из того, что ниже неоднократно будут упоминаться эмоции, целесообразным будет обращение к области психологии, где этому явлению даётся определение.

С точки зрения психологии основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Чувства– высший продукт культурно-эмоционального развития человека, самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека. Они достаточно развиты лишь у человека: у животных их нет. Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невозможна без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием (и то и другое имеет место в христианской жизни).

Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Эмоции в любых психических процессах являются первичными, начальным звеном. Это неподготовленная, искренняя реакция на происходящее вокруг, увиденное, услышанное, реакция по отношению к человеку. Эмоции зависят от случайных внешних факторов, и поэтому часто возникают спонтанно и нерегулярно.

В узком значении слова эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть отношение болельщиков на трибуне стадиона к футболу и спорту вообще, то это можно назвать, например, любовью к футболу. Но эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием удовольствия, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Эмоциональными переживаниями сопровождаются любые проявления активности человека, причем эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются. Повторяющиеся, связанные с чем-либо эмоции могут формировать чувства и отношение к событию, явлению или личности.

Следует понимать, что проявления эмоций – это как психологический, так и физиологический процесс одновременно. О тесной связи между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние обычно сопровождается многими физиологичес-кими изменениями организма. Если человек, например, радуется, выделяются определённые вещества, и наоборот, если грустный человек улыбается (даже если просто изображает радость), мозг перестраивается на это состояние. Происходит анализ состояния мышц лица – мимики, и человек испытывает это состояние практически как в реальности. Таким образом, если человек «принимает» музыкальное произведение, он принимает и эмоции этого произведения, будь они положительными или отрицательными.

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей. С ними стали связывать следующие положительные функции: эмоции могут побуждать и организовать мышление, направлять восприятие и регулировать действие. Эмоция руководит и мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло. Если ему что-то не нравиться, то он попытается этого избежать.

Немаловажна роль эмоции в мотивации поведения человека. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, которая побуждает к совершению действия. Если мы охвачены гневом, то не бросимся наутек, а если перепуганы, то вряд ли решимся на агрессию. Эмоция регулирует или вернее сказать, фильтрует наше восприятие.

Эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Люди, принадлежащие к разным культурам и этносам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от ощущений (голода, жажды и т.д.).

Наши рекомендации