Динамическое упражнение «Кто как ходит»
Педагог.
Кошка ходит по-кошачьи,
Пружинящий шаг.
Ходит крадучись она.
А собака по-собачьи
Ходьба с высоким подъемом колена.
Ходит, гордости полна.
По-утиному утенок
Чуть вразвалочку идет.
Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону.
По-козлиному козленок
Подскоки.
Скачет рожками вперед.
По-слоновьи ходит слон,
Ходьба, опираясь на ступни и ладони.
Тяжело ступает он.
По-гусиному — гусята
Ходьба в полуприседе.
Важно шествуют шажком.
А по улице ребята —
Бег с постепенным переходом на ходьбу.
Кто вприпрыжку, кто пешком. (В. Степанов)
Помощники сразу взялись за инструменты.
5. Динамическое упражнение «Пильщики»под песню О. Боромыковой (см. сб. «Коррекция речи и движения», с.5)
Дети встают парами.
Педагог.
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
И.п. — дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперед, другая назад. Двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров.
Лопнула и встала.
Опускают броском руки вниз.
Начинай сначала.
Меняются местами друг с другом на бегу.
Дети рассказывают потешку, сопровождая ее движениями
Хором.
Идет кузнец из кузницы.
Ходьба на месте.
Несет кузнец два молота.
Поднять с силой вверх сначала правую руку со сжатыми в кулак пальцами, потом левую.
Тук, тук, тук,
Три раза медленно ударить кулаком о кулак.
Да ударим разом вдруг.
(Русская народная потешка)
Быстро ударять кулаками друг о друга.
7. Ритмическая игра «Молоточки»(авторская разработка)
Хором.
Туки-ток, туки-ток! —
Ударять кулаком о кулак четвертями.
Так стучит молоток.
Туки-туки-туки-точки! —
Восьмыми стучать кулачками по бедрам.
Застучали молоточки.
Логопедическая гимнастика
Педагог.
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные в работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Язычку я лучший друг!» (Т. Буденная)
1) Упражнение «Автомат» (для выработки подъема языка, гибкости и подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т...» — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы и нижняя челюсть была неподвижна, чтобы звук «т» носил характер четкого удара, а не «хлюпал».
Педагог.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
(Т. Буденная)
2) Упражнение «Маляр» (для выработки движения языка вверх). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к нёбу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
9. Песня «Строим дом»М. Красева
10. Стихотворение «Гномы»Е. Карельской
Дети передают движениями содержание.
Педагог.
Динь-дон, динь-дон —
Гномы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают все кругом.
Мы к ним в гости придем
И подарки принесем.
На пол — мягкую дорожку,
Расстелив ее к порожку,
Две подушки на диван,
Меду липового жбан.
Мимическое упражнение «Подарки»
Дети передают мимикой, как гномы радуются подаркам и благодарят за них.
Массаж тела и лица
Педагог.
Спинка, спинка.
Закинуть руки за шею и помассировать спину.
Потолок.
Пальцами помассировать голову.
Электрический звонок.
Нажать указательным пальцем на кончик носа.
— Хозяин дома?
Указательными пальцами потереть крылья носа
— Дома!
— Гармонь готова?
Ладонями растереть уши.
— Готова!
— Можно поиграть?
Погладить шею.
— Да!
(Детская потешка)
Ладонями погладить грудь, живот, ноги.
Стали гномы с нами играть.
Игра-импровизация «Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за рядом ряд.
Всё, что гномик нам покажет,
Будем дружно повторять!»
Один ребенок-гномик движется внутри круга противоходом. С окончанием пения он показывает любые движения, а дети повторяют.
Педагог. Стали гномы куличи печь, а мы им помогать.
14. Массаж пальцев «Куличи»(см. занятие 20)
15. Песня «Испечем мы булочки»Б. Бартока (см. сб. «Уроки пения. 1—3 классы» Журавленко Н.,с. 51)
16. Пальчиковая игра «Угощение гномов»
Педагог.
Стали гномы гостей приглашать,
Сжимать и разжимать пальцы.
Стали гномы гостей угощать.
Каждому гостю досталось варенье —
Прижать подушечками друг к другу большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы.
Пальчики склеило то угощенье.
Плотно прижалась ладошка к ладошке,
С напряжением прижать ладони друг к другу.
Гости не могут взять даже ложки.
Занятие 22. «Кем быть?»
Оборудование: иллюстрации — шофер, дворник, охранник, сапожник, летчик, гимнаст, врач, почтальон, строитель, плотник, маляр, столяр, печник, повар, музыкант, прачка, огородник, птичница, художник; бубен; маска коршуна; запись танца «Макарена».
Ход занятия
Педагог.
У меня растут года.
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
(В. Маяковский)