Занятие 6. «Осенняя ярмарка»
(по мотивам стихотворения Н. Подлесовой «На веселой ярмарке»)
Оборудование: солнышко на палочке, муляжи — морковь, арбуз, помидор, подсолнух, огурец, капуста; маска мышки; мячик.
Ход занятия
Педагог. Вот и кончается золотая осень. Сейчас солнышки часто прячется от дождика.
1. Массаж спины «Дождик»(см. занятие 5)
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»
Педагог.
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе вовсю засияло.
Поморгать глазками.
Продавало солнышко на веселой ярмарке
Платья разноцветные, яркие-преяркие.
Приходил на ярмарку веселый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.
Динамические упражнения
Плавно идет капуста.
Шаг с носочка.
Важно шагает помидор.
Шаг на всей стопе.
Осторожно идет редиска.
Ходьба на носках.
Легко бежит горошек.
Легкий бег на носках.
Не спеша, вышагивает редька.
Ходьба на пятках.
Вприскачку спешит морковка.
Подскоки.
Маршируют молодцы-огурцы.
Шаг марша.
Модницы-морковки
Взяли по обновке.
4. Массаж носа «Морковь»(авторская разработка)
Педагог (или хором).
Вот-вот-вот —
Потереть большими пальцами указательные.
Морковки водят хоровод.
Ава-ава-ава —
Веселая забава.
Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.
Овь-овь-овь —
Вкусная морковь.
И в полоску блузы
Выбрали арбузы.
Мимическое упражнение «Арбуз»
Дети передают мяч-«арбуз» по кругу под слова:
Он зеленый, круглый, гладкий,
А внутри он – красный, сладкий. (В. Степанов)
После окончания слов ребенок, у которого оказался «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз — кислый или сладкий.
Педагог.
Примерял помидор
Красную рубашку.
6. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор»(по М. Лазареву)
И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе — плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3—4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.
7. Динамическое упражнение «Помидоры»(на координацию слова с движением, речевого дыхания)
Хором.
В огороде за забором
Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперед, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением «в струнку».
Поспевают помидоры,
Руки в бока, грудь и живот немного вперед («напыжиться»); концы пальцев обеих рук соединить, образовав «шарик».
Держатся за колышки,
Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты.
Греются на солнышке.
Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнцу; руки поднять вверх, слегка развести, потянуться к солнышку.
А подсолнух купил Желтую фуражку.
8. Динамические упражнения «Подсолнух»(для мышц шеи) Педагог.
В огороде на дорожке,
Рисовать подбородком полукруг.
Под моим окошком,
Расцвело сегодня солнце
Рисовать подбородком круг.
На высокой ножке.
Прибегали позже всех
Огурцы-братишки,
Выбирали себе
Майки да трусишки.
Русская народная игра «Огуречик»
Выбирается «мышка». Она сидит в своей норке. Дети-огурцы подходят к ней и, грозя пальчиком, говорят:
Хором.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
После окончания чтения потешки «мышка» догоняет ребят.
Педагог.
А капуста, просто смех,
Накупила больше всех.
И повез покупки ей
На тележке муравей.
Пальчиковая игра «Капуста»
Хором.
Мы капусту режем, режем,
Движения прямыми ладошками вверх-вниз.
Мы морковку трем, трем,
Потереть кулачок о кулачок.
Мы капусту солим, солим,
Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.
Огородная семейка,
В танец, в танец поскорей-ка.
11. Хоровод «Огородная-хороводная»(см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 15)
12. Упражнение на релаксацию
Педагог. Устали овощи, сели отдыхать.
Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
Обмахивать лицо ладошками.
Морковка: «Эх! Эх!»
Хлопать по коленям.
Горох: «О-хо-хох!»
Легко ударять пальчиками по коленям.
Огурец: «Ух! Ух!»
Хлопать в ладоши.
Занятие 7. «Сундучок осени»
Оборудование: венок Осени; сундучок с осенними подарками — бочонком меда, капустой, морковкой, веточка с ягодами рябины, цветные платочки для каждого ребенка, яблоко, барабан, гриб, грецкие орехи для каждого ребенка (или шарики для пинг-понга); игрушки — медведь, заяц, лиса, ежик, волк, белка.
Ход занятия
Педагог надевает на голову осенний венок и превращается в Осень.
Педагог.
По дороге золоченой
Осень щедрая идет.
Убранный листами клена
Сундучок она несет.
Сундучок с ее приданым
Полон солнечных даров:
Много тут брусники рдяной,
Спелых яблок и грибов.
(Пальчинскайте)
1. Хоровод «Здравствуй, осень!»Е. Тиличеевой (см. сб. «Развлечения в детском саду», с. 111)
2. Массаж спины «Дождь»(см. занятие 5)
Педагог.
По дороге золоченой
Осень в гости к нам пришла,
И зверятам, и ребятам —
Всем подарки принесла.
Поднять руки вверх, кисти опущены.
Яблоки на веточках висели и скучали.
Покачать опущенными кистями.
Девочки и мальчики ветки раскачали.
Покачать поднятыми вверх руками.
Яблочки о землю громко застучали.
Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.
Первым к Осени подошел Мишка. Интересно, что она достанет для Мишутки из своего сундучка?
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Вкусное варенье» (см. занятие 4).
Педагог.
Мишка любит сладкий мед,
Мишка мед у пчел берет.
Тем еще он знаменит,
Что зимою крепко спит.
(Р. Рамазанов)
2) Упражнение «Блинчик» (см. занятие 5).
Педагог.
Язык блином ты положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
(Т. Буденная)
Понес Мишка угощение своим медвежатам.
4. Динамические упражнения «Медвежата»(движения детей соответствуют тексту)
Педагог.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так. _________________
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так и вот так
Они из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали:
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали.
Вот по дорожке бежит Зайчишка. Увидал Заяц Осень, стал ей рассказывать о своем житье-бытье.
Зайку все хотят поймать,
Зайке нужно убегать!
Только не боится он —
Он по бегу чемпион!
(Р. Рамазанов)
Дыхательные упражнения
Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произносят звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.
Педагог. Осень угостила Зайчонка овощами: сначала достала капусту, а потом морковку.
6. Мимическое упражнение «Капуста»
Педагог.
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Дети передают мимикой характер стихотворения: удивление, гордость.
— Как же быть без хруста,
Если я — капуста?
(В. Суслов)
7. Массаж носа «Морковь»(см. занятие 6)
Гимнастика для глаз
Музыкальный руководитель в руках с морковкой встает в одном углу зала, воспитатель с капустой — в противоположном. На слово «морковка» вверх поднимают морковь, дети смотрят на нее, затем вверх поднимают капусту, дети переводят взгляд на нее. Голова при этом не должна шевелиться.
Педагог. Подошла к Осени красавица-Лиса.
За рекой растаял дождик,
Высох мой нарядный мех...
Нарисуй меня, художник:
Я в лесу красивей всех!
(В. Степанов)
Осень достала из сундучка для Лисы ягоды рябины, чтобы она из них бусы красные сделала. А рябинки на опушке пустились в пляс.
9. «Танец рябинок» с платочками(по выбору)
Педагог. Кто же еще спешит к Осени?
Коротышка, слабый с виду,
Но себя не даст в обиду.
Лучше ты его не трожь,
В колкой шубе ходит... (еж).
Осень для ежика припасла яблоки и барабан.