Мимическое упражнение «Крапива»

Педагог.

В огороде сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я.

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

Дети мимикой изображают разнообразие настроений сти­хотворения: грусть, сочувствие, доброжелательность, удивление, обиду.

Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в тиши припас,

Но мы их обрывать не будем —

Пускай цветут на радость людям.

(В. Шварц)

4. Динамическое упражнение(на координацию речи и движе­ния)

Хором.

Раз, два, три — выросли цветы.

Медленно вставать из положения сидя.

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Поднять вверх руки, потянуться.

Цветам тепло и хорошо!

Обмахивать лицо руками.

Педагог. На цветы прилетела пчела. Что она делает? Пра­вильно, пчела собирает сладкий цветочный сок.

5. Массаж лица «Пчела»(авторская разработка)

Педагог.

Ла-ла-ла —

На цветке сидит пчела.

Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам — 7 раз.

Ул-ул-ул —

Ветерок подул.

Провести пальцами по щекам сверху вниз — 7 раз.

Ала-ала-ала —

Пчелка крыльями махала.

Кулачками энергично провести по крыльям носа — 7 раз.

Ила-ила-ила —

Пчелка мед носила.

Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.

Колокольчики! Ромашки!

Незабудки! Васильки!

Босиком и без рубашки

Ходим мы, плетем венки.

6. Хоровод «Пошли дети в поле»Н.Бахутовой (см. сб. «Игры с
пением для детского сада», с. 59)

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

7. Гимнастика для глаз «Пчела— оса»

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках изображение пчелы на па­лочке, у второго педагога — осы. По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

Педагог.

В лес июльский загляни-ка:

Поспевает земляника.

Каждая полянка —

Скатерть-самобранка.

Какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей.) Мама свари­ла из этих ягод очень вкусное варенье: из земляники — ... (земля­ничное), из черники — ...(черничное), из малины— ... (малиновое).

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Подуй на варенье через трубочку» (для вы­работки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту. Следить, чтобы щеки не надувались.

2) Упражнение «Вкусное варенье» (см. занятие 4).

3) Упражнение «Блинчик» (для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состо­янии). Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положе­нии под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напря­жены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

4) Упражнение «Пирожок» (для укрепления мышц языка, раз­вития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка под­нимаются вверх, по средней продольной линии языка образует­ся впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались не­подвижными.

Педагог.

Попадаются в июле

Очень вкусные находки.

Это знают все кастрюли,

Банки, миски, сковородки.

5) Упражнение «Грибок» (см. занятие 2).
А помогает грибам вырасти дождик.

Массаж спины «Дождь»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют сле­дующие движения. Педагог.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

(Французская народная детская песенка)

Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.

Приходит август с урожаем

Ко всем, но только не к лентяям.

Кто проспит, тот вернется

С пустыми руками.

А кто рано проснется,

Тот — с боровиками.

10. Подвижная игра «Дети и волк» Г.Вихаревой (см. сб. Вихаревой Г.Ф. «Песенка, звени!», с. 13)

Педагог.

Вот красная рябина,

Вот желтые опята,

И в сентябре корзина

Полным-полна, ребята!

11. Исполняется «Танец рябинок» или «Танец грибов»(по выбору)

Педагог.

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой: —

Ты куда, листок, постой!

12. Пальчиковая игра «Осенние листья»(см. занятие 4)

Педагог.

Осенние листья желты и красны.

Простимся с корзинкой до новой весны.

Наши рекомендации