Мимическое упражнение «Крапива»
Педагог.
В огороде сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я.
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения: грусть, сочувствие, доброжелательность, удивление, обиду.
Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в тиши припас,
Но мы их обрывать не будем —
Пускай цветут на радость людям.
(В. Шварц)
4. Динамическое упражнение(на координацию речи и движения)
Хором.
Раз, два, три — выросли цветы.
Медленно вставать из положения сидя.
К солнцу потянулись высоко, высоко!
Поднять вверх руки, потянуться.
Цветам тепло и хорошо!
Обмахивать лицо руками.
Педагог. На цветы прилетела пчела. Что она делает? Правильно, пчела собирает сладкий цветочный сок.
5. Массаж лица «Пчела»(авторская разработка)
Педагог.
Ла-ла-ла —
На цветке сидит пчела.
Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам — 7 раз.
Ул-ул-ул —
Ветерок подул.
Провести пальцами по щекам сверху вниз — 7 раз.
Ала-ала-ала —
Пчелка крыльями махала.
Кулачками энергично провести по крыльям носа — 7 раз.
Ила-ила-ила —
Пчелка мед носила.
Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.
Колокольчики! Ромашки!
Незабудки! Васильки!
Босиком и без рубашки
Ходим мы, плетем венки.
6. Хоровод «Пошли дети в поле»Н.Бахутовой (см. сб. «Игры с
пением для детского сада», с. 59)
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
7. Гимнастика для глаз «Пчела— оса»
Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога — осы. По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
Педагог.
В лес июльский загляни-ка:
Поспевает земляника.
Каждая полянка —
Скатерть-самобранка.
Какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей.) Мама сварила из этих ягод очень вкусное варенье: из земляники — ... (земляничное), из черники — ...(черничное), из малины— ... (малиновое).
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту. Следить, чтобы щеки не надувались.
2) Упражнение «Вкусное варенье» (см. занятие 4).
3) Упражнение «Блинчик» (для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии). Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
4) Упражнение «Пирожок» (для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
Педагог.
Попадаются в июле
Очень вкусные находки.
Это знают все кастрюли,
Банки, миски, сковородки.
5) Упражнение «Грибок» (см. занятие 2).
А помогает грибам вырасти дождик.
Массаж спины «Дождь»
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения. Педагог.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
(Французская народная детская песенка)
Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.
Приходит август с урожаем
Ко всем, но только не к лентяям.
Кто проспит, тот вернется
С пустыми руками.
А кто рано проснется,
Тот — с боровиками.
10. Подвижная игра «Дети и волк» Г.Вихаревой (см. сб. Вихаревой Г.Ф. «Песенка, звени!», с. 13)
Педагог.
Вот красная рябина,
Вот желтые опята,
И в сентябре корзина
Полным-полна, ребята!
11. Исполняется «Танец рябинок» или «Танец грибов»(по выбору)
Педагог.
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой: —
Ты куда, листок, постой!
12. Пальчиковая игра «Осенние листья»(см. занятие 4)
Педагог.
Осенние листья желты и красны.
Простимся с корзинкой до новой весны.