Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Все музыкально-дидактическиеигры условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

2.2 Анализ сценарных планов музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма, то игры и пособия можно квалифицировать по этому основанию. Музыкально- дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предлагают наличие определенных правил игровых действий или сюжета. Музыкально- дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки).

Игры и пособия в процессе слушания способствуют узнаванию знакомых мелодий определению характера музыки смены настроений в определенных частях произведения, различению жанра, т.е. способствуют развитию ладового чувства. В процессе слушания музыки, дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Для этого использовались следующие игры: «Укрась мелодию», «Найди нужную иллюстрацию» по произведению К.Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»; «Вальс-

Шутка» Шостаковича (1 ч. – на колокольчиках, 2 ч. – на металлофончиках).

Для закрепления жанров в музыке можно использовать подвижные игры, в которых дети согласовывают движения с характером музыки: марш, танец, колыбельная; игра «Подбери нужную картинку». Игра «Кого встретил колобок»? – развивает чувство формы; игра «Нарисуй музыку» - на определение характера это игра детям дается сложно. Игра «Отгадай, что делает кукла»,«Солнышко и дождик»,«Найди игрушку»,«Музыкальный телефон», «Чудесный колпачок»,«Волшебный мешочек» - инструменты, а среди них игрушка,«Назови композитора»,«Оркестр» и т.д.

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Игры могут проводиться в процессе пения. Такие игры помогают научить детей петь выразительно. Для чистого интонирования использую такие игры: «Бубенчики», «Лесенка-чудесенка» - учатся определять звуки по высоте, «Музыкальное лото» -определи песню по вступлению – на закрепление знакомых песен. Игра «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички) – развивает умение различать звуки низкого, среднего и высокого регистра, а также «Где мои детки», «Кто пришёл в гости», «Угадай-ка», «Громкая, тихая музыка» и т.д.

Развитие чувства ритма, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предлагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Часто использую дидактические игры с выполнением творческих заданий. Использую музыкальные инструменты: «Кого завет музыка» (бубен, дудочка, металлофон и ложки). Игра «Прогулка», «Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм», «Девочки и мальчики», «Игра с бубном», а также игры из книги Ирины Каплуновой «Этот удивительный ритм» например «Игры с картинками», «Гусеница», «Божьи коровки» и т.д. Игры с пением на развитие ритма: «Я иду с цветами», «Часы», «Волк и козлята».

Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:

* Слуховое внимание детей стало более организованным;

* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию;

* Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.

В приложениях к данной работе подобраны сценарии музыкально-дидактических игр. Для проведения подобных музыкальных занятий необходимо помещение, оснащенное необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкально-сенсорных способностей.

В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступают наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Используются словесные пояснения, указания, вопросы к детям.

Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

Поэтому практическая часть должна происходить в два этапа:

· подготовительный

· основной.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

Подходящий образ для ведущего данных игр - образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будеть проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога - проявить интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Цель сценарного плана из приложения №1 следующая: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма. Данная музыкально-дидактическая игра ознакомит детей со звучанием и разнообразием музыкальных инструментов. Эта игра предназначена для подготовительного периода практической части. Также, детям необходимо доступно объяснить с помощью ударных инструментов. Приход гостей в сценическом образе будет способствовать эмоциональному подъему и активности дошкольников.

Цель сценарного плана № 2 совпадает с целью предыдущего сценарного плана, однако эта музыкально-дидактическая игра предназначена для основного этапа практической части, поэтому неподготовленным дошкольникам будет непросто участвовать в этом действии. Следовательно, эту игру стоит проводить с детьми уже ознакомленными с музыкальными основами.

В игре детям также даются следующие задания: определить ритм музыки, её настроение, выбрать музыкальный инструмент из имеющихся и попробовать «поучаствовать» в создании музыки.

Заключение

При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.

Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.

При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.

Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

Данные игры рекомендованы для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

4. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.

6. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

Каплунова И.М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

7. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.

8. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.

9. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

10. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.

11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

12. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно - методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.

Приложение №1

«К нам гости пришли»

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.

Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).

«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».

Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать, под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).

Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка - под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка - под звон колокольчиков.

Приложение №2

«Укрась музыку»

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.

В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.

Приложение №3

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»

- Лесенка – три ступеньки

- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,

музыкальные коробочки, молоточки.

- Киндеры с зерном внутри.

- Палочки.

- Настольные МДИ.

- Магнитофон.

- Кассеты и диски с записями детских песен.

- Книжки – песенки.

«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

« ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»

(Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры)

« ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»

(Большие карточки (25/15) с изображением взрослых животных :курицы, утки, гуся, птицы и несколько маленьких карточек (10/15) их детенышей + описание)

« ДОЖДИК ЛЬЕТ И КАПАЕТ»

(Палочки + картинка + описание)

« НАУЧИ ИГРУШКУ ТАНЦЕВАТЬ»

( Маленькая игрушка + описание)

« ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

( Ярко оформленный мешочек в котором находятся маленькие мягкие игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик и др.)

« КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»

(Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание)

« УСТАЛАЯ И РЕЗВАЯ ЛОШАДКА»

(Палочка + картинка + описание)

Приложение №4

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»

- Лесенка – три ступеньки

- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,

музыкальные коробочки, молоточки, любые звучащие инструменты.

- Киндеры с зерном внутри.

- Палочки.

- Настольные МДИ.

- Звучащие коробочки (спичечные коробочки с зерном внутри).

- Магнитофон.

- Набор кассет и дисков с записями детских песен.

- Книжки – песенки.

- Инструменты из бросового материала.

«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

« ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»

(Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры)

« УГАДАЙ - КА»

(4 – 6 больших карточек (20/10) каждая разделена на две части. На первой половине изображено взрослое животное (гусь, утка, корова, коза, собака, кошка), на второй их детеныши + фишки по две на каждую карточку + описание игры)

« КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»

(Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание)

« КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА»

(Фланелеграф + изображения на фланели: большой домик, девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание игры)

« ЗАЙЦЫ»

( Фланелеграф + изображение леса на фланели + изображение зайцев спящих, танцующих, играющих в барабан + описание игры)

« НАМ ИГРУШКИ ПРИНЕСЛИ»

(Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка) коробочка.)

« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)

Приложение №5

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»

- Лесенка – пять ступенек

- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен,

колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты,

детское пианино или его плоскостное изображение.

- Портрет композитора.

- Настольные МДИ.

- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.

- Магнитофон.

- Набор кассет и дисков с записями детских песен.

- Инструменты из бросового материала.

«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

« МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

(Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры)

« ЛЕСЕНКИ»

(Пятиступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры)

« ТРИ МЕДВЕДЯ»

(Карточки, на которых изображены три медведя из сказки + фишки + палочки)

« ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»

(Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры)

« ПРОГУЛКА»

(Палочки + карточки с изображением долгих и коротких звуков + описание игры)

« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)

«СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?»

(Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры)

Приложение №6

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»

- Лесенка – семь ступенек

- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен,

колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты,

детское пианино или его плоскостное изображение.

- Портрет композитора.

- Настольные МДИ.

- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.

- Магнитофон.

- Набор кассет и дисков с записями детских песен.

- Инструменты из бросового материала.

«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

« МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

(Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры)

« ЛЕСЕНКИ»

(Семи ступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры)

« ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»

(Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры)

« ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»

(Карточки с изображением лиц человека (солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка и т.д.) в трех настроениях – веселое, грустное, спокойное + запись музыкальных произведений соответствующих характеров)

« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)

«СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?»

(Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры)

«УЗНАЙ И СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»

(Мини – Фланелеграф + графическое изображение долгих и коротких звуков).

« ПЕСНЯ – ТАНЕЦ – МАРШ» (Карточки, разделенные на три части. В первой части ребенок поющий, во второй – танцующий, в третьей – марширующий. +кассета с музыкальной записью + описание игры

Приложение №7

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МДИ

В младшей группе

  I. Кв. II. Кв. III. Кв. IV. Кв.
ХАРАКТЕР МУЗЫКИ «Научи матрешек плясать»;        
«В лесу»;        
«Что делают зайцы»;        
«Солнышко и дождик».        
ЧУВСТВО РИТМА «Усталая и резвая лошадка»;        
«Дождик льет и капает»;        
«Спой имя»;        
«Прогулка»;        
«Кто идет?»        
«Мышки бегают».        
ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ «Птичка и птенчики»;        
«Где мои детки?»;        
«Кто в гости пришел?»;        
«Курица и цыплята»;        
«Кто в домике живет?»;        
«Угадай-ка».        
ДИНАМИКА «Тихие и громкие звоночки»        
«Веселые киндеры»        
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ «Музыкальное окошко»        
«Угадай на чем играю»        
«Кто это?»        
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО «Найди игрушку»;        
«Волшебный мешочек»;        
«Веселый телефон»;        
«Музыкальный волчок»;        
«Буратино»;        
«Веселые колпачки».        

Приложение №8

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МДИ

В средней группе

  I. Кв. II. Кв. III. Кв. IV. Кв.
ХАРАКТЕР МУЗЫКИ «Отгадай, что кукла делает» (марш-пляска-колыбельная) ;        
«Песня – игра – марш»;        
«Что делают зайцы»;        
«Солнышко и дождик».        
ЧУВСТВО РИТМА «Музыкальные молоточки»;        
«Весёлый паровоз»;        
«Весёлые подружки»;        
«Кто едет в поезде?»;        
«Кто как идет?».        
ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ «Птичка и птенчики»;        
«Барабан и треугольник»;        
«Три медведя»;        
«Куры»;        
«Качели»;        
«Ну-ка, угадай-ка».        
ДИНАМИКА «Тише – громче в бубен бей»        
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ «Узнай по голосу»;        
«День рождение Петрушки»;        
«Узнай инструмент»;        
«Колпачки».        
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО «До-ре-ми»        
«Подумай и назови»        
«Веселый телефон»;        
«Буратино»;        
«Веселые колпачки».            

Приложение №9

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МДИ

В старшей группе

  I. Кв. II. Кв. III. Кв. IV. Кв.
ХАРАКТЕР МУЗЫКИ «Узнай сказку» ;        
«Песня – танец – марш»;        
«Разные марши».        
ЧУВСТВО РИТМА «Определи песню по ритму»;        
«Прохлопай, как я»;        
«Кто едет в поезде?»;        
«Кулачки и ладошки».        
ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ «Два барабана»;        
«Бубенчики»;        
«Три медведя»;        
«Кто поёт?»;        
«Лесенка» (5-ти ступенчатая);        
«Узнай песню» (3-5 зв.).        
ДИНАМИКА «Звенящие колпачки»        
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ «Догадайся, кто поёт»;        
«Музыкальный домик»;        
«Угадай инструмент»;        
«Эхо».        
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО «Волшебный мешочек»;        
«Чудесные колпачки»;        
«Музыкальный телефон»;                

Приложение №10

  I. Кв. II. Кв. III. Кв. IV. Кв.
ХАРАКТЕР МУЗЫКИ «Кого встретил колобок?» ;        
«Песня – танец – марш»;        
«Весело-грустно».;        
«Три танца»;        
«Вступление – запев –припев»        
ЧУВСТВО РИТМА «Определи песню по ритму»;        
«Ритмическое лото»;        
«Придумай свой ритм»;        
«Ритмичный диктант».        
ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ «Весёлые гармошки»;        
«Найди звучащие колокольчики»;        
«Сколько звуков слышишь?» (3 звука)        
«Куда идёт музыка?»;        
«Лесенка» (7-ти ступенчатая);        
«Бубенчики».        
ДИНАМИКА «Море»;        
«Охотники и зайцы».        
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ «Догадайся, кто поёт»;        
«Колобок»;        
«Угадай инструмент»;        
«Эхо».        
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО «Назови композитора»;        
«Чудесные колпачки»;        
«Подбери нужную картинку»        
«Оркестр»              

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МДИ

Наши рекомендации