Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек)

Группа построена в 4 шеренги, друг за другом, лицом к преподавателю, по 4 человека в ряд.

1-й и 3-й ряды с поднятыми руками, образуя «ворота», делают четыре шага назад. Одновременно 2-й и 4-й ряды делают четыре шага вперед, прохо­дя под «воротами», затем, поднимая руки, образуют в свою очередь «ворота».

Следующими четырьмя шагами шеренги возвра­щаются на свои места в том же порядке, поднимая и опуская руки.

Эта комбинация занимает 2 такта и повторяется два раза.

Далее, на следующие 4 такта все упражнение повторяется, причем участники стоят повернувшись левым плечом к преподавателю. Следующие 4 так­та — стоя спиной к преподавателю и последние 4 такта — стоя правым плечом к преподавателю.

Упражнение 3-е

С левой и с правой стороны помещения стоят ширмы, заменяющие кулисы. Группа стоит за одной из ширм в колонне. Каждый участник выходит из-за ширмы на первую долю такта: 1-й —на первый такт, 2-й — на второй и т. д. Проходя к противополож­ной ширме, каждый поочередно скрывается за ней (также на первые доли тактов).

Следует обратить внимание на метрическую четкость выхода и ухода (Каждое из этих трёх упражнений (1,2,3) должно выполняться в различных размерах и разнообразных темпах Например, в сопровождении следующих музыкальных отрывков: на ¼ - марш В. Соловьёва-Седова из к/ф «Первая перчатка»; на ¾ - «вальс» Р. Глиэра, соч. 31, №6; на 2/4 – «Полька» Б. Сметаны.).

Упражнение 4-е

Упражнение с большим мячом на переменный метр. Музыка — «Народный немецкий танец». (Музыкальное приложение №6.)

Следует разобрать этот музыкальный пример и обратить внимание на переменный метр в нем.

Студенты стоят по кругу лицом к центру.

На такты в 4/4 мяч перекатывается по полу че­рез круг (на первую долю толкнуть, на третью — ловить).

На такты в 3/4 мяч бросается через круг (на первую долю бросать, на третью — ловить).

На такт в 2/4 ударить об пол мячом и поймать его.

Упражнение 5-е

Это упражнение может служить примером к раз­делу «Строение музыкальной речи» и к разделу «Метр». Музыка — «Менуэт» Л. Боккерини (отры­вок). (Музыкальное приложение №7.)

Разобрав музыкальное строение менуэта, опре­делить его фразировку.

Умеренно (рис. 8)

Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru

Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru ¾ : : :

2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2

Участники упражнения стоят несколькими груп­пами полукругом, лицом к дирижеру. На затакте каждой музыкальной фразы дирижер предлагает любой группе дирижировать с ним вместе. Он может предложить это одной группе, нескольким или всем группам вместе. Можно начать всем вмес­те и потом исключать отдельные группы.

ДЛИТЕЛЬНОСТИ

Чтобы уяснить соотношение длительностей, мы также пользуемся двигательными упражнениями. Давая студентам разнообразные задания, мы помо­гаем им более прочно усвоить пройденное.

Примеры упражнений

Вся группа становится в 4 ряда, лицом к препо­давателю. Каждый ряд выполняет условные движе­ния различных длительностей:

4-й ряд — целые ноты — широкие, плавные, кру­говые движения руками, спереди назад.

3-й ряд — половинные ноты — выпады на правую и левую ногу поочередно.

2-й ряд — четвертные ноты — движения рук вперед, в стороны, на бедра, вниз.

1-й ряд — восьмые ноты — бег (полтора круга) вокруг всех рядов и остановка за последним рядом.

Все ряды начинают свои движения одновремен­но и выполняют их в течение 6 тактов. Последние два такта все ряды одновременно продвигаются вперед четвертями, затем упражнение начинается сначала, пока все участники не исполнят все дли­тельности по очереди.

Пример музыкального сопровождения: «Весен­ний марш» И. Дунаевского (отрывок марша из кинофильма «Весна»).

РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Группировку длительностей можно изучать самым разнообразным способом, т. е. выполнять их хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.

В этих упражнениях особенно важно постепен­ное их усложнение. Начиная с ритмических рисун­ков с легкими сочетаниями длительностей (таких, как четверти, половины, целые, восьмые), следует переходить к более сложным, включая в них трио­ли, пунктирные длительности, синкопы. Особый интерес представляют ритмические рисунки, свя­занные с синкопами, делающими музыкальное зву­чание своеобразным и острым.

В ритмические рисунки мы вводим также паузы разной длины. Станиславский говорит о паузах как о «вершине сценического искусства». Пауза для него проникнута глубоким содержанием. Нам ка­жется, что она перекликается с явлениями ритма в статике, о чем мы будем говорить ниже (в разде­ле «Музыкально-ритмические этюды»). Ощущение длительности сценической паузы действительно — искусство, требующее хорошо развитого чувства времени и умения оправдать продолжительность ее. В музыке пауза также не случайное явление. Это не просто, как принято говорить, «перерывы звучания». Это — молчание, органически увязанное с идеей всего музыкального произведения. Мы особенно имеем в виду те выразительные паузы, когда безмолвствует целый оркестр.

Касаясь темы «Ритмический рисунок», нам хочется поделиться своим опытом изучения ритми­ческих рисунков при помощи работы с «ударным оркестром». Это всегда давало положительный ре­зультат. Студенты проявляли к этим упражнениям большой интерес. В наш «ударный оркестр» мы вводили бубны, треугольники, кастаньеты, тарелки, барабан и обязательно какой-либо музыкальный инструмент — рояль, скрипку, аккордеон или же ги­тару, мандолину, балалайку, так как только такой инструмент может выразить мелодическое движе­ние музыки. Ударные же .инструменты, как мы знаем, лишены возможности передавать высот­ность звуков.

Далеко не каждое музыкальное произведение годится для оркестровки. Это может быть только музыка, к которой подходит сопровождение удар­ными инструментами. Мы можем рекомендовать «Норвежский танец» Грига, «Венгерский танец» Брамса, «Гопак» Мусоргского, «Испанский танец» Глазунова, «Болеро» Мошковского и т. п.

Этот элемент музыки («ритмический рисунок») редко используется в сценической практике. Одна­ко в совокупности с другими средствами музыки он способствует развитию чувства ритма.

Примеры упражнений Упражнение 1-е

Студенты стоят по кругу и запоминают ритмиче­ский рисунок, который диктует преподаватель.

Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru После троекратного повторения все выполняют этот рисунок шагами, бегом или прыжками под музыку соответствующего размера, но любого рит­мического рисунка.

Диктанты могут звучать примерно так: 4/4 — «четыре четверти, половина и две четвер­ти, половина и четыре восьмые, две четверти и половина».

Или на 3/4 — «три четверти, половина и чет­верть, две четверти и две восьмые, половина с точ­кой». (Это — простейшие примеры.)

Упражнение 2-е

Это упражнение носит название «Эхо». Группа стоит по кругу. Небольшие ритмические рисунки в два или четыре такта, сыгранные только один раз на рояле, повторяются хлопками или шагами, бегом, прыжками также только один раз. Таким образом, непрерывно чередуются звуки рояля и движение ног.

Упражнение 3-е

Всей группой выучить и выполнить шагами, сопровождая пением (называя ноты), следующую тему (рис. 9).

Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru Далее студенты становятся в три колонны ли­цом к преподавателю. Все три колонны одновременно делают следующие движения: на первую фразу двигаются вперед; на вторую — отступают; на третью — делают небольшой круг и возвращают­ся на свое место.

Эту тему следует потом выполнить в форме канона с пением на три голоса.

Другой пример канона в два голоса (Рис..10)

Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек) - student2.ru

Эту тему следует выполнить сначала одновре­менно, затем в форме канона с пением на два голоса.

Участники упражнения становятся в одну колон­ну попарно. На первую фразу пары движутся впе­ред, на вторую — расходятся (один направо, другой налево) и становятся за последней парой. При выполнении темы в каноне получается одновремен­ное движение (одна пара идет вперед, другая рас­ходится).

Упражнение 4-е

Группа стоит по кругу. Выполняет шагом, бегом, прыжками один из следующих ритмических ри­сунков:

1. Отрывок из «Скерцо» М. Мусоргского. (Му­зыкальное приложение №8.)

2. Отрывок из сонаты Г. Мегюля. (Музыкальное приложение № 9.)

3. Отрывок из «Гопака» М. Мусоргского. (Музы­кальное приложение № 10.)

4. Отрывок из «Грустной песенки» В. Калин­никова. (Музыкальное приложение № 11.)

Наши рекомендации