Упражнение 2-е (рассчитано на 16 человек)
Группа построена в 4 шеренги, друг за другом, лицом к преподавателю, по 4 человека в ряд.
1-й и 3-й ряды с поднятыми руками, образуя «ворота», делают четыре шага назад. Одновременно 2-й и 4-й ряды делают четыре шага вперед, проходя под «воротами», затем, поднимая руки, образуют в свою очередь «ворота».
Следующими четырьмя шагами шеренги возвращаются на свои места в том же порядке, поднимая и опуская руки.
Эта комбинация занимает 2 такта и повторяется два раза.
Далее, на следующие 4 такта все упражнение повторяется, причем участники стоят повернувшись левым плечом к преподавателю. Следующие 4 такта — стоя спиной к преподавателю и последние 4 такта — стоя правым плечом к преподавателю.
Упражнение 3-е
С левой и с правой стороны помещения стоят ширмы, заменяющие кулисы. Группа стоит за одной из ширм в колонне. Каждый участник выходит из-за ширмы на первую долю такта: 1-й —на первый такт, 2-й — на второй и т. д. Проходя к противоположной ширме, каждый поочередно скрывается за ней (также на первые доли тактов).
Следует обратить внимание на метрическую четкость выхода и ухода (Каждое из этих трёх упражнений (1,2,3) должно выполняться в различных размерах и разнообразных темпах Например, в сопровождении следующих музыкальных отрывков: на ¼ - марш В. Соловьёва-Седова из к/ф «Первая перчатка»; на ¾ - «вальс» Р. Глиэра, соч. 31, №6; на 2/4 – «Полька» Б. Сметаны.).
Упражнение 4-е
Упражнение с большим мячом на переменный метр. Музыка — «Народный немецкий танец». (Музыкальное приложение №6.)
Следует разобрать этот музыкальный пример и обратить внимание на переменный метр в нем.
Студенты стоят по кругу лицом к центру.
На такты в 4/4 мяч перекатывается по полу через круг (на первую долю толкнуть, на третью — ловить).
На такты в 3/4 мяч бросается через круг (на первую долю бросать, на третью — ловить).
На такт в 2/4 ударить об пол мячом и поймать его.
Упражнение 5-е
Это упражнение может служить примером к разделу «Строение музыкальной речи» и к разделу «Метр». Музыка — «Менуэт» Л. Боккерини (отрывок). (Музыкальное приложение №7.)
Разобрав музыкальное строение менуэта, определить его фразировку.
Умеренно (рис. 8)
¾ : : :
2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2
Участники упражнения стоят несколькими группами полукругом, лицом к дирижеру. На затакте каждой музыкальной фразы дирижер предлагает любой группе дирижировать с ним вместе. Он может предложить это одной группе, нескольким или всем группам вместе. Можно начать всем вместе и потом исключать отдельные группы.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ
Чтобы уяснить соотношение длительностей, мы также пользуемся двигательными упражнениями. Давая студентам разнообразные задания, мы помогаем им более прочно усвоить пройденное.
Примеры упражнений
Вся группа становится в 4 ряда, лицом к преподавателю. Каждый ряд выполняет условные движения различных длительностей:
4-й ряд — целые ноты — широкие, плавные, круговые движения руками, спереди назад.
3-й ряд — половинные ноты — выпады на правую и левую ногу поочередно.
2-й ряд — четвертные ноты — движения рук вперед, в стороны, на бедра, вниз.
1-й ряд — восьмые ноты — бег (полтора круга) вокруг всех рядов и остановка за последним рядом.
Все ряды начинают свои движения одновременно и выполняют их в течение 6 тактов. Последние два такта все ряды одновременно продвигаются вперед четвертями, затем упражнение начинается сначала, пока все участники не исполнят все длительности по очереди.
Пример музыкального сопровождения: «Весенний марш» И. Дунаевского (отрывок марша из кинофильма «Весна»).
РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК
Группировку длительностей можно изучать самым разнообразным способом, т. е. выполнять их хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.
В этих упражнениях особенно важно постепенное их усложнение. Начиная с ритмических рисунков с легкими сочетаниями длительностей (таких, как четверти, половины, целые, восьмые), следует переходить к более сложным, включая в них триоли, пунктирные длительности, синкопы. Особый интерес представляют ритмические рисунки, связанные с синкопами, делающими музыкальное звучание своеобразным и острым.
В ритмические рисунки мы вводим также паузы разной длины. Станиславский говорит о паузах как о «вершине сценического искусства». Пауза для него проникнута глубоким содержанием. Нам кажется, что она перекликается с явлениями ритма в статике, о чем мы будем говорить ниже (в разделе «Музыкально-ритмические этюды»). Ощущение длительности сценической паузы действительно — искусство, требующее хорошо развитого чувства времени и умения оправдать продолжительность ее. В музыке пауза также не случайное явление. Это не просто, как принято говорить, «перерывы звучания». Это — молчание, органически увязанное с идеей всего музыкального произведения. Мы особенно имеем в виду те выразительные паузы, когда безмолвствует целый оркестр.
Касаясь темы «Ритмический рисунок», нам хочется поделиться своим опытом изучения ритмических рисунков при помощи работы с «ударным оркестром». Это всегда давало положительный результат. Студенты проявляли к этим упражнениям большой интерес. В наш «ударный оркестр» мы вводили бубны, треугольники, кастаньеты, тарелки, барабан и обязательно какой-либо музыкальный инструмент — рояль, скрипку, аккордеон или же гитару, мандолину, балалайку, так как только такой инструмент может выразить мелодическое движение музыки. Ударные же .инструменты, как мы знаем, лишены возможности передавать высотность звуков.
Далеко не каждое музыкальное произведение годится для оркестровки. Это может быть только музыка, к которой подходит сопровождение ударными инструментами. Мы можем рекомендовать «Норвежский танец» Грига, «Венгерский танец» Брамса, «Гопак» Мусоргского, «Испанский танец» Глазунова, «Болеро» Мошковского и т. п.
Этот элемент музыки («ритмический рисунок») редко используется в сценической практике. Однако в совокупности с другими средствами музыки он способствует развитию чувства ритма.
Примеры упражнений Упражнение 1-е
Студенты стоят по кругу и запоминают ритмический рисунок, который диктует преподаватель.
После троекратного повторения все выполняют этот рисунок шагами, бегом или прыжками под музыку соответствующего размера, но любого ритмического рисунка.
Диктанты могут звучать примерно так: 4/4 — «четыре четверти, половина и две четверти, половина и четыре восьмые, две четверти и половина».
Или на 3/4 — «три четверти, половина и четверть, две четверти и две восьмые, половина с точкой». (Это — простейшие примеры.)
Упражнение 2-е
Это упражнение носит название «Эхо». Группа стоит по кругу. Небольшие ритмические рисунки в два или четыре такта, сыгранные только один раз на рояле, повторяются хлопками или шагами, бегом, прыжками также только один раз. Таким образом, непрерывно чередуются звуки рояля и движение ног.
Упражнение 3-е
Всей группой выучить и выполнить шагами, сопровождая пением (называя ноты), следующую тему (рис. 9).
Далее студенты становятся в три колонны лицом к преподавателю. Все три колонны одновременно делают следующие движения: на первую фразу двигаются вперед; на вторую — отступают; на третью — делают небольшой круг и возвращаются на свое место.
Эту тему следует потом выполнить в форме канона с пением на три голоса.
Другой пример канона в два голоса (Рис..10)
Эту тему следует выполнить сначала одновременно, затем в форме канона с пением на два голоса.
Участники упражнения становятся в одну колонну попарно. На первую фразу пары движутся вперед, на вторую — расходятся (один направо, другой налево) и становятся за последней парой. При выполнении темы в каноне получается одновременное движение (одна пара идет вперед, другая расходится).
Упражнение 4-е
Группа стоит по кругу. Выполняет шагом, бегом, прыжками один из следующих ритмических рисунков:
1. Отрывок из «Скерцо» М. Мусоргского. (Музыкальное приложение №8.)
2. Отрывок из сонаты Г. Мегюля. (Музыкальное приложение № 9.)
3. Отрывок из «Гопака» М. Мусоргского. (Музыкальное приложение № 10.)
4. Отрывок из «Грустной песенки» В. Калинникова. (Музыкальное приложение № 11.)