Верховажского района Вологодской области
Принята «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании педагогического Зам. директора по УВР Директор МБОУ
совета №2 _______________ «Нижнекулойская средняя школа»
«23 декабря 2014 года /О.А. Киселева/ __________/Т.Н. Игнатьевская//
23 декабря 2014 года Приказ № 90-1 от 23.12.2014 г.
Рабочая программа
по предмету искусство (музыка)
для 1-4 классов (УМК Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова)
(ФГОС НОО)
Составитель:
Степановская Светлана Александровна,
Учитель музыки
МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»
Первая квалификационная категория
Д. Урусовская
РАБОЧАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основании нормативно-правовых документов:
*Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6 » октября 2009 г. № 373;
*Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 (регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.) «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373;
*Учебного плана МБОУ «Нижнекулойская средняя школа».
*Программы для общеобразовательных учреждений по УМК «Школа России», авторы – Т.В.Челышева, В.В. Кузнецова, опираясь на основные положения художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
*Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ «Нижнекулойская средняя школа».
Программа начального общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МБОУ «Нижнекулойская сош». Предмет «Музыка» изучается в1-4 классах в объёме не менее 34 часов.
Учебно-методический комплект по программе «Музыка» Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой включает в себя:
- Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).- М.: Академкнига/ Учебник
– Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник - Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под редакцией Р.Г.Чураковой – М.:Академкнига/Учебник.
Цели:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитание его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
В ходе занятий у обучающихся формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки: разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ и др.), сочинениями для детей современных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации и понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (оркестр народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).
Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности; дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами; осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций. Они участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например: рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.