Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражениеобразного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Учебно-тематический план
№ | Тематическое планирование | Количество часов |
1. | Музыка вокруг нас | 16 ч. |
2. | Музыка и ты | 17 ч. |
Итого | 33 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Наименование раздела. Тема. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||||||
план | факт | Предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты (не оцениваются) | |||||||
2.09 | «И Муза вечная со мной» | Научатся:слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования | Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные:использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные:адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель | |||||||
09.09 | Хоровод муз Урок-игра. | Научатся:водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой | Регулятивные:преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов | |||||||
16.09 | Повсюду музыка слышна. Экскурсия. | Научатся:сочинять песен-ки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности | Регулятивные:ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии | |||||||
23.09 | Душа музыки - мелодия Урок-сказка. | Научатся:определять характерные черты жанров музыки. | Регулятивные:формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные:координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | |||||||
30.09 | Музыка осени Инсценировка. | Научатся:слушать мотивы о мелодий (на примере произведений М.И.Глинки. | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | |||||||
07.10 | Сочини мелодию Урок-игра. | Научатся:находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии,использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку | Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные:использовать общие приемы в решении исполнительских задач.Коммуникативные:ставить вопросы, формулировать затруднения | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | |||||||
14.10 | Азбука, азбука каждому нужна | Научатся:слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений | Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные:осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные:участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | |||||||
21.10 | Музыкальная азбука Инсценировка. | Научатся:различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы . Пьесы М.П.Мусоргского. | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:проявлять активность в решении познавательных задач | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни | |||||||
28.10 | «Садко» Из былинного русского сказа. | Научатся:различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов | Регулятивные:использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные:обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности | |||||||
11.11 | Музыкальные инструменты. | Научатся:определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки. | Регулятивные:составлять план и последовательность действий. Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные:ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | |||||||
18.11 | Звучащие картины | Научатся:определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов. Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке. | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа | |||||||
25.11 | Разыграй песню. | Научатся:выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало - кульминация - концовка; составлять графическое изображение мелодии | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | |||||||
2.12 | Пришло Рождество, начинается торжество. | Научатся:выразительно исполнять песню. | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | |||||||
9.12 | Родной обычай старины | Научатся:выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни на примере былин о Садко и Баянаэ | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные:ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа | |||||||
16.12 | Добрый праздник родной зимы. | Научатся:выразительно исполнять рождественские колядки. | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные:обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа | |||||||
23.12 | Край, в котором ты живёшь | Научатся:различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки. | Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные:ставить и формулировать проблему. Коммуникативные:строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг | |||||||
13.01 | Поэт, художник, композитор | Научатся:находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительно- | Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные:ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения | |||||||
20.01 | Разыграй сказку «Баба-Яга» | Научатся:проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение (главные герои оперы «Снегурочка») | Регулятивные:использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи | |||||||
27.01 | Музыка утра | Научатся:проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыки оперы»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная | Регулятивные:использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека | |||||||
03.02 | Музыка вечера | Научатся:проводить интонационно-образный анализ на примере музыки, передавать разговор-диалог героев, настроение оперы | Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные:узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные:задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | |||||||
10.02 | Музыкальные портреты | Научатся:выразительно исполнять фрагменты из мюзиклов | Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные:выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные:договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | |||||||
03.03 | Мамин праздник | Научатся:выразительно исполнять фрагменты из мюзиклов | Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные:выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные:договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | |||||||
10.03 | У каждого свой музыкальный инструмент | Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевально-стью | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | |||||||
17.03 | Музы не молчали | Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр. | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека | |||||||
24.03 | Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты. У каждого свой. | Научатся:проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные:ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | |||||||
07.04 | Звучащие картины | Научатся:анализировать музыкальные сочинения, проводить интонационно-образный анализ. | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям | |||||||
14.04 | «Чудесная лютня» | Научатся:понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их | Регулятивные:моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные:выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные:задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | |||||||
21.04 | Музыка в цирке | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен на стихи Пастернака и Северянина. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | |||||||
28.04 | Дом, который звучит | Научатся: определять понятия опера, балет,знать особенности духовых инструментов. | Регулятивные:использовать общие приемы решения задач. Познавательные:ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | |||||||
05.05 | Опера-сказка | Научатся:различать музыкальные образы музыки Э. Грига и П.И. Чайковского. | Регулятивные:применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | |||||||
12.05 | «Ничего на свете лучше нету…» | Научатся:слушать музыку, различать музыкальные жанры. | Регулятивные:ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные:формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни | |||||||
19.05 | «Афиша програма» | Научатся:понимать триединство композитор - исполнитель — слушатель; находить в музыке светлые, радостные интонации, слушать музыку Римского-Корсакова | Регулятивные:вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные:ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | |||||||
УМК:
1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. :Просвещение, 2001.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–1 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.