Глава iv. значение каст и социальные различия
Сказано, что каждая раса в своем развитии рождается под прямым влиянием одной из планет: первая раса получила свое дыхание жизни от Солнца, в отличие от этого, третье человечество, которое с точки зрения андрогина разделилось на мужчин и женщин, находится под влиянием Венеры.
Е.П. Блаватская. «Тайная доктрина»
Существуют разные способы объяснить божественное происхождение человека и его длительное паломничество от богоравенства через обширные круги жизни человечества к самопережитому осознанию своего бессмертия. Но для того, чтобы понять это, глаз духа должен открыться внутри познанию божественной искры и познать необходимость привести эту искру в гармонию с окружающим миром.
Эзотерическая астрология учит этой истине о божественном наследии человека следуя древней символике, главным символом которой является Солнце. Это (главное) Солнце отражается через свои неисчислимые лучи в мириадах маленьких солнц, лучи которых также отражаются в великом море жизни. Каждый индивидуум является Солнцем в малом, которое во многих формах материи светит собственным светом. Благодаря обратному излучению на себя, оно познает себя как свет внутреннего Солнца. Астрология доказывает эти влияния на великий мир материи и ее различные формы и показывает их воздействие в планетарных излучениях, в качестве различных форм сознания. С помощью гороскопа она изучает разнообразную идентификацию вечной жизни с постоянно меняющимися формами. Таким образом она помогает тем, кто начал борьбу за возврат к первородному Солнцу, чьим слабым отражением является вся жизнь.
В древних культурах, остатки которых существуют и сейчас в Индии, князь расы МАНУ, или божественный король, разделил людей на группы, которые известны как касты или, как сказали бы на Западе, общественные слои. Благодаря им все люди знали, на какой стадии развития они находятся, и пока они не перерастали касту, в которой были рождены, они исполняли обязанности, относящиеся к этой касте.
В определенные периоды развития наступает время, когда все касты кажутся устраненными в пользу нового порядка. Это происходит, когда неясны кастовые (общественные) обязанности и люди требуют «прав», которые больше относятся к внешней форме, а не к внутренней жизни. Индус может объяснить эту неясность правильнее западного астролога, так как сущность каст ему полностью известна и имеет тесную связь с астрологией. Мы особо приветствуем это, ведь у нас есть простое и всеохватывающее объяснение этого вопроса: в великолепной главе о «путанице с кастами» в первом томе «Исследования «Бхагават Гиты» Видящего. Из этого труда мы берем следующий, достаточно большой, отрывок и надеемся, что он может показать астрологам Запада, как об этом вопросе судят на Востоке.
Видящий рассматривает «йогу различия» и говорит в главе II: «Таким образом, мы хотим понять, чем является каста и спросить себя, существует ли какая-то связь между кастой и долгом. Властелин в «Бхагават Гите» рассматривает касту, или оттенок, как следствие гуны или кармы. Они являются дифференцирующими факторами при разделении на касты. Поэтому каста на нижнем уровне является выражением кармических наследственных масс и внутренних качеств, развитых «Я». Другими словами: в нормальном здоровом обществе всегда существует твердое правило, которое властвует над ступенями индивидуального роста. Оно зависит от особенностей и границ индивидуума.
Если мы обратимся к истоку индивидуума, то найдем нечто, что может помочь нам в объяснении. Когда индивидуум, или как еще говорят, индивидуализированная самость, вступает в жизнь, это белая искра божественного света, заключенная в бесцветную, материальную кожицу. Это искра эманации божественного огня, которая понимает в себе все особенности своего создателя. Посев вносится в почву мира явлений для того, чтобы расти и стать равным своему отцу. Если посмотреть на саму искру света, то это везде один и тот же божественный свет – всегда из субстанции, которая называется в Гите «Даиви Пракрити».
Но с точки зрения этого света нет никакой дифференциации или развития; мы не можем приписать ему и начала по времени, потому что он вечен. То есть, мы должны искать корни развития в другом месте.
Хотя он по своему существу вначале не окрашен, он изменяется в процессе своего активного проявления. Божественная искра может достичь дна материи только через посредство носителей, лучей света, которые также называются «сыновьями духа». При проявлении Вселенной из состояния «пралайя» божественный свет воздействует на материю не напрямую, а только через определенные «лучи». Эти лучи света воспринимают картину Логоса как систему линз и воспроизводят ее в различных «Упадхис» (носителях). Характер этих лучей является различным, так же различны и их функции. Лучи, которые дают космической материи силу и жизнь, так, что возникают несколько уровней материи различной плотности, часто называются в теософской литературе «первой волной жизни». Затем идут дэвы, которые определяют процесс строения форм и оформление святыни в человеке из «второй волны жизни». Когда святыня создана, из Логоса изливается «третья волна жизни». Это рождение индивидуума»[15].
Если точно изучить шастры, то мы найдем, что это вступление человека или, точнее, это творение носителя индивидуальности, посредством которого вызывается деятельность тех лучей божественного света, которые в теософской терминологии называются «сыновьями духа», «манасапутрас Брахмы». Эти могущественные сущности прошедшей кальпы развили свои индивидуальные «упадхи» – стали индивидуальностями: теперь они представляют собой каналы, через которые единый божественный свет индивидуализируется с целью эволюции. Каждый из этих великих «сыновей духа» имеет свой собственный индивидуальный характер. Как совершенный человек он по природе своей семикратен, но обладает особенным основным принципом, в который входят другие без нарушения основной гармонии. Эта основная гармония выражается в особом звуке, особом цвете и других соответствиях. Так его основной цвет можно назвать цветом луча в состоянии проявления. Когда эти первоначальные лучи разлагаются, основной цвет не нарушается, даже если остальные принципы проникают в качестве легко различимых оттенков, но гармония не исчезает никогда, Эти возвышенные сущности, которые в предшествующих кальпах развили дух и сознание, и даже достигли благословения духа в полном сознании, являются звеньями для соединения искры духа и материальных тел; они являются мостом между материей и дулом. Так в йоге «вашистхи» мы читаем, как они предстали перед Логосом, в гордом самоосознании своей духовной свободы отказали ему в повиновении, и как они были прокляты воплотиться в человеке и дать ему хорошо упорядоченные ментальные тела, которые владеют формами и законами мышления. Это они – высокие «питрис»[1], дали созданным монадам людей каузальные тела. Эти сущности сравнимы с семью цветами, на которые распадается единый белый цвет, когда проходит через призму принципа буддхи. Различные индивидуальные черты, которые таким образом сообщаются каузальным телам. монад, дают телам, состоящим из нежной ткани каузальной материи, мягкие линии дифференциации. Возникшие таким образен цвета каузального тела указывают в определенном. смысле на линии наименьшего сопротивления, линии, на которых божественная искра наилучшим образом может реализовать свои скрытые силы.
Астрологические планеты, властвующие над человеческой жизнью, являются всего-навсего другими именами для влияний этих «семи владык света»; они означают сущность, расположение и компенсацию принципов в определенной земной жизни. Этот цвет является духовной плазмой, основой духовного наследия искры, которая проявляется; он означает граница роста, направление действия и т. д. внутреннего человека. Это, так сказать, основной ток человеческой жизни, и все остальные тона перемешиваются с ним таким образом, что возникает гармония. Если дифференциация продолжается, основной тон модифицируется цветами других принципов, так что возникает многообразная игра цветов, которая все же сохраняет исходную гармонию. Аналогия с музыкой с ее семью основными тонами делает это понятным. В индусской музыке есть шесть конкретных раг или главных тонов и един абстрактный, и у каждого есть свои особенные характерные свойства. Раги образуют подгона под названием рагини, у каждого из них есть особые признаки, но все-таки у каждого из них есть нечто общее с рагой, из которой он возник, хотя. он и отличается во внешней форме как по тону, так и по подтону. Высшая гармония между рагами и рагини обычно не замечается; эта исходная идентичность в большинстве случаев скрыта от среднего музыканта, который больше следит за внешними формами, а не за внутренней сущностью. Когда раги дифференцируются в рагини, исходная гармония не нарушается; но в определенных границах другие ноты по разному располагаются в очень большое количество мелодий, которые все равно указывают на признак исходной раги как на исходную гармонию. Посте этого рагини опять могут смешиваться и вызывать еще большее разнообразие, если ноты и частичные ноты располагаются по неисчислимому количеству возможностей; но результатом всегда является гармония.
Это же касается и человека. Хотя индусы и мало заботятся об истинном значении этих понятий, они им знакомы как «готра» и «прабара» индивидуума. В соответствии с этим каждый получил «прабару», основной цвет своей сущности; говоря экзотерически, он зависит от властвующей планеты, в действительности же – от собственного луча центрального Солнца. Затем этот основной цвет дифференцируется в границах гармонии, пока не будет достигнут особенный «риши», который собственно и является источником духовной плазмы в человеке. В этом направлении должен двигаться индивидуум, чтобы достичь цели с наименьшим расходом энергии. Легко понять, что это и есть так называемая «гуна» индивидуума; она определяет закон роста индивидуума до каузального тела. Поэтому человек, который преодолел границы каузального тела и достиг стадии «парамаханса», теряет характерные признаки касты. Поэтому он, если способен выйти из «карана шарира», переводится с одного луча на другой для того, чтобы теперь усиленным в могуществе и соразмерности ассимилировать качества любого другого луча и затем опять войти в белый цвет Солнца, из которого он приходит обогащенным плодами развития. «Природа не делает скачков» – все ее труды последовательны.
Вот и все о «гунах». Теперь давайте рассмотрим другой элемент – «карму» индивидуума. «Карма» – это проявление жизни на данном уровне. Это порядок, расположение и гармония между шестью остальными принципами, которые характеризуют внутреннюю жизнь индивида. Это выражение жизни в понятиях остальных принципов. Как в музыке добавление вторичных нот и поднот способствует звучанию и образует гармонию раг и рагини, как они действуют при дифференциации одной раги в мириады вторичных par и рагини; да, именно так гармоничное расположение нот способствует оформлению и характеристикам раги, это же делают и расположения принципов при дифференциации индивидуального корня в его подгруппы – виды и индивидуумы. Для того, чтобы говорить астрологическими понятиями, кармический элемент символизируется координацией других принципов. Как вторичные ноты нужны в музыке для того, чтобы создавать благодаря своему гармоничному добавлению более совершенную мелодию и более благозвучную мелодию, чем это возможно в монотонии одной-единственной ноты, так к при инкарнации индивидуума вторичные принципы добавляются таким образом, что звучит «гармония», которая лучше всего соответствует индивидууму и истинному выражению настоящей жизни. В астрологии у нас в качестве основного тона, под которым человек родился, имеется в виду планета и радом с ней другие планеты, которые располагаются в различных домах. Основная планета указывает на «гуну» индивидуума, в то время как расположение других планет и занятые ими места показывают расположение и различную «силу воздействия» остальных принципов. Основная планета соединяет его с духовным истоком существа, в то время как расположение других указывает на стадию развития и развитые способности, короче, на «карму» индивидуума. Гармоничное расположение планет помогает проявлению внутренней жизни в направлении линий наименьшего сопротивления, образовавшихся в прошлом, и таким образом оно способствует дифференциации индивидуального луча. Поэтому многие люди могут иметь в качестве владыки рождения одну и ту же планету, но их жизнь как индивидуумов будет заключаться в расположении остальных. Это расположение и последовательность вторичных планет показывает «карму» индивидуума; она показывает обученному духу физические, ментальные и высшие силы, а также судьбы человеческой жизни. Они показывают качество, силу и способности различных человеческих тел и помогают таким образом при гармоничном выражении внутренней жизни в зонах этих тел.
Кроме того, необходимо отметить, что и при формах посвящения «гуру», которые преобладают у индусов, сначала составляется гороскоп человека, чтобы определить порядок и силу его вторичных планет, прежде чем ему дают «мантрам». Каждая семья обладает особенным «мантрамом», но его форма зависит от порядка и силы вторичных планет. Если это даже и кажется некоторым людям ограничением, в действительности это необходимо для истинного выражения внутренней жизни. Они служат внутреннему человечеству в качестве помощи в росте путем предоставления ему подходящих, прочных возможностей для проявления внутренней жизни.
Итак, мы через исходный оттенок каузального тела получили тело индивидуального человека, которое образовано из материи слоев «арупа» ментального уровня; а кроме того, отраженные в этом теле цвета – цвета принципов, развитых человеком, и усиление могущества, которое соответствует принципам. Так как одно тело за другим дезинтегрируется и один принцип за другим переходят в скрытость, индивидуальные оттенки переходят в ауральную оболочку, где они в качестве кармического посева застывают в скрытом состоянии, пока опять не проявятся, когда Я скова пробудит свои низшие силы и тела. Поэтому и получается, что ауральную оболочку часто обозначают в качестве каузального тела. Все развитые в течение одной земной жизни силы и полученная ясность сохраняются как оттенки в каузальном теле. Если они проявляются на низших уровнях как силы сознания, то их синтез можно по праву обозначить в качестве «оттенка», «тональности» индивидуума – его касты.
Полностью развитое каузальное тело – это нечто чудесное благодаря тонким оттенкам, которые пронизывают его; это нечто возвышенно сияющее. Но на низших стадиях оно часто кажется туманом, разорванным и не имеющим содержания, без проявленной жизненной силы – это, скорее, только едва начавшийся, а не определенный организм»[16].
Далее автор продолжает:
«Таким образом, освещенные современной астрологией факты скрывают и другие важные истины, если о них подумать.» И он добавляет еще одно замечание:
«Бесконечные подразделения каст, которые можно найти в современной Индии, являются результатом необходимости развития на пути утончения индивидуума.»