Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: «Чудесный мешочек» с нашитыми или приклеенными геометрическими фигурами разного цвета и размера; несколько видов природного материалы (например, шишки и желуди, персиковые косточки и камушки, каштаны и ракушки и т. д.) по 5 штук каждого. 5 вырезанных из плотной бумаги бабочек разного цвета и отличающихся между собой в ширину на 2 см: самая большая — 10 см, самая маленькая — 2 см.
Содержание образовательной деятельности.На последнем занятии можно провести несколько игр на закрепление материала. Игра «Чудесный мешочек» (см. занятие № 14).
Затем проводится игра «Музыкальный киоск». Воспитатель показывает детям дудочку, металлофон, барабан, извлекает несколько звуков из каждого из них и уточняет вместе с детьми названия этих музыкальных инструментов. Просит детей закрыть глаза, послушать, какой инструмент прозвучит, и посчитать, зажимая пальчики, количество звуков. Дети закрывают глаза, а воспитатель берет один из инструментов, например, дудочку и дует в нее три раза, делая небольшие интервалы между звуками, чтобы дети успевали зажать пальчик. Затем прячет дудочку, просит детей открыть глаза, посмотреть на свои зажатые пальчики и сказать, какой инструмент прозвучал и сколько раз. Игра повторяется с остальными инструментами, причем количество извлекаемых звуков варьируется от одного до пяти.
Игра «Утро — день — вечер — ночь». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они делают утром, днем, вечером и ночью, и придумать, как это изобразить. После обсуждения воспитатель говорит: «Наступило утро». Дети показывают, как они встают, потягиваются, делают гимнастику, пьют чай, идут в детский сад. Каждое действие воспитатель сопровождает словами: встали, потягиваемся, руки вверх, вниз, сели, встали и т. д. Далее воспитатель говорит: «Утро закончилось, настал день». Дети рассказывают, что они делают днем, а затем показывают вместе с воспитателем, как будто они на прогулке, взявшись за руки, водят хоровод, обедают, слушают, как воспитатель читает им сказку и т. д. Теперь воспитатель предлагает детям отгадать, в какое время суток происходят те или иные действия, которые она изображает.
Она садится на стул, зевает, делает вид, что снимает одежду. (Вечер.) Воспитатель закрывает глаза, подкладывает руки к щеке, наклоняет голову набок. (Ночь.)
Затем воспитатель предлагает троим детям показать какое-нибудь действие, соответствующее определенному времени суток. Дети шепотом договариваются с воспитателем и между собой, что они будут показывать, и затем показывают остальным детям.
Игра «Бабочки летают». В руке у воспитателя три бабочки. Воспитатель просит троих детей выйти к ней, подражая полету бабочек. Дети, помахивая руками, как крылышками, «вылетают» к доске. Воспитатель вручает каждому из них по бабочке. Предлагает выстроить бабочек по размеру, например, от самой большой к самой маленькой. На фланелеграфе или с помощью магнитиков дети выстраивают ряд. Воспитатель уточняет у других детей, правильно ли выстроен ряд, и затем просит посчитать бабочек. Дети считают хором: «Один, два, три».
Теперь у воспитателя в руках 5 бабочек разного размера. Она приглашает пятерых детей выйти к ней, раздает им этих бабочек и просит выстроить из них ряд, начиная с самой маленькой. Остальные дети определяют, правильно ли выполнено задание, и считают бабочек вслух.
Игра «Узнай по голосу». Воспитатель предлагает детям вспомнить, как «разговаривают» некоторые животные: собака, кошка, лошадь, и повторить эти звуки вместе с ней. Затем просит детей закрыть глаза и послушать, кто подал свой голос и сколько раз. Воспитатель идет вдоль стульчиков позади детей и «гавкает» три раза. Спрашивает детей:
—Чей голос вы услышали? (Собачки.)
—Сколько раз собачка гавкнула? Поднимите руки и покажите
столько пальчиков. (Дети показывают три пальчика.)
—А теперь встаньте и «гавкните» столько же раз.
Дети встают, держа руки перед собой, как собачки на задних лапках, и «гавкают» три раза. Игра повторяется с другими животными аналогично. Дети, отвечая, подражают движениям кошки или лошадки.
АППЛИКАЦИЯ «Божья коровка»
Задачи.Учить детей создавать яркие образы насекомых в технике аппликации с элементами рисования. Совершенствовать технику вырезания овала рациональным способом (путем складывания прямоугольника пополам и попарного закругления уголков). Создать условия для самостоятельного выбора детьми способа нанесения точек на крылышки божьей коровки. Показать возможность создания кон-
трастного цветосочетания (красный жук на зеленом листике). Развивать чувство формы и цвета.
Предварительная работа.Рассматривание изображений божьей коровки. Освоение способа вырезания круга и овала на протяжении учебного года.
Материалы, инструменты, оборудование.Бумажные прямоугольники красного цвета (желательно разных оттенков); зеленые листики, вырезанные воспитателем из цветной бумаги, (основа для композиций) и листы бумаги зеленого цвета для самостоятельного вырезания листиков детьми (по желанию); ножницы, ватные палочки, гуашь черного цвета, фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые. Картинка с изображением божьей коровки.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Шипуновой «Зеленая тропинка»:
Дети, смотрите, какая картинка: Черные точки на красненькой спинке. Божья коровка на длинной травинке Как светофор на зеленой тропинке1.
Воспитатель показывает детям изображение божьей коровки, уточняет представление о внешнем виде этого жука: красная овальная спинка с черными точками, маленькая черная голова и тонкие ножки.
Затем педагог показывает детям листок, вырезанный из бумаги зеленого цвета и силуэт божьей коровки, выполненный отдельно. Демонстрирует разные варианты размещения жука на листике (спит, ползет, подполз к самому краю листика, собирается взлететь). Педагог спрашивает детей, как можно показать, что жук вот-вот раскроет крылышки и взлетит. Выслушивает ответы детей и показывает способ: делает надрез посередине овала и слегка раздвигает половинки, будто жук раскрывает надкрылья. Возможны и другие варианты трансформации овала: надрезать, разрезать пополам, заложить складку по линии надреза, раздвинуть на разную величину угла, опять сдвинуть, будто жук приземлился и т. д.
Педагог предлагает детям самим создать такие «живые картинки» — вырезать божью коровку из прямоугольника красного цвета и разместить ее на зеленом листике — готовом (вырезанным воспитателем заранее) или вырезанным самостоятельно по своему желанию. Спрашивает, как дети будут вырезать силуэты божьих коровок. Уточняет, что овал лучше всего вырезать из прямоугольника путем закругления уголков и что дети уже знают два способа: последовательно-
Из неопубликованного.
го закругления всех четырех уголков и попарного закругления двух уголков на заготовке, сложенной вдвое.
Предлагает выбрать бумажные прямоугольники красного цвета (дети выбирают по своему желанию размер листа бумаги и оттенок цвета), готовые зеленые листик или бумагу зеленого цвета и создать композицию «Божья коровка на зеленом листике. Напоминает, что на крылышках божьей коровки есть черные пятнышки и предлагает детям самим придумать, как их можно изобразить (ватной палочкой, пальчиком, фломастером).
Последующая работа.Оформление коллективной композиции (это может быть лесная полянка с зелеными травинками, на которых греются божьи коровки). На прогулке воспитатель может разучить с
детьми закличку:
Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого.1
ЛЕПКА «Бабочки и стрекозы на полянке»
Задачи.Учить детей лепить по выбору различных насекомых (бабочек, жуков, пчел, стрекоз), передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость, используя дере-
Детский фольклор. Записала Н.М. Родина.
вянные или пластиковые палочки, трубочки, зубочистки, проволоку). Развивать наблюдательность, умение создавать коллективный сюжет.
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий с изображениями насекомых. Подготовка основы для лепной панорамы «Лесная полянка» (деревянная дощечка или крышка от картонной коробки покрывается слоем пластилина — зеленого, коричневого, желтого; из зеленого пластилина лепятся длинные, плоские травинки, листья растений). (См. рисунок.)
Материалы, инструменты, оборудование.Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, мелкие пуговицы (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых — глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктейльные трубочки, палочки (для устойчивых и гибких стебельков).
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлагает слепить лесную полянку — красивую, зеленую с разными цветами и насекомыми, которая украсит группу и порадует родителей.
Воспитатель спрашивает детей, что растет и кто живет на лесной полянке. Предлагает каждому ребенку задумать и вылепить для общей полянки какое-нибудь растение и насекомое. Дети рассматривают изображения растений, уточняя особенности их внешнего вида (строение и окраска лепестков, изгиб и толщина стебля, форма листьев). Показывает детям незавершенную панораму — основу будущей композиции и помещает на нее несколько вылепленных заранее растений. Обращает внимание детей на то, что цветы стоят на тонких ножках — стебельках, но не падают, так как в них есть каркас — палочка, трубочка, зубочистка, облепленная пластилином.
Затем воспитатель размещает на панораме несколько вылепленных заранее насекомых (бабочку, стрекозу) и предлагает каждому ребенку слепить свои фигурки. Показывает детям рисунки или фотографии с изображениями бабочек и стрекоз, уточняя особенности их внешнего вида: у бабочки тело короткое, а у стрекозы — более длинное; у бабочки есть усики, а у стрекозы их нет. И у бабочки, и у стрекозы по четыре крыла, по два с каждой стороны тела. Но у бабочки крылья более широкие, округлые, цветные, а у стрекозы — узкие, длинные и прозрачные.
Воспитатель обсуждает с детьми, с чего лучше начать работу, как вылепить тельце бабочки или стрекозы, как сделать крылья. Объясняет и показывает на большом куске пластилина, что каждое крылышко бабочки нужно составить из двух округлых частей, соединить их в середине, а затем прикрепить к телу бабочки с двух сторон. Можно использовать пластилин разного цвета или украсить крылышки, прилепляя узор сверху. А вот для крыльев стрекозы нужен пластилин
одного цвета. Нужно разделить кусок пластилина на четыре равные части, вылепить из каждой части длинные, тонкие, овальные крылышки и прикрепить их к телу стрекозы с двух сторон.
Дети выбирают материал и начинают лепить. Воспитатель по ходу работы напоминает о необходимости использования каркаса для придания устойчивости вылепленным поделкам; помогает вспомнить особенности того или иного насекомого, показывает изображения. Тем детям, кто быстро справился со своей работой, предлагается дополнить полянку вылепленными гусеничками, жучками, улитками и другими простыми поделками.
По мере изготовления насекомых дети переносят их на общую панораму и устанавливают с помощью пластилиновых комков и трубочек для коктейля. Рассматривают композицию, любуются, дополняют мелкими деталями — вылепленными камешками, травинками, кустиками. Педагог советует детям использовать комки многоцветного пластилина или смешивать по два-три комочка, чтобы получился новый цвет или оттенок.
ПРИРОДА «Правила поведения в природе»
Задачи.Познакомить детей с правилами поведения на природе; формировать бережное отношение к растениям и животным.
Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображением правильного и неправильного отношения к природе, например: ребенок опускает мусор в урну; ребенок наблюдает за муравейником; ребенок дает белочке семена, орехи; девочка нюхает цветы или рисует их; ребенок бросает мусор на землю, ребенок тычет палкой в муравейник, семья включила в лесу магнитофон, птицы разлетаются; ребенок кормит белочку конфетой, девочка рвет цветы для букета и т. п.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель говорит детям: «Скоро наступит лето. Кто-то из вас поедет на дачу, кто-то на море, а кто-то останется здесь. Где бы вы ни были, вы вместе с папой и мамой, бабушкой или дедушкой можете понаблюдать за птицами, насекомыми и другими животными, собрать интересную коллекцию камешков и ракушек, нарисовать то, что увидели. Но, самое главное, я надеюсь, что вы будете бережно относиться к природе. Давайте сейчас я покажу вам картинки, а вы мне скажете, на какой из них показано, что люди ведут себя правильно, берегут природу, а на какой — нет.
Воспитатель показывает серию картинок. Дети говорят, что изображенные на ней взрослые и дети делают правильно, а что нет, обсуждают правила поведения на природе. В заключение воспитатель говорит, что за этот год ребята стали настоящими исследователями (искали следы животных, наблюдали за птицами, насекомыми, подкармливали птиц, делали скворечники) и дарит каждому ребенку книжку о природе.
Последующая работа.Дети завершают оформление панорамы «Лесная полянка»; лепят по своему желанию растения и других насекомых. Полученный макет дети могут использовать для режиссерских игр, придумывая новые события, вовлекая в него других персонажей. На прогулке, рассматривая улитку, педагог может выучить с детьми закличку:
Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусок пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки — Высуни рожки!1
1 В обработке О. Капицы // Любимое чтение от года до семи. — ООО «Издательство ACT», ООО «Издательство Астрель», 2003. С. 12.
ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ 27 НЕДЕЛЯ
ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА
Русская народная сказка в обр. О. Капицы
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у
тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!
— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась? Стала лиса пуще упра
шивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
— Пусти меня, заюшка, на крылечко.
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса. Согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
— Пусти меня, заюшка, в избушку.
— Нет, не пущу: зачем дразнилась? Просилась, просилась, заяц и
пустил ее в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.
На четвертый день опять лиса просит:
— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса да и выпросила — пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:
— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить! Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо
собаки:
— Тяф-тяф-тяф! О чем, заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы —
ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса
ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы ее выгоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним! Подошли к избушке:
— Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
— О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне не плакать, серый волк? Была у меня избушка лу
бяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла.
Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я ее выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выго
нишь.
— Нет, выгоню.
Пришел волк к избе и завыл страшным голосом:
— Уыыы... уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По закоулочкам!
Испугался волк и убежал. Вот заяц опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
— О чем ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведюшко, не плакать? Была у меня избушка
лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы раста
яла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый
волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошел медведь к избушке и зарычал:
— Рррр... ррр. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
— Ку-ка-реку! Заинька, о чем ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубя
ная, а у лисы — ледяная. Пришла весна — избушка у лисы растаяла.
Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый
волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал.
А ты и подавно не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошел петух к избушке:
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Одеваюсь...
Петух опять:
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Алиса говорит: — Шубу надеваю... Петух в третий раз:
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
29 НЕДЕЛЯ
КАК У ЗАЙЧОНКА ЗУБ БОЛЕЛ
Наталья Корнельевна Абрамцева
Тихо в лесу. Тихо и грустно. Кукушки не кукуют, синицы не щебечут, лягушки не квакают. Все расстроены: заболел крохотный зайчонок Ушастик. Зуб болит. Прижался зайчонок щекой к стволу березки и тихо постанывает.
Прилетел главный лесной стоматолог — дятел.
— Травку «неболейку» давали? — задумчиво спрашивает доктор-
дятел.
— Давала, — с готовностью отвечает мама-зайчиха.
— Не помогает?
-Нет.
— Пыльцой цветка «болезабывайка» посыпали?
— Конечно, — отвечает мама.
— Не помогает? Зайчиха вздыхает.
— Так-так, — размышляет зубной врач, — шляпку гриба «болел-
да-перестал» прикладывали?
Печально кивает зайчиха.
А рядом с маленьким Ушастиком — все его друзья. Из-за елочки выглядывает озабоченная мордочка рыжего-прерыжего бельчонка
Прыгалки. Маленькая Ежинка - дочь Ежа, всегда веселая и озорная, а сейчас печальная, конечно, тоже здесь. Она в любую минуту готова придумать тысячу полезных хитростей, но сейчас Ежинка ничего путного предложить не могла. И еле заметный в зеленой траве лягушонок Лашка здесь. Он принес Ушастику ярко-желтую, самую красивую речную кувшинку. Так и сидит с цветком в лапках.
Мама-зайчиха благодарна зверятам за то, что не оставили друга в беде. Она даже погладила колючую Ежинку.
А доктор-дятел думал, размышлял и говорит наконец:
— Ну что ж, раз лекарства не помогают, придется удалять больной
зуб. Как это ни печально.
— Ой-ой-ой! — захныкал маленький Ушастик.
А бельчонок Прыгалка, подпрыгивая от волнения на пеньке, предложил обмотать щеку Ушастика своим пушистым, теплым хвостом.
А Ежинка бегала по кругу вокруг пенька и шуршала иголками — так волновалась.
А лягушонок Лашка, обрывая листочки желтой кувшинки, не сводил своих выпученных глаз с доктора-дятла. И вдруг... И вдруг...
— Проходит. Совсем прошел, — удивленно сказал Ушастик.
— Что-что-что? — удивился доктор-дятел.
— Зуб больше не болит, — твердо повторил зайчонок. И растерян
но добавил: — Почему-то.
— Не болит! Не болит! — зашумели Прыгалка-бельчонок, Ежин-
ка-ежонок, Лашка-лягушонок.
— Не болит, — облегченно вздохнула мама-зайчиха. — Спасибо
вам, доктор.
— Интересно, — задумался доктор, — какое же лекарство по
могло?
Скоро, забыв все неприятности, зайчонок, бельчонок, ежонок и лягушонок затеяли веселую игру — чехарду.
Важный доктор-дятел, постукивая клювом по сосне, размышлял: «Какое же лекарство все-таки помогло Ушастику?»
А мама-зайчиха смотрела на зверят и улыбалась. Она была очень благодарна доктору, но все-таки догадывалась, что лекарства совсем ни при чем. Помогло другое — самое, самое важное на свете: рядом были друзья.
33 НЕДЕЛЯ
Яков Аким НЕУМЕЙКА
Слыхали?
Сегодня
В подъезде
Восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.
Измятый
Конверт
А в нем
По линейке
Написано четко:
ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ.
На первый этаж
Письмоносец
Зашел.
Увидел, как Вову
Сажали
За стол.
Со сказкою
Вове
Вливали бульон.
— Письмо Неумейке! —
Сказал почтальон.
За ложку
Схватился
Испуганный
Вова,
А мама ответила:
— Нету такого!
В квартире
Над ними
Жил мальчик
Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.
Услышав про адрес, Смутился
Андрейка:
— Не думайте, дядя,
Что я — неумейка!
Я,дядя,
Еще не окончил
Игру,
Вот выстрою
Домик —
И все уберу.
Направилась
Почта
В квартиру направо,
Где только проснулся
Голубчиков
Слава.
Сестренка ему
Надевала
Чулок,
А Слава скучал
И глядел
В потолок.
Сказал почтальон:
— Неплохая семейка!
Не здесь ли живет
Гражданин Неумейка?
Но Слава, Услышав Обидное слово, Чулок натянул И воскликнул:
— Да что вы!
Я сам одеваюсь, Когда захочу, А это — Ну., просто Сестренку учу!
Идет письмоносец В другую квартиру — И видит На кухне такую картину:
Тарелки
Помыты
И сложены в груду,
А мама и дочь
Вытирают Посуду.
Сказал почтальон, Улыбнувшись: — Беда! Простите, Я снова Попал не туда.
Спустился
Во двор
Письмоносец
И вскоре
Чуть-чуть не упал
На трехлетнего Борю —
Цветы Поливал он Из маленькой Лейки. И здесь Не нашел Почтальон Неумейки!
Присел Почтальон, Отдохнул И опять
Отправился в путь Неумейку искать.
... Письмо
Получателя ищет
По свету,
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?
Два слова
В конверте
Письма заказного:
ПОЗОР
НЕУМЕЙКЕ!
Обидных два слова.
И я вас прошу,
Постарайтесь,
Ребята,
Чтоб это письмо
Не нашло
Адресата!
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.......................................................................................................... 3
I КВАРТАЛ ...........................................................................................................8
Сентябрь. 1неделя. Планирование работы.....................................................8
Развитие речи. «Вот и лето прошло»................................................................... 12
Конструирование.
«На даче у Капризной кошки»............................................................................. 13
Аппликация. «Цветы на даче» .......................................................................... 15
Природа. «Наши цветы» .................................................................................... 17
Лепка. «Жуки на клумбе».................................................................................... 19
Познание окружающего мира. «Здороваться — прощаться»........................... 21
Сентябрь. 2 неделя. Планирование работы..................................................24
Художественная литература. «Мы любим играть» ......................................... 28
Познание окружающего мира. «Вежливые слова» ............................................ 30
Развитие речи. «Дружба не кончается»............................................................... 31
Лепка. «Ушастые пирамидки» ........................................................................... 33
Рисование. «Картинки для шкафчиков» ........................................................... 35
Конструирование.
«Домики для обезьянки Анфисы»....................................................................... 37
Сентябрь. 3 неделя. Планирование работы...................................................40
Конструирование.
«Дома на нашей улице».......................................................................................... 44
Развитие речи. «Городской транспорт»................................................................ 46
Познание окружающего мира. «На городских улицах»...................................... 48
Аппликация. «Автобус с цветными окошками» .............................................. 51
Художественная литература «Дядя Степа - милиционер».............................. 53
Лепка
«Разноцветные трамвайчики» .......................................................................... 54
Сентябрь. 4 неделя. Планирование работы............................................... 56
Познание окружающего мира. «Магазины» .................................................... 61
Лепка. «Вот какой у нас арбуз!» ....................................................................... 63
Математические представления. Занятие № 1 ............................................... 65
Рисование. «Наш арбуз» .................................................................................. 67
Природа. «Такие разные фрукты и овощи» ............................................... 69
Развитие речи. «Пошла Поля полоть петрушку в поле» ........................... 71
Октябрь. 5 неделя. Планирование работы................................................. 73
Развитие речи. «Зина, коза и заяц» ............................................................. 79
Лепка. «Грядки с капусткой и морковкой»................................................... 81
Математические представления. Занятие №2.............................................. 83
Аппликация. «Заюшкин огород».................................................................. 86
Познание окружающего мира. «Сад и огород» ......................................... 88
Художественная литература. Сказки В. Сутеева.......................................... 91
Октябрь. 6 неделя. Планирование работы................................................. 93
Познание окружающего мира. «Хлеб да каша».......................................... 98
Развитие речи. «Оладушки с печи горячи»................................................. 100
Математические представления. Занятие № 3 ........................................... 103
Рисование. «Храбрый петушок»................................................................... 105
Художественная литература. «Петушок и бобовое зернышко»................ 107
Лепка. «Петушок и курочка» ..................................................................... 108
Октябрь. 7 неделя. Планирование работы.................................................110
Познание окружающего мира. «Деревня» ................................................. 114
Природа. «Домашние животные» .............................................................. 116
Развитие речи. «Как поросенок говорить научился» ................................. 118
Лепка. «Веселые поросята»........................................................................... 120
Аппликация. «Лужи для веселых поросят»................................................. 122
Конструирование. «Деревенская улица» .................................................. 123
Октябрь. 8 неделя. Планирование работы.................................................127
Природа. «В гости к рябине» .................................................................... 131
Рисование. «Гроздь рябинки»...................................................................... 133
Познание окружающего мира. «Времена года. Осень» ........................... 134
Лепка. «Банки с соленьями и вареньями» .................................................. 138
Математические представления. Занятие № 4............................................. 139
Развитие речи. «Синичкина кладовая»........................................................ 141
Ноябрь. 9 неделя. Планирование работы...................................................143
Развитие речи. «Как коза избушку построила».......................................... 148
Лепка. «Миски для трех медведей» ............................................................ 150
Познание окружающего мира. «Мебель».................................................... 152
Конструирование.
«Мебель для трех медведей».................................................................. 154
Рисование. «Салфетки с узором для трех медведей» .............................. 157
Художественная литература. «У страха глаза велики» ............................ 159
Ноябрь. 10 неделя. Планирование работы.................................................161
Развитие речи. «Серый катится клубок»..................................................... 166
Лепка. «Вот ежик — ни головы, ни ножек»................................................. 168
Математические представления. Занятие № 5 ........................................... 170
Рисование. «Осенний ковер для ежиков».................................................... 173
Познание окружающего мира. «Книги»...................................................... 175
Художественная литература. «Лесной колобок — колючий бок» .... 177
Ноябрь. 11 неделя. Планирование работы..................................................179
Развитие речи. «Есть где-то Кошачья планета».......................................... 183
Лепка. «Котенок спит на батарее»................................................................. 185
Природа. «Одежда животных» .................................................................... 187
Рисование.
«Перчатки и котятки».............................................................................. 189
Познание окружающего мира. «Одежда»................................................... 191
Конструирование. «Дети гуляют в парке».................................................. 193
Ноябрь. 12 неделя. Планирование работы.................................................195
Познание окружающего мира. «Обувь» ..................................................... 200
Рисование. «Сороконожка» ........................................................................ 204
Художественная литература. «Чудо-дерево» К. Чуковский...................... 205
Лепка. «Чудо-дерево»................................................................................... 207
Математические представления. Занятие № 6 ........................................... 209
Развитие речи. «Да здравствует Туфляндия!»............................................ 210
Тексты произведений к занятиям................................................................. 213
II КВАРТАЛ......................................................................................................217
Декабрь. 13 неделя. Планирование работы................................................217
Познание окружающего мира. «Части суток. Сон».................................... 222
Художественная литература. «Колыбельные»............................................ 225
Математические представления. Занятие № 7 .......................................... 227
Аппликация. «Лоскутное одеяло» ............................................................... 229
Лепка. «Сова и синица»................................................................................. 231
Развитие речи. «Зимняя сказка» ................................................................. 233
Декабрь. 14 неделя. Планирование работы ..............................................235
Природа. «Зима»............................................................................................ 238
Рисование.
«Зайка серенький стал беленьким» ....................................................... 240
Развитие речи. «Летают, летают белые мухи»........................................... 242
Конструирование. «Мордочки животных»................................................. 244
Лепка. «Лисенок» .......................................................................................... 246
Познание окружающего мира. «Времена года. Зима» ............................... 248
Декабрь. 15 неделя. Планирование работы................................................251
Познание окружающего мира. «Игрушки. Подарки» ........................... 254
Природа. «Кролик — это не игрушка!» ..................................................... 256
Развитие речи. «Какие бывают подарки».................................................... 258
Рисование. «Пушистые игрушки»................................................................ 260
Лепка. «Дед Мороз принес подарки» ......................................................... 261
Конструирование. «Елочные игрушки» ...................................................... 263
Декабрь. 16 неделя. Планирование работы................................................265
Развитие речи. «Вставайте в хоровод, встречайте Новый год!» ............. 268
Конструирование. «В новогоднем лесу»..................................................... 270
Художественная литература. «Стихи о елке».............................................. 273
Аппликация. «Зайчики на елке» ................................................................. 275
Лепка. «Снегурочка танцует» ....................................................................... 276
Познание окружающего мира. «Волшебство»............................................ 278
Январь. 17 неделя. Планирование работы.................................................281
Развитие речи. «В защиту Деда Мороза» ................................................. 285
Математические представления. Занятие № 8 ........................................... 286
Познание окружающего мира. «Гости»....................................................... 288
Аппликация. «Вкусный торт»....................................................................... 290
Художественная литература. «Два жадных медвежонка».......................... 291
Лепка. «Два жадных медвежонка»............................................................... 292
Январь. 18 неделя. Планирование работы.................................................294
Развитие речи. «Белые фигурки»................................................................. 298
Лепка. «Нарядные снеговики»...................................................................... 299
Природа. «Снег и лед».................................................................................. 302
Рисование. «Снеговики в шапочках и шарфиках» ..................................... 303
Познание окружающего мира. «Лыжи и санки»......................................... 304
Конструирование. «Горки» .......................................................................... 307
Январь. 19 неделя. Планирование работы.................................................309
Познание окружающего мира. «Валенки и варежки» .............................. 315
Математические представления. Занятие № 9 ........................................... 317
Природа. «Птицы зимой» ............................................................................ 319
Лепка. «Воробушки на кормушке» ............................................................ 321
Рисование. «Как розовые яблоки, на ветках снегири»............................. 324
Развитие речи. «Узоры на снегу» ............................................................. 325
Февраль. 20 неделя. Планирование работы...............................................328
Развитие речи. «Африка снится»............................................................... 332
Аппликация. «Полосатые зебры»................................................................. 334
Художественная литература. «Айболит»..................................................... 336
Лепка. «Жираф заболел»............................................................................... 338
Конструирование.
«Животные»............................................................................................. 339
Познание окружающего мира. «Медсестра и врач»................................... 341
Февраль. 21 неделя. Планирование работы ............................................344
Развитие речи. «Море, я к тебе бегу» ........................................................ 349
Математические представления. Занятие № 10 ......................................... 351
Природа. «Морские животные»................................................................... 353
Лепка. «Рыбки и водоросли в подводном мире» ..................................... 354
Рисование. «Крошки-осьминожки».............................................................. 356
Познание окружающего мира. «Тонет — не тонет».................................... 358
Февраль. 22 неделя. Планирование работы...............................................361
Познание окружающего мира. «Ссора и примирение»............................... 364
Лепка. «Вертолеты» .................................................................................... 366
Развитие речи. «Смелый, сильный, волевой» ............................................. 368
Аппликация. «Мышата-моряки».................................................................. 371
Конструирование.
«Корабли и самолеты»............................................................................. 373
Природа. «Как животные и растения защищаются» ................................ 374
Февраль. 23 неделя. Планирование работы...............................................376
Развитие речи. «Как люблю я маму»........................................................... 380
Математические представления. Занятие № 11 ........................................ 382
Познание окружающего мира. «Будн