Развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду»

Задачи.Подводить детей к сочинению небольших рассказов по содержанию русской народной прибаутки. Активизировать глаголы. Учить образовывать формы родительного падежа множественно­го числа существительных. Развивать фонематическое восприятие, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р», «рь». Учить слышать их в словах.

Материалы, инструменты, оборудование.Игрушки: собака, щенок, лягушка, мышка, теленок, кукла, дудочка. Ватка со спиртом. Кар­тинки, с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки «р» и «рь», по количеству детей. Коробочка для картинок.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель загадыва­ет детям загадку:

Лежит — молчит, Подойдешь — заворчит. (Собака)'

Затем говорит:

— К нам в гости пришел пес Барбос, — достает игрушку и здорова­
ется с детьми от имени персонажа. — Барбос умеет считать. Он очень
умный.

Затем педагог ведет диалог от имени персонажа:

—Вот спросите у меня: «Барбос, сколько у тебя хвостов?» И я от­
вечу. (Дети спрашивают.)

—А теперь спросите про глаза. Про нос. Про лапы. (Дети спраши­
вают хором и индивидуально.)

После этого педагог продолжает:

— Барбос хочет с вами поиграть. Когда Барбос рычит, слышится
«р—р—р». А когда рычит маленький щеночек, слышится «рь—рь—рь».
(Показывает игрушку.) Вот этот щенок. Его зовут Шарик.

Далее воспитатель объясняет детям правило игры:

— Барбос принес картинки. В их названиях слышатся звуки «р»
и «рь». Надо взять картинку, произнести слово, выделяя звуки «;?» и
«рь», и поставить картинку рядом с Барбосом, если слышится звук
«р», или с Шариком, если слышится звук «рь».

В игре используются картинки: рак, роза, рыба, рысь, шар, курт­
ка, перчатки, ракета, карандаш, ручка, рябина, якорь, репка, редис­
ка, береза, огурец, черепаха, сирень, тарелка, брюки. (Возможны за­
мены.) |

Когда все картинки расставлены, воспитатель предлагает одному из детей назвать все картинки, которые есть у Барбоса, а другому — картинки, которые есть у Шарика.

Затем проводится другая игра с этими же картинками. Каждому ребенку надо взять картинку, назвать, что на ней изображено, выде­ляя звук «р» или «рь», и сказать, что этот предмет может делать или что с ним можно делать. Когда картинка названа, ее убирают в коробку.

После этого педагог говорит детям:

— Шарик и Барбос живут в деревне. Пасут вместе с пастухом ко­
ров. Послушайте, какая история приключилась однажды.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала1.

Воспитатель предлагает детям поиграть:

— Вот идет пастух, играет на дудочке. Положил дудочку в карман,
а она выпала. (Наверное, у него в кармане была дырочка.) Как вы ду­
маете, кто мог найти дудочку?

Выставляет на стол игрушки: мышку, лягушку, теленка.



развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru 1 Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно / Сост. Г.М. Науменко. — М.: Дет­ская литература, 1991. С. 31.

1 Трынцы-брынцы, бубенцы. / Сост. Г.М. Науменко. — М.: Детская литература, 1984.С. 49.

— Давайте пофантазируем, что делали с дудочкой мышка, теленок и лягушка.

Выслушивает фантазии детей, обобщает и расширяет их отве­ты, например: лягушка потрогала дудочку — она ей не понравилась, мышка попробовала погрызть дудочку — не получилось, теленок об­лизал дудочку — невкусная.

Затем продолжает: «А нашла дудочку и отдала пастушку девоч­ка Варя». Достает куклу и предлагает детям сочинить свою исто­рию о пастушке и дудочке. Выслушивают двоих детей. Хорошо, чтобы это были самостоятельные высказывания. Но в случае не­обходимости педагог подсказывает начало фразы. Рассказ сопро­вождается действиями с игрушками. Желательны импровизации.

После этого воспитатель говорит: «Можно придумать, что дудочку нашел ворон и взял ее себе. Послушайте».

Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Сидит ворон на дубу, Сидит ворон на дубу, Он играет во дуду1.

Выбирают, кто из детей будет «вороном». Дети идут по кругу и рас­сказывают потешку вместе с воспитателем. Затем «ворон» играет на дудочке, а дети пляшут. После этого выбирается новый «ворон». Игра повторяется несколько раз по желанию детей. Педагог каждый раз протирает дудочку ваткой, смоченной спиртом. Занятие переходит в свободную деятельность детей.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Моя родина»

Задачи.Формировать первые представления о том, что такое родина. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа, рассказать о значении березы для русской куль­туры.

Материалы, инструменты, оборудование.Туески, короба, плетен­ки, детские игрушки-погремушки (шаркунки), браслеты, обручи'на голову и другие предметы, сделанные из бересты. Кусочки бересты с процарапанными на них буквами и рисунками. Березовый веник, аптечная упаковка с березовыми почками. Иллюстрации с изоб­ражениями русской березки, процесса получения березового сока. Тонкий металлический крючок или спица.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение, которое называется «Рисунок» (автор — Алексей Шевченко):

Я нарисую дом, Скамейку у калитки, На листьях лопуха Две завитых улитки. Вот бабушка в окне. Ромашковый букет. Вам это все равно? А мне роднее нет!'

Воспитатель спрашивает детей, почему для других людей это мес­то ничего не значит, а для того, кто написал это стихотворение, нет его роднее. Объясняет, что для каждого человека самым любимым и дорогим является то место, где он родился и вырос, где живут его ро­дители, бабушки и дедушки. Обсуждает с детьми, какое место для них самое родное — дача или деревня, где они отдыхают летом у бабушки с дедушкой, улица, на которой они живут и играют с друзьями, парк, в котором гуляют, детский сад и т. п.

Педагог говорит детям, что место, где человек родился и вырос, где живут его родители, называется родина. Обращает внимание де­тей на то, что слова «родина», «родители», «родные», «родился» — похожи друг на друга. Рассказывает детям, что очень многие русские люди, когда говорят о своей родине, вспоминают одно очень краси­вое дерево. Предлагает детям послушать загадку и отгадать, о каком дереве в ней говорится:

Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (Береза)2

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением рус­ской березки. Предлагает послушать стихотворение (автор — Алек­сандр Прокофьев):

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками.



развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru С.17.

Полная хрестоматия дошкольника. 3—4 года. — М.: Олма Медиа Групп, 2007.

1 Шевченко А.А. Рисунок // Я иду в школу [Текст] : поэзия / сост. М. Д. Яснов. —
СПб.: Детгиз, 2009.

2 Загадки. Самая большая книга. Сост. Деревянко Т.Н. - М: АСТ-ПРЕСС, 2009. С. 94.




Люблю березу русскую. Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится!'

Педагог обсуждает с детьми, что это за белый сарафанчик, пла­точки в карманчиках и сережки у березки, находит и показывает их на картинках.

Затем говорит детям, что не только за красоту любили всегда бе­резку. Показывает и рассматривает с детьми изделия, сделанные из бересты — туески, погремушки, браслеты и др. Рассказывает, что все они сделаны из коры березы, которая называется — береста. Кору разрезали на полоски и плели из них самые разные предметы. А еще, раньше, когда не было бумаги, на бересте писали. Воспи­татель обращает внимание детей на небольшой кусок бересты, на котором процарапаны буквы и рисунки. С соблюдением всех мер предосторожности показывает детям, как раньше писали и рисова­ли на бересте.

Далее достает березовый веник, спрашивает детей, знают ли они, что это такое, для чего он нужен. Рассказывает, что с березовым ве­ником люди ходят в баню париться. Летом ветки собирают, связыва­ют, высушивают, а потом в бане распаривают: мочат в горячей воде. Веником похлопывают по телу, делают массаж, что полезно для здо­ровья. Настой березовых веток полезен для кожи. Иногда на мокром теле банщика остается мокрый березовый листок, отсюда выраже­ние: «Пристал, как банный лист», т. е. никак не отцепляется. Бере­зовые листья и почки тоже используют как лекарство, заваривают и пьют получившийся настой.

Рассказывает детям, что очень вкусен березовый сок, который весной добывают из дерева, делая надрезы в коре; раньше по-славян­ски месяц март называли «березень», потому что в это время добы­вали сок; сейчас есть много других соков, и мы стараемся не портить березу. В березовом соке есть сахар, который не вредит зубам: ксилит, его получают из срубленных деревьев. Береза дает людям и замеча­тельные дрова, которые горят очень чисто, без копоти. Вот как много полезных вещей дарит людям береза.

Педагог подчеркивает, что люди всегда относились к березе очень внимательно и бережно, не рвали зря веток и листьев, Никог­да не срезали много коры и не забирали слишком много березового сока, чтобы не повредить дерево. Почему иногда мы видим перевя­занные стволы берез? Это люди собирали сок, а потом заботливо перевязали надрез.

В заключение воспитатель рассказывает детям, что весной, когда на березах появляются новые листочки, на лугах вокруг белостволь­ных красавиц раньше устраивали праздники — водили хороводы,

пели песни. Украшали березки цветами и лентами, завивали березо­вые ветви двух деревьев — плели из них венки. Люди верили, что если получится сплести такой венок и он не расплетется, то найдешь дру­га. Если девушки хотели дружить, то они должны были поцеловаться через венок из березовых веток — покумиться.

Педагог говорит детям, что они тоже устроят такой праздник, сплетут венки, будут водить хороводы и петь песни.

Последующая работа.В конце недели проводится музыкально-игровой досуг «Во поле береза стояла» с использованием произве­дений русского фольклора (хороводные песни, танцы, прибаутки, народные игры), предварительно разученные на разных занятиях. Могут быть использованы народные загадки и песни про березу. (При этом педагог обсуждает с детьми значения незнакомых им слов.)

1. На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, шапочки зелены.

2. Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

3. Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.

4. Во поле березонька стояла;
Во поле кудрявая стояла:
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Я пойду во поле погуляю,
Белую березу заломаю,
Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Народные песенки, заклички, прибаутки

Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями устно­го народного творчества — песенками, прибаутками, хороводными играми. Дать возможность почувствовать мелодику, плавность, рит­мичность, красоту народной речи, формировать первые представле­ния о понятии «народное».

Познакомить детей с рисунками художника Юрия Васнецова, иллюстрирующие народные песенки. Развивать эмоциональный от-



развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru 1 Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чте­нию. В 4-х частях. Часть 4. Ассоциация XXI век, 2006. С. 91.

1 В обработке О.Капицы // Большой подарок для самых маленьких. Русские на­родные сказки, песенки, потешки и прибаутки. — М.: Росмэн, 2008. С. 119.

клик на звучащее слово, желание стать активным участником вос­приятия содержания произведения.

Материалы, инструменты, оборудование.Иллюстрации Ю. Васне­цова к народным песенкам. Рисунки и иллюстрации с изображением русской избы, людей в русских народных костюмах. Детские книги с народными песенками, потешками, иллюстрированные рисунками Ю. Васнецова или А. Елисеева1.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель спра­шивает детей, откуда берутся стихи, рассказы, сказки, кто их при­думывает. Вспоминает вместе с ними, каких авторов детских книг они знают. Объясняет, что есть такие сказки, у которых нет автора. Их когда-то кто-то придумал, рассказал своим детям, а те запомни­ли и, когда выросли, пересказали их своим детям, а те — своим. Их называют «народные». А еще народными бывают песенки, потешки, прибаутки.

Педагог говорит, что сегодня почитает детям несколько таких народных стихотворений, песенок, прибауток. Их сочинили очень давно. Тогда еще люди жили не в высоких домах, как сейчас, а в деревянных избах (показ картинки), носили сшитые своими рука­ми платья и рубахи (показ картинки). Из этих песенок и прибауток можно узнать о том, как тогда жили люди, что делали. Например, раньше люди обращались к солнышку и дождю, просили, чтобы солнышко обогрело своими лучами все вокруг. Читает закличу, со­провождая чтение показом иллюстрации А. Елисеева к ней.

Солнышко-ведрышко, Прогляни, просвети! На яблоню высокую, На веточку зеленую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую2.

Объясняет, что еще весной люди просили дождик полить цветы и деревья, чтобы они росли и распускались. Зачитывает закличку:

Дождик, дождик, припусти! Чтобы житу подрасти, Травке напиться, Цветам раскрыться3.

Далее педагог обращается к детям:

— А еще рассказывали прибаутки — короткие истории про лю­
дей и разных животных. Например, отправляли коровушку пастись в
поле и просили принести побольше молока.

Раным-рано поутру Пастушок: ту-ру-ру-ру! А коровки ему в лад Затянули «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком1.

— Наедятся коровушки травы на лугу, домой возвращаются сы­
тые, довольные. А там их уже хозяйки ждут, будут коров доить, да,
напевая песенки, молоком ребяток поить.

Уж как я ль мою коровушку люблю! Уж как я ль то ей крапивушки нарву! Кушай вволюшку, коровушка моя! Ешь ты досыта, буренушка моя! Уж как я ль мою коровушку люблю! Сытна пойла я коровушке налью; Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек буренушка дала2.

— Пасли в чистом поле и коней, и про них рассказывали так. (По­
казывает детям иллюстрацию Ю. Васнецова и зачитывает прибаутку.)

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки-то —

бряк, бряк, бряк!

Золотые они —

звяк, звяк, звяк!3

— А когда выводили козлика на зеленый луг, говорили так:



развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru 1 Любимое чтение от года до семи. — М.: ООО «Издательство АСТРЕЛЬ», ООО
«Издательство ACT», 2003; Сорока /Русские народные песенки, потешки. — М: Са­
мовар. 2007.

2 Полная хрестоматия для дошкольников. Кн.2. Сост. С. Томилова. — Екатерин­
бург: У-Фактория, 2007. С.366.

3 Там же.

1 Полная хрестоматия для дошкольников. Кн.1 Сост. С. Томилова. — Екатерин­
бург.: У-Фактория, 2007. С. 21.

2 Русская народная песня в обр. К. Ушинского // Большой подарок для самых
маленьких. Русские народные сказки, песенки, потешки и прибаутки. — М.: Росмэн,
2008. С.123.

3 В обр. И. Корнауховой /Сорока. Русские народные песенки, потешки. — М.: Са­
мовар. 2007. С.13.




Привяжу я козлика К белой березке, Привяжу рогатого К белой березке:

— Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся!
Белая березка,
Стой, не качайся!1

Затем педагог предлагает детям послушать прибаутку про козоч­ку и поиграть в игру. Выбирается водящий — волк, остальные дети становятся козочками. Когда читается текст прибаутки, «козочки» ходят спокойно. Как только текст заканчивается, «волк» пытается поймать «козочек», пока они не спрятались от него под «березкой». В качестве березки может использоваться любой предмет: стул, об­руч и т. п.

Козушка-белоногушка По лесу ходила Волка дразнила:

— А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого волка

Под березкой схоронюсь2.

— Береза — одно из самых любимых деревьев русского народа. Ее белый нарядный ствол и свисающие ветви стали символом красоты нашей Родины. Весной на полянах, где растут березы, люди прово­дили праздники, водили вокруг берез хороводы, пели песни, играли в игры, веселились.

Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Травка шелковая3.

развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru 1 В обр. М. Булатова // Большой подарок для самых маленьких. Русские народные
сказки, песенки, потешки и прибаутки. — М: Росмэн, 2008. С. 76.

2 В обр. О. Капицы // Большой подарок для самых маленьких. Русские народные
сказки, песенки, потешки и прибаутки. — М.: Росмэн, 2008. С. 40.

3 В обр.К. Ушинского. // Любимое чтение от года до семи. — ООО «Издательство
АСТРЕЛЬ», ООО «Издательство ACT», 2003. С. 266.

Воспитатель спрашивает детей, как можно понять из этой песен­ки, что люди любят березу, как они ласково называют это дерево. Объясняет детям, что хоть мы и не пели эту песенку, а только произ­носили слова, все равно они очень похожи на песню, т.к. слова в ней напевные, протяжные.

Затем педагог приглашает детей в хоровод вокруг символической березки. Дети идут по кругу, взявшись за руки, педагог читает текст:

Березка белена, Маковка зелена, Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая. Где она стоит, Там лес шумит1.

Воспитатель заводит хоровод в другую сторону:

Мы гулять в зелен сад пойдем, Цветов нарвем, венков навьем. Уж мы к березоньке идем, идем, Поклонимся да и прочь пойдем.

На последние слова дети идут в центр круга, кланяются березке и отходят назад.

В конце занятия воспитатель спрашивает детей, понравились ли им народные песенки и прибаутки, говорит, что скоро они будут де­лать весенние венки, с которыми выйдут на улицу, к настоящей бере­зе, украсят ее, споют ей песни, поводят хороводы.

ЛЕПКА «Цветы на лугу»

Задачи.Учить детей в лепке передавать представление о внешнем виде конкретных цветов — по своему выбору (ромашка, мак, коло­кольчик, одуванчик). Создать условия для свободного выбора при­емов лепки с целью создания выразительного образа цветка (цвет, количество, форма и величина лепестков). Вызвать интерес к экспе­риментированию с цветом (смешивание белого пластилина с крас­ным и синим для получения розового и голубого). Уточнить технику лепки венчика цветка из шара способом сплющивания в диск и мо­делирования формы лепестков приемами прищипывания, вытягива­ния, загибания, надрезания, насечек и др. Развивать чувство формы, координацию в системе «глаз рука». Воспитывать интерес к отобра­жению природы в изобразительной деятельности.

развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru 1 Народная игра «Веночек», записанная в Ивановской обл. Г. Науменко// Березо­вая карусель. — М.: Детская литература, 1980. С.13.





Предварительная работа.Знакомство с луговыми цветами, отга­дывание загадок о луговых растениях. Рассматривание дидактичес­кого плаката «Луг» или художественных открыток (дидактических картинок) с изображением цветов луговых растений. Подготовка педагогом композиционной основы (из картона вырезается «лужок» в форме овала или фигурного «облака») и нескольких стебельков с бутонами из трубочек для коктейля (на бутонах должны быть цвет­ные пятнышки — синего, красного, желтого и белого цветов — для обыгрывания ситуации с появлением цветка из бутона и угадывания вида цветка по окраске лепестков.

Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин белого, крас­ного, синего, желтого, зеленого цветов; стеки, зубочистки, трубочки для коктейля (для стебельков); основа для коллективной компози­ции «Лужок» — картон, вырезанный в форме овала или «фигурного облака»; 3—4 стебелька из трубочек для коктейля с зелеными листоч­ками из пластилина.

Содержание образовательной деятельности.Педагог читает детям стихотворение о весенних цветах или загадывает загадки (по свое­му выбору). Спрашивает детей, какие цветы можно увидеть на лугу. Уточняя и поощряя ответы детей, показывает дидактические картин­ки или художественные открытки с изображением цветов (ромашка, одуванчик, клевер, мак, колокольчик).

Воспитатель показывает детям стебельки с зелеными листиками (трубочки для коктейля), размещенные на композиционной осно­ве. Обращает внимание на зеленые бутоны с цветными пятнышками (красным, желтым, синим, белым) и предлагает угадать, какие цветы появятся из этих бутонов. Если необходимо, уточняет представление детей о том, что такое бутон. Дети угадывают, какие это могут быть цветы — белая ромашка, синий колокольчик, желтый одуванчик, красный мак.

Педагог предлагает детям всем вместе подумать о том, как можно лепить цветы. Показывает пластилиновый шар и спрашивает, на ка­кой цветок это похоже. Дети вспоминают одуванчик. Педагог подска­зывает, что есть еще цветок, напоминающий шар, — это клевер, кото­рый бывает белым и розовым. Укрепляет шар белого цвета на стебель­ке из трубочки для коктейля, показывает детям и советует подумать, что еще нужно сделать, чтобы цветок стал красивым. Уточняет ответы детей и показывает, что цветок можно оформить стекой или зубочист­кой — нанести штрихи (бороздки), чтобы «проявились» лепестки.

Затем педагог показывает детям еще один пластилиновый шар и сплющивает его в диск. Спрашивает, какой цветок можно слепить таким способом. Выслушивает предложения детей и обобщает: из диска (лепешки) можно получить разные цветы. Показывает разные способы создания формы венчика:

*вытягивает лепестки пальчиками, *прищипывает по краю пальчиками,

*делает надрезы стекой (более глубокие или мелкие, редкие или частые),

*слегка загибает лепестки вниз и т. д.

Уточняет, что для большей схожести важно правильно выбрать цвет пластилина (белый для ромашки, желтый для одуванчика, си­ний для колокольчика). Спрашивает, как можно получить цвет для розовой кашки (клевера) и голубого колокольчика. Предлагает по­лучить нежные оттенки способом смешивания белого пластилина с красным (для розового) и синим (для голубого). Напоминает, что цветы нужно будет укрепить на стебельках и слепить зеленые лис­тики.

Дети выбирают материалы и лепят цветы. По окончании работы переносят на общую композиционную основу — «Лужок» и закреп­ляют с помощью кусочков пластилина зеленого цвета.

развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru

Последующая работа.Дети дополняют коллективную композицию «Лужок» по своему замыслу и желанию (лепят цветы и насекомых).

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №16

Задачи.Учить детей считать и пересчитывать в пределах пяти, соб­людая все правила; считать по осязанию (на ощупь), отсчитывая из большего количества меньшее; находить и называть знакомую форму предметов.

Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный мате­риал: сумка с наклеенными или нашитыми на нее знакомыми геомет­рическими фигурами.

Содержание образовательной деятельности.Формирование у де­тей умения считать продолжается в порядке, описанном в занятии № 10. Воспитатель подбирает предметы для счета всех родов и учит детей согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Также она еще раз обращает внимание детей на различение процесса и итога счета, когда называется последнее числительное.

Далее организуется игра «Чудесный мешочек» (см. занятие № 14). Ход и содержание игры повторяются, но в мешочке теперь не два, а три вида природного материала одновременно (например, шишки, каштаны, камешки или ракушки).

Затем воспитатель проводит с детьми игру «Кто позвал ?» (см. за­нятие № 6).

В следующей части занятия воспитатель закрепляет у детей зна­ния геометрических фигур. Она выходит из комнаты и возвращается с сумкой, на которую нашиты или наклеены знакомые детям геомет­рические формы разной величины и цвета. Спрашивает детей: «Что во мне изменилось? Появилось ли что-нибудь новое?». Дети заме­чают сумку. Все вместе разглядывают ее, называют, какие знакомые формы на ней видят. При назывании каждой новой формы воспи­татель предлагает кому-либо из детей подойти, показать ее на сумке и сосчитать, сколько всего таких форм. Ребенок показывает, дотра­гиваясь до каждой фигуры, а воспитатель показывает соответствую­щее количество пальцев. Последними пересчитываются прямоуголь­ники. Если дети не догадаются, что сама сумка тоже прямоугольной формы, воспитатель выразительно проводит рукой по сторонам сум­ки, ненадолго останавливая движение руки на уголках. Если и эта подсказка не помогает, воспитатель задает вопрос: «А какой же фор­мы эта сумка?». Дети отвечают: «Прямоугольная».

АППЛИКАЦИЯ «Весенний венок»

Задачи. Учить детей создавать в технике аппликации красивый весенний венок: составлять полихромные цветы из готовых форм, сочетая их по цвету, форме и величине, и приклеивать на бумажную полосу, замыкая ее в ободок (мерка «на себя»). Учить более сложным приемам оформления цветка. Развивать чувство цвета и композиции.

Предварительная работа.Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов; дидактические игры на воспри­ятие цвета. Дидактическая игра на цветовой модели «Домик братьев цветов» с целью развития восприятия цвета и получения гармонич­ных цветосочетаний (см. рисунок).

Материалы, инструменты, оборудование.Цветная бумага, готовые бумажные формы — цветы разной величины и расцветки; бумажные



полоски длиной по окружности головы детей с запасом на склеи­вание концов полоски в ободок; фантики, обрезки, кусочки ткани; ножницы, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки.

Содержание образовательной деятельности. Вначале занятия вос­питатель показывает детям венок (из одуванчиков или искусствен­ных цветов) и предлагает полюбоваться. Уточняет представление де­тей о том, что такое венок, как его плетут из цветов.

Предлагает детям самим сделать венки и поясняет, как это мож­но сделать: на бумажную полоску приклеить в ряд красивые цветы и склеить концы полоски, чтобы получился ободок.

Затем показывает, как получается пышный цветок: 2—3 вырезан­ные формы наклеиваются друг на друга таким образом, чтобы самый большой и яркий был внизу, а самый маленький — наверху. При этом склеивать цветы надо лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы получилась объемная форма. Цветы станут еще более пышны­ми, если по краю («берегу») сделать бахрому — небольшие надрезы, будто это много-много лепестков.

Педагог берет бумажный круг, одной рукой держит его и плавно поворачивает, в другой руке держит ножницы и делает неглубокие надрезы по всей окружности — от края к середине, словно лучи сол­нышка. Убедившись в том, что дети поняли показ и пояснение, пред­лагает им выбрать по своему желанию две-три формы разного цвета и размера (круги, овалы, «кляксы»), сделать на них «лепестки» (над­резы) и склеить серединками, чтобы получился пышный цветок. Се­рединку готовых цветков можно оформить комочками мятой бумаги.

Дети готовят по 5—7 цветков и приклеивают их на бумажные по­лоски, замыкая в ободок.

развитие речи «ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» - student2.ru

Последующая работа.Изготовленные детьми венки используют­ся во время музыкально-игрового досуга «Во поле береза стояла». Во время досуга используются разученные детьми на предыдущих заня­тиях игры, прибаутки, песни и хороводы.



МАЙ. 33 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.Праздничные дни начала мая дадут возможность педагогу поговорить с детьми о том, что та­кое праздник, увидеть праздничные приметы в окружающей жизни. На занятии по развитию речи педагог будет вовлекать детей в содер­жательное внеситуативное общение, обсуждая содержание расска­за В. Сутеева «Салют»; развивать интонационную выразительность речи, дикцию, уточнять и закреплять правильное произношение зву­ков «р», «рь» в стихотворных строчках. Дети будут разыгрывать роле­вой диалог в игре-драматизации по стихотворению Э. Мошковской «Шарик».

Они нарисуют поздравительную открытку с изображением празд­ничного салюта в технике «принт» (печать), экспериментируя с раз­ными художественными инструментами и материалами. На занятии по конструированию сделают конверт для поздравительной открыт­ки, закрепляя знакомый способ складывания прямоугольника попо­лам. Вырезая из бумаги воздушные шарики для создания коллектив­ной композиции, дети познакомятся с новым способом попарного закругления уголков квадрата и прямоугольника, сложенных попо­лам. Их работы будут использованы для оформления помещения группы к празднику.

Педагог поговорит с детьми о том, что такое почта, расскажет им о профессии почтальона, обсудит, как можно поздравить с праздни­ком тех людей, которые находятся далеко от нас (отправить открытку, письмо, позвонить по телефону).

Читая стихотворение Я. Акима о письме для Неумейки, педагог будет учить детей внимательно слушать, понимать смысл произведе­ния, рассуждать по поводу услышанного, отвечать на вопросы, при­нимать участие в обсуждении. Проблема самостоятельности детей будет поддержана в процессе чтения произведений М. Зощенко и Е. Пермяка вне занятий.

Во время наблюдений в природе педагог будет обращать внима­ние детей на признаки уходящей весны и приближающегося лета, в том числе на изменения в поведении птиц.

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
  После завтрака 1. Развитие речи. «Любимые праздни­ки».

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    2. Физкультура № 33.1. Повторение тех­ники метания мячей различными спосо­бами. Развитие силы: упражнения с пре­одолением веса собственного тела — упо­ры, висы и т. д.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Классы». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки К. Чуковского «Теле­фон».
Вечер Дидактическая игра «Воздушные шары». Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Аппликация. «Разноцветные шары». 2. Музыка № 33.1. Слушание музыки: «Птичка на ветке» (муз. Р. Паулса, ел. И. Мазнина (из Я. Райниса). Пение: «Птичка на ветке» (муз. Р. Паулса, ел. И. Мазнина (из Я.Райниса), «Ой, за­инька, по сеничкам» (рус. нар. пес­ня в обр. Л. Абелян). Игра на детских музыкальных инструментах: рус. нар. песни «Скок-скок-поскок», «Я на гор­ку шла».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Кегли». Игры по инициативе детей.
После сна Просмотр мультфильма по сказке Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Поч­та». 2. Рисование. «Вот какой у нас салют!»
Прогулка Наблюдения в природе. Динамичная прогулка: подвижные игры «Кегли», «Классы», прыжки с короткой скакалкой. Игры по инициативе детей.





День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение стихотворения С. Маршака «Почта».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из бумаги. «Почто­вые конверты». 2. Музыка № 33.2. Слушание музыки: Н. Полынский, «К роднику за водой». Музыкальное движение: этюд «За водой» (Н. Полынский «К роднику за водой»), этюд «Игра с водой» (франц. нар. мело­дия).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Пробеги и не сбей». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «Не­умейка» Яков Аким. 2. Физкультура № 33.2. Повторение тех­ники бега различными способами (забра­сывая голень назад, выбрасывая прямые ноги вперед, широким шагом и т. д.). Раз­витие силы: упражнения с преодолением веса собственного тела (упоры, висы и т.д.)
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: прыжки с короткой скакалкой. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Миша маму хотел перехитрить».
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдение в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель напоминает детям, что вес­на заканчивается, скоро придет лето, обсуждает вместе с ними, что бывает весной, а что — летом. Вместе с воспитателем дети обходят

территорию (например, идут по экологической тропинке) и вспоми­нают признаки весны. Воспитатель подводит их к дереву, кустарнику, клумбе или другому объекту, и спрашивает:

—Какими были эти веточки в начале весны? (Голыми, без лис­
тьев.)

—Какой была клумба в начале весны? И т. п.

В северных районах ведутся наблюдения за оттаиванием почвы, таянием снега, за прорастанием растений и появлением животных.

На этой неделе особое внимание уделяется наблюдению за пти­цами. В течение всей недели дети выясняют, какие птицы появились на участке. Воспитатель показывает детям изображения разных птиц. Задача детей — определить тех, которых они встречали на территории детского сада, в парке, лесу, во дворе своего дома. Воспитатель обра­щает внимание детей на то, что теперь уже не встретишь синицу или снегиря, которые зимой и ранней весной прилетали к кормушкам, выясняет с детьми, почему эти птицы теперь не прилетают, объясня­ет им, что весной в лесу появились разные насекомые, которых едят синицы, а снегирям теперь несложно найти растения. Во время на­блюдений воспитатель акцентирует внимание на особенностях поле­та разных птиц, на то, как они передвигаются по земле. Затем дети с помощью движений показывают особенности передвижения разных

птиц.

Если на территории есть скворечники, дети наблюдают за посе­лившимися в них птицами: какие это птицы, что они делают в тече­ние дня, куда летают чаще всего, где пьют воду, и т. п. Такие же на­блюдения организуются за птицами, которые свили гнездо на дереве или под крышей. В северных регионах наблюдают за возвращением птиц, обсуждают, откуда эти птицы прилетели, что будут делать в тундре. В отдельных районах проводится посадка растений и высадка рассады в грунт.

Дети вместе с воспитателем слушают пение птиц, пытаются уз­нать птиц по голосу.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комна­те. Дети наблюдают за птицами, подкармливают их, слушают их голоса, сравнивают декоративных птиц с теми, за которыми они наблюдали на улице: чем похожи, чем отличаются. Если позволяет погода, дети выносят на улицу морскую свинку, кролика, золотис­того хомячка, выпускают его на ограниченном пространстве и на­блюдают за тем, как животное ест траву, какую и

Наши рекомендации