Тексты произведений к занятиям

ДЕКАБРЬ. 14 НЕДЕЛЯ

МОРОЗНОЕ ОКОШКО

Наталья Абрамцева

Котенок Кис был маленьким и со всеми хотел дружить. А больше всех — с окном: большим, блестящим, прозрачным.

—Вы самое красивое на свете! — сказал окну Кис. Раздался зве­
нящий легкий смех.

—Неужели самое красивое? — рассмеялось окно. Кис не мог по­
добрать слов: «Вы... Вы... Вы...»

—Не хвали, перехвалишь, — рассыпался голос окна. — Лучше
прыгай ко мне.

—Высоко, — испугался Кис, — а я маленький. Окно перестало
звенеть, будто ожидая чего-то. Долго ждать не пришлось. Котенок
прыгнул. Два горшочка с фиалками — один с белыми, другой с ли­
ловыми, — быстро раздвинулись, уступая котенку место на подокон­
нике.

—Давай знакомиться, — одобрительно зазвенело окно.

—Я котенок Кис. Милое окно, вы такое красивое!

А почему вы прозрачное? А за вами — это что? — пригляделся Кис. — Какие-то черные прутья? Зачем они? Такие некрасивые...

—Я прозрачное потому, что так захотели люди. Им приятно ви­
деть то, что за мной.

—Приятно видеть эти грустные черные прутья?!

—Придет время, малыш, и из-за этих, как ты говоришь, грустных
прутьев, ты забудешь обо мне.

... Шли дни. Осень дождливая кончилась. Зима пришла. Котенок подрос немножко. Горшочки с фиалками уже привычно уступали ему место на подоконнике. Блестящее окно стало еще красивее, наряд­нее. Сначала на стекле появились прекрасные звезды — снежинки. Затем чудесные белые кружева. Потом они превратились в бурное море. А потом друг окна Мороз нарисовал на стекле пушистые елоч­ные лапы. Они были как настоящие. Это случилось как раз под Но­вый год.

Котенок Кис очень сдружился с красивым окном, привык к его звенящему голосу. И, конечно же, думать забыл о голых прутьях на





улице. Кто-то как-то между прочим сказал ему, что они называются ветками, кустами, деревьями.

А чудесные превращения окна продолжались. На стекле появля­лись то невиданные узоры, то снова волшебные кружева, то опять резные снежинки. И ни разу прекрасные рисунки не повторялись. Каждый день новые. Потом пришел месяц март. Это было и хорошо и плохо. Хорошо потому, что солнечные лучи стали ярче и оттого узо­ры на окне засверкали тоже ярче. А плохо потому, что солнце стало горячее, и чудесные рисунки быстро исчезали.

А потом произошла страшная неприятность. Она называлась ре­монт. Котенку на время запретили входить в комнату с окном. Долго тянулся ремонт. Долго не виделись котенок и окошко. Прошел ап­рель, половина мая. Наконец неприятности кончились, ремонт ушел насовсем.

Кис тут же помчался к окну. Фиалки не забыли его — уступили место. Мгновенье — Кис на подоконнике... и... Он забыл об окне. Обо всем забыл, он увидел, что черные ветки превратились во что-то прекрасное, зеленое-зеленое. Казалось, что деревья и кусты живые! А может, так оно и было. Маленький Кис увидел это зеленое чудо не только глазами, но и ушами, и носом. Недавно распустившиеся лис­точки шелестели какую-то только что сочиненную мелодию. А как они пахли!

Маленький Кис замер. Он и не заметил, что самого окна почти не видно: распахнуто окно. Застыл котенок на миг и кинулся, хорошо этаж первый, в зелень. На все лето кинулся! Он забегал домой. Иног­да. Но там, в зеленом теплом времени года, что зовется лето, ему было гораздо лучше.

А окну? Окно не ошиблось. Котенок забыл о нем. Правда, иног­да, когда Кис дремал в зеленой траве, ему снились белые звездочки и мохнатые новогодние лапы. Окно не обижалось. Могло ли взрослое умное окно сердиться на котенка, который просто голову потерял. И еще. Окно точно знало, что тепло — не навсегда, что придут холода. Окно знало, что его хозяйка замерзнет и попросит не пускать домой холод. И окно закроется. И тогда, в этом мудрое окошко не сомне­валось, подойдет повзрослевший Кис и немного виновато посмотрит вверх. Фиалки, белые и лиловые, недовольно — они еще не совсем простили котенка — уступят ему место, и Кис легко прыгнет на подо­конник.

— Простите меня, — скажет Кис.

— О чем ты? — будто бы удивится окошко. А еще через некото­
рое время из дальних северных стран вернется друг окна — Мороз.
И на стекле снова появятся чудесные рисунки: то звезды-снежинки,
то волшебные кружева, а под Новый год самые настоящие пушистые
елочные лапы. И Кис скажет:

— Вы самое, самое красивое!

ЯНВАРЬ. 16 НЕДЕЛЯ.

ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА

(венгерская сказка)

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоже­ный, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не рас­ставаться друг с другом. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.

Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались.

Понурые брели они рядышком.

— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался млад­
ший.

— И мне хочется! — сказал старший. Так они все шли да шли и
вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить
ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый бо­
ялся, что другому достанется больше. Спорили они, рычали, и вдруг
подошла к ним лиса.

— О чем вы спорите, молодые люди? — спросила лиса.
Медвежата рассказали ей о своей беде.

— Какая же это беда! — сказала лисица. — Давайте я вам поделю
сыр поровну: мне, что младший, что старший — все одно.

— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата. — Дели!

Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола голо­вку так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.

Медвежата закричали:

—Этот больше!
Лиса успокоила их:

—Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его.

Теперь большим стал меньший кусок.

—И так неровно! — забеспокоились медвежата.

—Ну, полно! — сказала лиса. — Я сама знаю свое дело.

И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.

— И так неровно! — закричали медвежата.

— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как
рот ее был набит вкусным сыром. — Еще самая малость — и будет
поровну.

Лиса продолжала делить сыр.

А медвежата только черными носами водили туда-сюда, туда-сю­да — от большего куска к меньшему, от меньшего — к большему.

Пока лисица не наелась досыта, она все делила и делила.

Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.

— Ну что ж, — сказала лиса, — хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата!

И, помахав хвостом, она убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

III КВАРТАЛ

МАРТ. 24 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе воспита­тель будет обращать внимание детей на первые весенние изменения в природе: ярче светит солнышко, подтаивает снег, появляются прота­лины. Дети начнут проращивать бобовые, овес, готовить травку для попугайчиков.

Праздничная атмосфера начала марта, организация чаепитий для мам и бабушек позволят педагогу расширить представления детей о разных видах посуды (столовая, кухонная, чайная), ее назначении, материалах, из которых ее изготавливают. Они будут учиться класси­фицировать ее по разным признакам, познакомятся с работой пова­ра, увидят, какую посуду он использует для приготовления еды. Эта информация обогатит содержание самодеятельных сюжетно-ролевых игр детей. Формированию навыков сотрудничества и сотворчества бу­дет способствовать коллективная лепка чайного сервиза для игрушек. Струмышка из сказки Н. Абрамцевой «поселится» в вылепленном сервизе, и дети смогут придумывать с ней свои собственные игровые сюжеты. На занятии по аппликации дети познакомятся с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства — вышивкой и ткачеством, и сами создадут свой узор на декоративной салфетке.

Работа педагога также будет направлена на развитие словарного запаса, описательной речи детей, умения задавать вопросы и отгады­вать загадки.

На занятиях по математике дети будут учиться определять равенс­тво и неравенство двух количественных групп, находить сходство и отличие плоских и объемных фигур (круг, шар, квадрат, куб).


День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей. Экскурсия на кухню детского сада — знакомство с работой повара.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Посуда». 2. Физкультура № 24.1. Совершенствова­ние умения строиться в одну шеренгу. За­крепление умения передвигаться по рей­кам гимнастической стенки приставным шагом вправо и влево. Развитие быстро­ты: подвижная игра «Не опоздай».

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры по желанию детей. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар».
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей. Рассматривание предметов столового и чайного сервизов (предварительная ра­бота к занятию по лепке).
После завтрака 1. Лепка. «Чайный сервиз для игрушек». 2. Музыка № 24.1. Подготовка к утрен­нику «Мамин праздник» на разученном материале.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Не опоздай». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Лиса ижуравль» (в обработке А. Толстого).
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Математические представления. За­нятие № 12. 2. Аппликация. «Салфетка под игрушеч­ную посуду».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: «Метелица», «Перетяжки», «Прятки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
  После завтрака 1. Развитие речи. «Посуда бывает раз­ной». 2. Музыка № 24.2. Проведение утренни­ка «Мамин праздник».

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Перетяжки», «Жмур­ки». Игры по инициативе детей.
  После сна Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цо­котуха».
  Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «Чудеса, да и только» Наталья Абрамцева. 2. Физкультура № 24.2. Разучивание тех­ники ходьбы по наклонной поверхности. Повторение техники прыжков на месте с короткой скакалкой (на двух ногах с меж­дускоком). Развитие выносливости: мед­ленный бег до 1,5 мин.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Метелица», «Прят­ки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель организует наблюдения за первыми весенними явлениями природы, обращая внимание на осо­бенности погоды, высоту стояния солнца, ветер, таяние снега, появ­ление новых птиц на участке и другие изменения в природе. (В каж­дой природной зоне эти явления будут разными).

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель организует наблюдения за проращиванием семян рас­тений. Каждый ребенок выбирает фасолину (горошину), рассматри­вает ее, кладет на блюдечко с мокрой ваткой и наблюдает за тем, что происходит. Если ватка высыхает, ее снова увлажняют. Когда фасоль прорастет, дети рассматривают ее стебелек и корешок. Позже мож­но высадить растение в емкость с почвой и продолжить наблюдения. Можно также организовать наблюдения за прорастанием луковиц, помещенных в прозрачные баночки, или посадить семена овса для попугайчика.





Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.На занятиях дети получили представления о разных видах посуды: столовая, кухонная, чайная, они описывали ее, отгады­вали загадки о ней, знакомились с работой повара. Эта информа­ция обогащает содержание ролей любимых игр бытовой темати­ки. С неизменным интересом дети играют в приготовление пищи, сервируют стол, ждут гостей, угощают людей и животных и пр. Поделки, изготовленные на занятии (посуда, коврики и поло­тенца), отдаются детям для игр в игровом уголке. Это поддержит интерес детей к играм этой тематики. Могут возникнуть игры в семью, гости, день рождения, детский сад, кормление домашних животных. Часто игровые действия, относящиеся к людям, дети переносят на персонажей-животных, играют в «кошачью, соба­чью семью», кормят своих «детенышей».

Воспитатель поддерживает инициативу детей в организации этих игр. А, становясь участником, она может включиться в игру для того, чтобы показать формы вежливого обращения, связанные с ролями (хозяйка и гости, повар и посетители кафе и пр.). В роли хозяйки дома или официанта демонстрирует, как приветливо встретить гос­тей: «Проходите, гости дорогие. Рады вас видеть, садитесь, угощай­тесь...», показывая радушное поведение. А гости в ответ благодарят «хозяйку». Так в игре задается ситуация взаимодействия и образец вежливого поведения, правила этикета.

Можно ввести сюрпризные моменты: например, в одной из кас­трюлек обнаруживается лягушка (мышка, белка); оказывается, она прискакала из леса, испугалась шума и спряталась в кастрюльку. Ее вынимают, успокаивают, угощают и т. д.

Бытовые сюжеты знакомы и привлекательны для всех детей, по­этому даже плохо играющие дети, не пользующиеся симпатией в группе, могут быть легко включены в общую игру в качестве гостей.

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.Конс­труирование из крупных модулей (блоков). Для реализации игровых сюжетов (семья, гости, день рождения, праздник и т. п.) можно использовать мягкие крупные модули. Они позволяют быстро сконструировать мебель — стол, стулья, диван. Дети не только мо­гут постелить на стол скатерть, поставить «торт», вазу с цветами, посуду и т. п., но и сами по-настоящему сидеть на стульях и дива­нах. При этом воспитатель, взявший на себя, например, роль ба­бушки одного из гостей, также может сидеть среди детей. Это им всегда очень нравится, они стараются поудобнее устроиться сами и усадить воспитателя, с удовольствием разыгрывают сюжеты раз­ной тематики.


Наши рекомендации